3.3.3. Механические (приводные) захваты
Приводные захваты действуют от установленного на грузоподъемной машине источника энергии и являются либо:
- сменными устройствами (электромагниты, грейферы), либо
- встроенными в РО машины (ковши для навалочных грузов, клещевые захваты для леса и т.д.).
Применение приводных захватов позволяет ликвидировать ручной труд и обеспечить комплексную механизацию ПРР.
Некоторые приводные захваты относятся к категории автоматических стропов и применяются главным образом при работе с контейнерами.
Автоматический строп для крупнотоннажных контейнеров называетсяспредером. Рама автостропа может быть телескопической, что позволяет использовать их с контейнерами различной длины.
Замыкающее устройство автостропа и спредера представляет собой рычаги с крюками (на автостропе) или поворотные кулаки (на спредере), включаемые водителем крана после опускания автостропа (спредера) на крышу контейнера, оснащенного соответственно рым-болтами или угловыми фитингами.
Для удобства наводки на контейнер автостропы и спредеры оборудуют специальными уловителями.
Встроенные в рабочий орган машины захваты применяются на авто- и электропогрузчиках, на некоторых экскаваторах и других машинах.
Из них наиболее распространенными являются следующие.
Вилочный захват предназначен для работы с пакетированными грузами на поддонах и другими грузами, обеспечивающими свободный подвод вил под груз. Захват состоит из двух вил, расположенных параллельно в горизонтальной плоскости и прикрепляемых к каретке грузоподъемника. По ширине вилы, как правило, раздвигаются; при необходимости могут применяться удлинители, одеваемые на основные вилы.
В некоторых случаях обычный вилочный захват дополнительно оснащают сталкивателем, а также устройством для прижима груза сверху для обеспечения его устойчивого расположения на вилах при перемещении погрузчиком. Привод сталкивателя и прижимного устройства гидравлический.
Безблочная стрела может иметь постоянный или переменный вылет крюка и выполнена в виде консоли на вертикальной стойке, соединенной с кареткой грузоподъемника. Предназначена для работы с контейнерами и другими штучными грузами, приспособленными для застропки.
Штыревой захват представляет собой прикрепляемый одним концом к каретке грузоподъемника стержень для захвата таких грузов как автошины, проволока в скатах, барабаны с кабелем и других грузов, имеющих сквозные отверстия.
Для работы с пакетированными грузами без применения поддонов применяют многоштыревой захват.
Боковой захват состоит из двух боковых зажимных рычагов с пластинами на концах. Привод рычагов гидравлический. Захват предназначен для работы со штучными грузами, воспринимающими боковые нагрузки.
Клещевой захват применяется преимущественно для короткомерного круглого леса и состоит из двух смыкающихся и размыкающихся створок на шарнирах с приводом от гидравлической системы погрузчика.
Ковш является весьма распространенным захватом для сыпучих и мелкокусковых грузов. У большинства грузоподъемных машин его применяют как сменный РО. У одноковшовых погрузчиков ковш входит в комплект сменных грузозахватных устройств и является основным. Некоторые специализированные погрузчики оборудованы ковшом постоянно. Ковшами оснащены все экскаваторы, причем у них ковш выполняет еще и землеройные операции.
Вместимость ковша зависит от его назначения (погрузка или землеройные операции), мощности двигателя, вида груза и т.п.
В машинах непрерывного действия применяют ковши небольшой емкости. В этих машинах ковши монтируют на бесконечной приводной цепи (многоковшовые погрузчики, элеваторы и др.). Они выполняют здесь функции не только захвата, но и перемещения груза.
Грейфер также используется при выполнении погрузо-разгрузочных операций с навалочными грузами.
Различные конструкции грейферов могут быть использованы для захвата и перемещения насыпных, мелко- и крупнокусковых грузов. Их устанавливают как сменные грузозахваты на кранах, автопогрузчиках и других погрузчиках циклического действия.
Ковши грейферов выполняют в виде двух или нескольких челюстей. Многочелюстные грейферы (полипы) применяются для крупнокусковых грузов.
В зависимости от способа закрытия челюстей грейферы могут быть:
- канатными (одно-, двух- и четырех) и
- моторными с электрическим и гидравлическим приводом.
Для навалочных грузов в качестве встроенных захватов у погрузчиков специального назначения применяют:
- скребковые конвейеры;
- винтовые конвейеры (шнеки);
- дисковые питатели;
- подгребающие лапы и др.
Скребковый конвейер представляет собой бесконечную цепь с укрепленными на ней вертикально скребками. При движении цепи скребки перемещают груз, на который конвейер уложен. Скребковые конвейеры служат обычно для захвата и перемещения груза к основному транспортирующему устройству погрузчика. Поэтому они устанавливаются по обе стороны от этого устройства (например, в зернопогрузчиках).
Грузозахватные устройства в виде винтовых конвейеров или шнеков часто встречаются на погрузчиках непрерывного действия, предназначенных для погрузки инертных материалов (песок, гравий, щебень и т.п.). При вращении винта витки обеспечивают захват и перемещение груза к основному транспортирующему устройству. В зависимости от вида груза винты шнеков могут иметь различную конструкцию.
Дисковые питатели состоят, как правило, из двух металлических дисков с радиальными ребрами, высота которых уменьшается к периферии. Диски закрепляются на вертикальных валах и получают от них вращение (причем, в разные стороны). При вращении диски, врезаясь в груз, своими ребрами захватывают его и при наличии приемного лотка с боковыми стенками забрасывают груз к основному транспортирующему устройству.
Перегрузку ферромагнитных грузов наиболее эффективно выполняют с использованием грузоподъемных электромагнитов.
Они работают на постоянном токе напряжением 220 В, подводимого кабелем. Для подъема длинномерного металла применяют одновременно два или три электромагнита, подвешиваемые на траверсе. Грузоподъемность зависит от формы (круглые и прямоугольные), размеров, а также свойств перегружаемого металла.
Недостатком грузоподъемных электромагнитов является их значительная собственная масса, которая уменьшает грузоподъемность крана.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература