logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.6.2. Погрузчики

Одноковшовые погрузчики широко применяют для по­грузки на автомобили сыпучих и кусковых материалов (песок, гравий, щебень, уголь, руда и т.п.), находящихся в штабеле на от­крытых площадках и складах предприятий, железнодорожных станций, портов и пристаней, реже – на карьерах.

Их монтируют на базе гусеничных тракторов или самоход­ных колесных шасси. Погрузчики на гусеничном ходу обеспечи­вают большее напорное усилие и поэтому их целесообразно ис­пользовать для погрузки тяжелых, крупнокусковых или несыпу­чих навалочных грузов. Погрузчики на пневмоколесном ходу применяют в более легких условиях работы.

Основной РО одноковшовых погрузчиков – ковш.

По способу разгрузки ковша одноковшовые погрузчики мо­гут быть:

- с передней разгрузкой (фронтальные);

- с задней разгрузкой (перекидные);

- с боковой разгрузкой (полуповоротные).

Фронтальные погрузчики раз­гружают ковш только со стороны черпания мате­риала, для загрузки автомобиля такие погрузчики должны манев­рировать, следовательно, требуют больших площадок для этого, имеют значительную продолжительность цикла, следовательно,– меньшую производительность. Однако они могут иметь большое количество сменных рабочих органов, что делает эти машины весьма универсальными машинами. Кроме того, в настоящее время фронтальные погрузчики выпускают на базе колесных тя­гачей с шарнирно-сочлененной рамой (типа К-700), что сущест­венно повысило маневренность машины и сократило продолжи­тельность цикла до 35 – 40 с. Все это привело к тому, что в на­стоящее время фронтальные погрузчики распространены в наи­большей степени.

Погрузчики с задней разгрузкой разгружают ковш переме­щением его через себя, при работе не требуется маневрирования, могут работать в стесненных условиях, поэтому их широко при­меняют для загрузки самосвалов в тупиковых (недоступных с трех сторон – спереди и с боков) забоях.

Полуповоротные погрузчики могут разгружать ковш в лю­бую от себя сторону путем поворота только рабочего оборудова­ния (без маневрирования всей машины), поэтому в этом смысле они лучше фронтальных.

Однако, поскольку рабочее оборудова­ние должно поворачиваться относительно машины, это сущест­венно усложняет конструкцию машины, снижает прочность и же­сткость рабочего оборудования, делает невозможным заполнение ковша напорным усилием машины (заполнение может осущест­вляться под действием собственного веса рабочего оборудова­ния). Это привело к тому, что полуповоротные погрузчики стано­вятся менее универсальными (в основном – грейфер, иногда ковш уменьшенной вместимости) машинами, менее мощными и об­ласть применения их существенно уже, чем фронтальных.

Многоковшовые погрузчики предназначены для погрузки в автомобили или другие транспортные средства песка, щебня, гравия, угля, зерна и других сыпучих и навалочных материалов на базисных складах и в перевалочных пунктах. Многоковшовые погрузчики – машины непрерывного дей­ствия; они характери­зуются высокой производительностью и поэтому могут быть рекомендованы для использования в пунктах с боль­шим объемом работ.

Основные конструктивные элементы этих машин – самоход­ное шасси, ковшовый элеватор и питатель из двух подгребающих шнеков. Для погрузки груза в транспортное средство имеется разгрузочный ленточный конвейер, который может поворачи­ваться в плане при помощи гидроцилиндра, обеспе­чивая разгрузку в нужном месте. Высота погрузки регулируется подъемом-опусканием ленточного конвейера ле­бедкой.

Ковшовый элева­тор и шнековый пита­тель имеют общий при­вод и могут перево­диться в транспортное и рабочее положение. Привод обеих осей, а также элеватора с пита­телем, осуществляется от двигателя базовой машины. Трансмис­сия погрузчика позволяет на рабочих скоростях осуществлять привод колес через ходоуменьшитель, а на транспортных скоро­стях – по обычной схеме.

Скребковые погрузчики применяют для погрузки в автомо­били и другие транспортные средства неабразивных материалов (снега, зерна, угля и др.).

Рабочее оборудование выполнено в виде продольного скребкового конвейера, и питателя в виде поперечных скреб­ковых конвейеров, подгребающих лап, шнека или дисков. Цепь со скребками размещается в желобе, по которому перемещается груз, и вместе с питателем приводится от двигателя, установлен­ного на самоходном шасси.

Некоторые типы скребковых погрузчиков используют только для погрузки зерна в сельском хозяйстве и их называют зернопогрузчиками.