logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта

Грузовые АТС, в зависимости от устройства кузо­вов и дру­гих конструктивных особенностей, определяющих харак­тер их использования, подразделяются на грузовые АТС общего назна­чения и специализированные.

Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозок различных грузов навалом или в таре и имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудуе­мый в ряде случаев дугами с тентом.

К специализированным АТС относятся автомобили, при­цепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначен­ные для перевозки грузов определенных видов или оборудован­ные специальными погрузо-разгрузочными устройствами.

Специализация автомобилей обусловлена необходимостью повышения качества и эффективности перевозок народнохозяйственных грузов, сниже­ния трудоемкости ПРР и др. СПС – одно из звеньев комплексной механизации многих производственных и технологи­ческих процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, тор­говле и других отраслях.

К СПС относятся: са­мосвалы, цистерны, фургоны, самопогрузчики, трубовозы, ме­талловозы, контейнеровозы, тяжеловозы, лесовозы, а также АТС для перевозки строительных конструк­ций, для сельскохозяйственного производ­ства и др.

Специализация подвижного состава достигается главным об­разом установкой специализированных кузовов и дополнитель­ного оборудования на шасси базовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. При этом тип кузова и его конструкция зависят в основном от вида перевозимого груза, его свойств и массогаба­ритных параметров.

Специализированные АТС обладают перед АТС общего назначения рядом преимуществ, основными из которых являются:

- большая сохранность перевозимых специфических видов грузов;

- возможность перевозки специфических видов грузов (ра­зогретый асфальт, битум, сжиженные газы и др.);

- повышенная безопасность и улучшение экологических ха­ракте­ристик при перевозках определенных видов грузов;

- снижение затрат на тару и упаковку грузов;

- более высокий уровень механизации ПРР;

- увеличение производительности труда ра­ботни­ков, участвующих в транспортном процессе;

- обеспечение в ряде случаев совмещение перевозки с тех­ноло­гией приготовления продукта (получение однородного со­става бетона в бетоновозах);

- осуществление доставки груза за пломбой отпра­вите­ля без взвешивания и пересчета товаров.

Лучшая сохранность грузов при перевозке обеспечивается изо­термическими фургонами, рефрижераторами и цистернами, а возможность перевозки специфичных видов грузов (жидких, сы­пучих, длинномерных, тяжеловесных и др.) – цистернами, тру­бо­возами, тяжеловозами и др.

Повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиени­че­ских условий перевозки обеспечивают цистерны для транспор­ти­рования химических продуктов и сыпучих грузов, а снижение затрат на тару и упаковку грузов – фургоны.

Более высокую механизацию ПРР обеспечивают самосвалы, самопогрузчики и цистерны с пневма­тической разгрузкой.

Благодаря преимуществам СПС его удельный вес в структуре грузового парка со­ставляет порядка 60 – 70%.

Однако использование специализированных АТС имеет и свои недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подвижно­го состава для перевозки того или иного вида груза.

К наиболее существенным недостаткам специализирован­ных АТС, в сравнении с автомобилями общего назначения, относят следующие:

- большая стоимость;

- снижение грузоподъемности;

- повышение трудоемкости обслуживания и ремонта;

- необходимость в более квалифицированных водителях;

- уменьшение коэффициента использования пробега.