logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.3.3. Механические (приводные) захваты

Приводные захваты действуют от установленного на грузоподъемной машине источ­ника энергии и являются либо:

- сменными устройствами (электромагниты, грейферы), либо

- встроенными в РО машины (ковши для навалочных гру­зов, клещевые захваты для леса и т.д.).

Применение приводных захватов позволяет ликвидировать ручной труд и обеспечить комплексную механизацию ПРР.

Некоторые приводные захваты отно­сятся к категории автоматических стро­пов и применяются главным образом при работе с контейнерами.

Автоматический строп для крупно­тоннажных контейнеров называетсяспре­дером. Рама автостропа может быть теле­скопической, что позволяет использовать их с контейнерами различной длины.

За­мыкающее устройство автостропа и спре­дера представляет собой рычаги с крюками (на автостропе) или поворотные кулаки (на спредере), включаемые водителем крана после опускания автостропа (спредера) на крышу контей­нера, оснащенного соответственно рым-болтами или угловыми фитингами.

Для удобства наводки на контейнер автостропы и спредеры оборудуют специальными уловителями.

Встроенные в рабочий орган машины захваты применяются на авто- и электропогрузчиках, на некоторых экскаваторах и дру­гих машинах.

Из них наиболее распространенными являются следующие.

Вилочный захват предназначен для работы с пакетированными грузами на поддонах и дру­гими грузами, обеспечивающими свободный подвод вил под груз. Захват состоит из двух вил, расположенных параллельно в горизонтальной плоскости и прикрепляемых к каретке грузо­подъемника. По ширине вилы, как правило, раз­двигаются; при необходимости могут применяться удлинители, одеваемые на основные вилы.

В некоторых случаях обычный вилочный захват дополни­тельно оснащают сталкивателем, а также устройством для при­жима груза сверху для обеспечения его устойчивого расположе­ния на вилах при перемещении погрузчиком. Привод сталкива­теля и прижимного устройства гидравлический.

Безблочная стрела может иметь постоянный или перемен­ный вылет крюка и выполнена в виде кон­соли на вертикальной стойке, соединенной с кареткой грузоподъемника. Предназна­чена для работы с контейнерами и другими штучными грузами, приспособленными для застропки.

Штыревой захват представляет собой прикрепляемый одним концом к каретке грузоподъемника стержень для захвата таких грузов как автошины, проволока в скатах, барабаны с кабелем и других грузов, имею­щих сквозные отверстия.

Для работы с пакетированными гру­зами без применения поддонов применяют многоштыревой захват.

Боковой захват состоит из двух боковых зажимных рычагов с пластинами на концах. Привод рычагов гидравлический. Захват предназначен для работы со штучными грузами, воспринимаю­щими боковые нагрузки.

Клещевой захват применяется преимущественно для корот­комерного круглого леса и состоит из двух смыкающихся и раз­мыкающихся створок на шарнирах с приводом от гидравличе­ской системы погрузчика.

Ковш является весьма распространенным захватом для сы­пучих и мелкокусковых грузов. У большин­ства грузоподъемных машин его приме­няют как сменный РО. У одноковшовых по­грузчиков ковш входит в комплект сменных грузозахватных устройств и является ос­новным. Некоторые специализированные погрузчики оборудованы ковшом постоянно. Ковшами оснащены все экскаваторы, причем у них ковш выполняет еще и землерой­ные операции.

Вместимость ковша зависит от его назначения (погрузка или землеройные операции), мощности двигателя, вида груза и т.п.

В машинах не­прерывного действия применяют ковши небольшой емкости. В этих машинах ковши монтируют на бесконечной приводной цепи (многоковшовые погрузчики, элеваторы и др.). Они выполняют здесь функции не только захвата, но и перемещения груза.

Грейфер также используется при выполнении погрузо-раз­грузочных операций с навалочными грузами.

Различные конструкции грейферов могут быть использованы для захвата и перемещения на­сыпных, мелко- и крупнокусковых грузов. Их устанавливают как сменные грузозахваты на кранах, автопогрузчиках и других погрузчиках циклического действия.

Ковши грейферов выполняют в виде двух или нескольких челюстей. Многочелюстные грейферы (полипы) применяются для крупнокус­ковых грузов.

В зависимости от способа закрытия челю­стей грейферы могут быть:

- канатными (одно-, двух- и четырех) и

- моторными с электрическим и гидравлическим приводом.

Для навалочных грузов в качестве встроенных захватов у погрузчиков специального назначения применяют:

- скребковые конвейеры;

- винтовые конвейеры (шнеки);

- дисковые питатели;

- подгребающие лапы и др.

Скребковый конвейер представляет собой бесконечную цепь с укрепленными на ней вертикально скребками. При движении цепи скребки перемещают груз, на который конвейер уложен. Скребковые конвейеры служат обычно для захвата и перемеще­ния груза к основному транспортирующему устройству погруз­чика. Поэтому они устанавливаются по обе стороны от этого уст­ройства (например, в зернопогрузчиках).

Грузозахватные устройства в виде винтовых конвейеров или шнеков часто встречаются на погрузчиках непрерывного дейст­вия, предназначенных для погрузки инертных материалов (песок, гравий, щебень и т.п.). При вращении винта витки обеспечивают захват и перемещение груза к основному транспортирующему устройству. В зависимости от вида груза винты шнеков могут иметь различную конструкцию.

Дисковые питатели состоят, как правило, из двух металли­ческих дисков с радиальными ребрами, высота которых умень­шается к периферии. Диски закрепляются на вертикальных валах и получают от них вращение (причем, в разные стороны). При вращении диски, врезаясь в груз, своими ребрами захватывают его и при наличии приемного лотка с боко­выми стенками забрасывают груз к основ­ному транспортирующему устройству.

Перегрузку ферромагнитных грузов наиболее эффективно выполняют с ис­пользованием грузоподъемных электро­магнитов.

Они работают на постоянном токе напряжением 220 В, подводимого ка­белем. Для подъема длинномерного ме­талла применяют одновременно два или три электромагнита, подвешиваемые на траверсе. Грузоподъемность зависит от формы (круглые и прямоугольные), размеров, а также свойств перегружаемого металла.

Недостатком грузоподъемных электромагнитов является их значительная собственная масса, которая уменьшает грузо­подъемность крана.