logo search
ОП и БД 2009

5.2. Автобусные маршруты и их организация

Автобусные маршруты по территориальному признаку подразделяются на: городские - проходят в пределах территории города; пригородные - начинаются на территории города и проходят за его пределы на расстоянии до 50 км; междугородние - протяженностью свыше 50 км, связывающий между собой два и более городов.

Городские автобусные маршруты в зависимости от очертания их в плане города разделяются на: диаметральные - соединяют окраины города и проходят через центр города; радиальные - соединяют окраины города с центральной его частью или отдельные узловые пункты города; полудиаметральные - соединяют два городских района и проходящие через центр; кольцевые маршруту - организуются как в центральной части города, так и в отдельных районах, соединяющие отдельные районы города по замкнутой кривой; тангенциальные (хордовые) - соединяют отдельные районы города и не проходят через центр.

Целесообразнее расстояние между остановочными пунктам на маршруте выбирается после тщательного изучения пассажирооборота с учетом планировки уличной сети города и системы организации поездок. Оптимальное расстояние между остановочными пунктами должно выбираться с учетом действующих в противоположных направлениях факторов: с одной стороны, небольшие перегонки обеспечивают наименьшую затрату времени на подход к остановочному пункту; с другой - при таких перегонках скорость сообщения снижается и увеличивается продолжительность самой поездки.

Общие ожидаемые затраты времени на передвижение определяются формулой

(9)

где - скорость пешехода (4 км/ч); - техническая скорость автомобиля; - среднее расстояние между транспортными линиями; - длина перегона; - средняя дальность поездки пассажира; I - интервал движения автобусов; - средняя продолжительность простоя автобуса на остановочном пункте.

Приведенная формула включает четыре слагаемых:

- первое слагаемое учитывает среднее время, затраченное на оба

пешеходных подхода до и после выхода из автобуса;

- второе слагаемое учитывает продолжительность ожидания

транспорта на остановочном пункте;

- третье слагаемое учитывает продолжительность поездки

(движения);

- четвертое слагаемое учитывает затраты времени на остановочных

пунктах.

Полагая и решая выражение (9), найдем оптимальную длину перегона

(10)

Графически зависимость (10) представлена на рис. 10.

Т

(мин)

ln = 4 км

28

19 ln = 2 км

0,4 0,5 lпер (км)

(длина перегонки)

Рис. 10. График зависимости затрат времени