logo
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгру­зочные установки

Пневматические установки, или пневмоперегружатели, предназначены для перемещения, а также для погрузки и раз­грузки пылевидных и сыпучих грузов. Принцип их работы осно­ван на и перемещении груза потоком воздуха, движущегося в трубопроводе с определенной скоростью, или на заполнении всей площади сечения трубопровода и перемещения его давле­нием воздуха.

В зависимости от способа создания движения потока воз­духа в трубопроводах пневмоперегружатели могут быть:

- всасывающие (груз вместе с воздухом засасывается в тру­бопровод за счет созданного в нем разрежения);

- нагнетательные (груз проталкивается по трубопроводу сжатым воздухом);

- комбинированные или смешанные, состоящие из всасы­вающей и нагнетательной линий.

Всасывающая установка работает следующим образом.

Вакуум-насо­сом в системе создается разре­жение. Атмосфер­ный воздух с большой скоро­стью устремляется в заборное устрой­ство, груз захваты­вается и образо­вавшаяся аэро­смесь устремляется в рабочий трубопровод, по которому посту­пает в осадительную камеру. В ней скорость потока аэросмеси из-за большой разницы диаметров трубопровода и камеры резко уменьшается. Частицы груза оседают в воронке камеры, откуда попадают в бункер. Освободившийся от основной массы груза воздух по трубопроводу поступает в пылеуловитель, далее по трубопроводу – в вакуум-насос и через трубку – в атмо­сферу.

Разность давлений во всасывающих установках обычно не превышает 0,05 МПа, т.к. при больших разрежениях транспор­тирующая способность потока резко снижается. Поэтому пнев­мотранспортные установки всасывающего действия применяют при сравнительно небольшом расстоянии перемещения груза.

В пневмоперегружателях нагнетательного действия этот недостаток в значительной мере устранен. Компрессор нагнетает воздух в трубопровод. Груз, подаваемый в трубопровод через за­грузочную воронку, при помощи затвора смешивается с воздухом и в виде аэросмеси по нагнетательной трубе поступает в осади­тельную камеру. Остальное происходит по описанной технологии.

Недостатком пневмоперегружателей является большой рас­ход энергии. В то же время легкость и безопасность обслужива­ния, отсутствие пыления относятся к их несомненным плюсам.

Пневмотранспортные установки широко используются на специализированных автомобилях-цистернах для перевозки по­рошкообразных материалов – цемента, муки, порошка, а также для выгрузки из автомобилей и прицепов зерновых грузов. При этом цементовозы, муковозы и др. обеспечивают самозагрузку, саморазгрузку и перегрузку материалов из одной машины в дру­гую.

Гидросмывные разгрузочные установки работают по прин­ципу смыва груза из кузова автомобиля сильной струей воды.

Вода под давлением подается к гидромонитору, который может поворачиваться в горизонталь­ной и вертикальной плоскостях. Струя воды направляется на от­кос груза, который смывается и попадает в желоб, по которому перемещается для переработки. Управляет установкой один че­ловек.

К недостаткам гидросмывного способа разгрузки относятся сложность эксплуатации в зимнее время, большой расход воды и энергии, ограничения по номенклатуре груза.

Гидросмывной способ разгрузки применяется для выгрузки из автомобилей в основном сахарной свеклы и картофеля при по­ступлении их затем в непосредственную переработку. В отдель­ных случаях гидросмывные установки можно использовать и для разгрузки материалов, качество которых при увлажнении не ухудшается (песок, каменные материалы и др.). Однако гидро­смывной способ все-таки не получил большого распространения из-за присущих ему существенных недостатков.