logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

2.2. Самосвалы

Автомобилями и автопоездами-само­свалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.

Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалоч­ных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требу­ю­щих осторожности при разгрузке.

Из всех типов СПС само­свалы имеют наибольшее распространение, так как приме­нение их позволяет значительно сократить время и расходы на разгрузочные работы. Самосвалы составляют приблизительно третью часть грузового автомобильного парка страны.

Самосвалы разделяются по назначению, направлению раз­грузки и типу используемого шасси подвижного состава.

По назначению самосвалы делятся на:

- строительные;

- карьерные

- сельскохо­зяйственные.

По направлениию разгруз­ки (опрокидыванию кузова) само­свалы могут быть:

- с задним опрокидыванием,

- боковым дву­сторонним опрокидыванием,

- трехсторонним опрокидыва­нием;

- с предварительным подъемом.

По типу используемого шасси:

- одиночный автомо­биль-самосвал;

- самосвальный автопоезд;

- прицеп-само­свал;

- полуприцеп-самосвал.

Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких строитель­ных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).

Строительные самосвалы изготавливаются на базе шасси основ­ных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной дли­ной, укороченной ба­зой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.

Меньшая длина и укорочен­ная база улучшают маневренность самосвала, надрамник усиливает укороченную раму, работающую в тяжелых нагрузочных условиях, а подъемный механизм обеспе­чивает разгрузку грузового кузова. Грузо­подъемность самосвала по сравне­нию с базовой моделью несколько снижается из-за большей массы его кузова, массы надрамника и подъемного механизма.

Строительные само­свалы являются наиболее распространенными из всех типов са­мосвалов.

Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный уголь и др.). Карьерные само­свалы предназначены для работы вне дорог и их движение по обычным доро­гам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и габаритных размеров.

Карьерные самосвалы характеризуют­ся колесной формулой 42, имеют ко­роткие базы, дизели большой мощности, гидромехани­ческие и электрические трансмис­сии и гидро­пневматические под­вески. Все это обес­печивает им по­вы­шенные тя­гово-скоростные свой­ства и про­ходимость, вы­сокую маневрен­ность и плавность хода, а также хорошие условия труда водите­лей.

Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насып­ных сельскохозяйст­венных гру­зов (удоб­рения, корма, зерно, силос, картофель, ку­куруза, ово­щи, корне­плоды и др.). Эти са­мосвалы могут быть также исполь­зованы для различных хозяйст­венных и строительных работ.

Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, вы­пус­кают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от строительных самосвалов большими объе­мами гру­зовых кузовов и трехсторонним направлением раз­грузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополни­тельно оборуду­ются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 – 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность.

Грузо­вые кузова автомобилей-самосвалов – цельнометалли­чес­кие сварные из листовой стали и уси­лены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армиро­ванных пласт­масс, что позволяет умень­шить массу, повысить корро­зионную стойкость кузова, снизить уро­вень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.

В зависимости от характера перевози­мого груза конструк­ция грузовых кузо­вов может быть различна: ковшового и совко­вого типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (на­зад, вбок, на все стороны) и без откры­вающихся бортов.

Ку­зова с открываю­щимися бортами могут иметь верхнее или ниж­нее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бор­тов. При нижнем расположении шарниров, когда боковые борта открываются час­тично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°), исключается сброс груза под колеса самосвала. Привод к механиз­мам открывания борта может быть ме­ханический или пневматический.

Кузова без открывающихся бортов не имеют заднего борта, их горизонтальное днище имеет приподнятую зад­нюю часть (ковшовый тип) или наклонено вперед (совковый тип), что исключает воз­можность высыпания груза при пере­возке.

В поперечном сечении кузова выполняются прямоугольными, полуэллиптическими, корытооб­разными, что зависит от свойств основного перевозимого груза. Кузов прямоугольного сечения имеет больший объем и более вы­сокую жест­кость по сравнению с кузовами коры­тообразного и полуэллиптического сече­ния, но самоочищаемость его при раз­грузке хуже.

Для исключения примерза­ния влажных грунтов и растворов кузо­ва самосвалов часто делаются обогре­ваемыми: их днища и борта имеют специальные каналы, через которые про­пускаются отработавшие газы.

Грузовые кузова строительных и карь­ерных самосвалов в передней своей части имеют защитные ко­зырьки, исключающие попадание груза в пространство между кабиной и кузовом, а также повреждение кабины при экскава­торной загрузке.

Механизм опрокидывания кузова на современных автомоби­лях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приво­дом. Это объясняется тем, что данный тип привода, при относи­тельно малой массе и компактности конструкции, может разви­вать значительные усилия для сбрасывания больших масс пере­возимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе.

Гидравлические подъемные механизмы состоят из гидроцилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; ры­чажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода. Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двига­теля автомобиля.

Опускание кузова после разгрузки осуществля­ется за счет его соб­ственной массы. Исключение составляют карьерные са­мосвалы, на которых опуска­ние кузова происходит как за счет его массы, так и принуди­тельно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи.

Прицепы и полуприцепы-самосвалы имеют один или два моста, оборудованы металличе­скими сварными опрокиды­вающимися кузовами с задним или тремя (задним и двумя бо­ковыми) откры­вающимися бор­тами. Их кузова могут также дополнительно обо­рудоваться съемными надставными бор­тами.

Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-са­мосвалов – заднее или боковое на две стороны с гидроприводом от автомобиля-тягача.