3.6.2. Погрузчики
Одноковшовые погрузчики широко применяют для погрузки на автомобили сыпучих и кусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, руда и т.п.), находящихся в штабеле на открытых площадках и складах предприятий, железнодорожных станций, портов и пристаней, реже – на карьерах.
Их монтируют на базе гусеничных тракторов или самоходных колесных шасси. Погрузчики на гусеничном ходу обеспечивают большее напорное усилие и поэтому их целесообразно использовать для погрузки тяжелых, крупнокусковых или несыпучих навалочных грузов. Погрузчики на пневмоколесном ходу применяют в более легких условиях работы.
Основной РО одноковшовых погрузчиков – ковш.
По способу разгрузки ковша одноковшовые погрузчики могут быть:
- с передней разгрузкой (фронтальные);
- с задней разгрузкой (перекидные);
- с боковой разгрузкой (полуповоротные).
Фронтальные погрузчики разгружают ковш только со стороны черпания материала, для загрузки автомобиля такие погрузчики должны маневрировать, следовательно, требуют больших площадок для этого, имеют значительную продолжительность цикла, следовательно,– меньшую производительность. Однако они могут иметь большое количество сменных рабочих органов, что делает эти машины весьма универсальными машинами. Кроме того, в настоящее время фронтальные погрузчики выпускают на базе колесных тягачей с шарнирно-сочлененной рамой (типа К-700), что существенно повысило маневренность машины и сократило продолжительность цикла до 35 – 40 с. Все это привело к тому, что в настоящее время фронтальные погрузчики распространены в наибольшей степени.
Погрузчики с задней разгрузкой разгружают ковш перемещением его через себя, при работе не требуется маневрирования, могут работать в стесненных условиях, поэтому их широко применяют для загрузки самосвалов в тупиковых (недоступных с трех сторон – спереди и с боков) забоях.
Полуповоротные погрузчики могут разгружать ковш в любую от себя сторону путем поворота только рабочего оборудования (без маневрирования всей машины), поэтому в этом смысле они лучше фронтальных.
Однако, поскольку рабочее оборудование должно поворачиваться относительно машины, это существенно усложняет конструкцию машины, снижает прочность и жесткость рабочего оборудования, делает невозможным заполнение ковша напорным усилием машины (заполнение может осуществляться под действием собственного веса рабочего оборудования). Это привело к тому, что полуповоротные погрузчики становятся менее универсальными (в основном – грейфер, иногда ковш уменьшенной вместимости) машинами, менее мощными и область применения их существенно уже, чем фронтальных.
Многоковшовые погрузчики предназначены для погрузки в автомобили или другие транспортные средства песка, щебня, гравия, угля, зерна и других сыпучих и навалочных материалов на базисных складах и в перевалочных пунктах. Многоковшовые погрузчики – машины непрерывного действия; они характеризуются высокой производительностью и поэтому могут быть рекомендованы для использования в пунктах с большим объемом работ.
Основные конструктивные элементы этих машин – самоходное шасси, ковшовый элеватор и питатель из двух подгребающих шнеков. Для погрузки груза в транспортное средство имеется разгрузочный ленточный конвейер, который может поворачиваться в плане при помощи гидроцилиндра, обеспечивая разгрузку в нужном месте. Высота погрузки регулируется подъемом-опусканием ленточного конвейера лебедкой.
Ковшовый элеватор и шнековый питатель имеют общий привод и могут переводиться в транспортное и рабочее положение. Привод обеих осей, а также элеватора с питателем, осуществляется от двигателя базовой машины. Трансмиссия погрузчика позволяет на рабочих скоростях осуществлять привод колес через ходоуменьшитель, а на транспортных скоростях – по обычной схеме.
Скребковые погрузчики применяют для погрузки в автомобили и другие транспортные средства неабразивных материалов (снега, зерна, угля и др.).
Рабочее оборудование выполнено в виде продольного скребкового конвейера, и питателя в виде поперечных скребковых конвейеров, подгребающих лап, шнека или дисков. Цепь со скребками размещается в желобе, по которому перемещается груз, и вместе с питателем приводится от двигателя, установленного на самоходном шасси.
Некоторые типы скребковых погрузчиков используют только для погрузки зерна в сельском хозяйстве и их называют зернопогрузчиками.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература