4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
Контейнерный способ в настоящее время относится к наиболее прогрессивным. Он позволяет сократить простои автомобилей в пунктах погрузки-разгрузки, сократить затраты на тару, обеспечить сохранность груза, комплексно механизировать ПРР, упростить экспедиционные операции. Для выполнения контейнерных перевозок необходимо иметь целый комплекс технических средств, а именно: контейнеры, СПС и ПРМ.
Контейнер – единица транспортного оборудования, используемая многократно, приспособленная для механизированной погрузки и разгрузки с транспортных средств, погрузки и выгрузки грузов, и имеющая емкость не менее 1 м3.
Транспортное оборудование, используемое, главным образом, в торговле и имеющее емкость менее 1 м3, называется тарой-оборудованием.
Различают универсальные и специализированные контейнеры.
Универсальные контейнеры (контейнеры общего назначения) используются для различных штучных грузов, не требуют особых условий перевозки и хранения кроме защиты от атмосферных воздействий. К таким грузам относятся ткани, обувь, консервы, галантерея и т.п.
Специализированные контейнеры нужны для грузов, имеющих специфические свойства: изотермические – не имеющие принудительного охлаждения, рефрижераторы – с принудительным охлаждением, сельскохозяйственные – для овощей, цистерны – для наливных и порошкообразных грузов, и т.д.
Главным параметром контейнеров является масса брутто (собственный вес + номинальная грузоподъемность).
Контейнеры классифицируются:
- по массе брутто (мало-, средне- и крупнотоннажные);
- по конструкции (жесткие, сборно-разборные, решетчатые и мягкие);
- по форме (прямоугольные, усеченный конус или пирамида, шарообразные, цистерны).
Малотоннажные контейнеры имеют массу брутто до 2,5 т и применяются в основном на автомобильном транспорте для перевозок грузов мелкими партиями в прямом автомобильном сообщении.
Среднетоннажные контейнеры (масса брутто до 10 т) широко используют в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении; внедряют их и в автомобильном сообщении.
Крупнотоннажные контейнеры (масса брутто выше 10 т) предназначены для смешанных перевозок во внутреннем и международном сообщениях, а также могут быть использованы в прямом автомобильном сообщении для перевозок грузов, поставляемых крупными партиями.
Современные контейнеры приспособлены для комплексной механизации и автоматизации ПРР при помощи кранов, авто- и электропогрузчиков, автоконтейнеровозов. Для этого они оснащены унифицированными устройствами для подвесных органов (стропов, спредеров), угловыми фитингами (крупнотоннажные), рымами (средне- и малотоннажные). Снизу контейнеры могут иметь проемы для ввода вилочных захватов.
Специализированные контейнеры подразделяются на контейнеры группового и индивидуального назначения. Групповые контейнеры применяют для перевозки грузов с одинаковыми условиями погрузки, перевозки, хранения и выгрузки. Контейнеры индивидуального назначения предназначены для грузов, которые требуют особых условий перевозки.
Применяют следующие основные виды специализированных контейнеров:
- сборно-разборные для картофеля;
- саморазгружающиеся контейнеры для неслеживающихся сыпучих материалов (саморазгрузка без снятия их с автомобилей);
- полужесткие контейнеры (твердые днище и крышка и мягкие боковые стенки);
- эластичные контейнеры (для порошкообразных грузов и жидкостей, изготавливаются из синтетических материалов);
- контейнеры для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий (могут быть каркасного типа и со сплошными стенками, в большинстве случаев оборудуются колесами);
- контейнеры для перевозки почтовых посылок (оборудуются ходовым устройством с тормозом);
- изотермические контейнеры (для перевозки скоропортящихся грузов на небольшие расстояния, имеют термоизоляцию, охлаждение при помощи твердой углекислоты);
- рефрижераторные контейнеры (имеют специальное охлаждающее устройство);
- контейнеры-цистерны.
Наиболее распространенным подвижным составом для контейнерных перевозок являются специализированные полуприцепы-контейнеровозы и автомобили-самопогрузчики. Для средне- и малотоннажных контейнеров могут использоваться также бортовые автомобили и автопоезда общего назначения.
Полуприцепы для крупнотоннажных контейнеров имеют устройства для крепления контейнеров за угловые фитинги.
Полуприцепы имеют пониженную погрузочную высоту, т.к. крупнотоннажные контейнеры имеют увеличенную собственную высоту – это позволяет вписываться в дорожные габариты и повысить устойчивость.
Для механизации ПРР с контейнерами на автомобильном транспорте широко применяются:
- различные типы кранов (чаще автомобильные);
- авто- и электропогрузчики;
- автомобили-самопогрузчики и др.
На железнодорожных станциях – это обычно козловые краны, в морских и речных портах – портальные, автопогрузчики для крупнотоннажных контейнеров. На обменных контейнерных пунктах наиболее распространены автомобильные краны, автопогрузчики и козловые краны. В пунктах с небольшими поступлениями контейнеров применяются автомобили-самопогрузчики кранового типа, а также простейшие краны, тельферы, вилочные погрузчики и тележки с ручным приводом. Для малотоннажных контейнеров на колесиках используются автомобили с грузоподъемным бортом.
Для выполнения контейнерных перевозок в смешанном сообщении в перегрузочных пунктах создают контейнерные терминалы, оборудованные грузоподъемными машинами, проездами для автомобилей, диспетчерскими постами и другими устройствами. На крупных предприятиях, торгово-оптовых базах с постоянными контейнеропотоками создают обменные контейнерные пункты с определенным обменным фондом контейнеров. Они осуществляют весь комплекс работ по организации завоза и вывоза контейнеров, полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузополучателей и грузоотправителей и механизацию погрузо-разгрузочных операций.
Многие контейнерные пункты оборудуются современными средствами связи, позволяющей обеспечить четкое взаимодействие подвижного состава и ПРМ.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература