logo search
ОП и БД 2009

5.3 Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте

Чтобы определить потребное количество автобусов на маршруте необходимо иметь некоторые исходные данные: пассажиропоток и его неравномерность за сутки и по участкам; - вместимость автобуса, выбранного для использования на данном маршруте; - время оборота автобуса на маршруте.

По рекомендациям НИИАТа, номинальная вместимость городского автобуса устанавливается с учетом числа мест для сидения и стоящих пассажиров (из расчета 5 чел. на 1 м2 свободной площади салона - незанятой местами для кресел), табл. 3.

Т а б л и ц а 3

Номинальная вместимость городских автобусов

Пассажиропоток в часы «Пик» в одном направлении

200- 1000

1000- 1800

1800-2600

2600-3800

3800 и более

Вместимость автобуса (число мест для сидения и проезда стоя)

40

65

80

110

180

При предварительно выбранной вместимости, необходимое число автобусов на маршруте можно определить по расчетным формулам.

Различают три метода расчета потребного числа автобусов на маршруте: по производительности автобусов, по пассажиропотоку и по интервалу движения автобусов.

1. Расчет потребного количества автобусов на маршруте () по производительности основывается на базе формулы суточной производительности автобусов, которая имеет вид

,

где - время работы автобусов на маршруте; - длина рейса; - время, затраченное на остановки.

При полном удовлетворении спроса на перевозки факторы являются практически неуправляемыми. Факторы - ограничено управляемыми. Таким образом, организация транспортного процесса по перевозке пассажиров заключается в первую очередь, в рациональном назначении числа работающих на маршруте автобусов - , их пассажировместимости - q, режима и продолжительности работы автобусов на маршруте - , от этого зависит степень наполнения автобусов и коэффициент использования пассажировместимости - .

Потребное число автобусов на маршруте рассчитывается по формуле

.

2. Расчет потребного количества автобусов на маршруте по пассажиропотоку.

Пусть колебания пассажиропотока по часам суток в одном направлении на некотором участке известно и задано графиком (рис. 11).

Рис. 11. График колебания пасажиропотока по часам суток

Для данного примера потребное количество автобусов определяется, как минимум, для трех периодов работы: утренние часы "Пик", период спада пассажиропотока, вечерние часы "Пик".

В качестве расчетной формулы берут зависимость

,

(11)

где - расчетный объем перевозок пассажиров на максимально загруженном направлении, пасс/ч.; - время оборота на маршруте; q - вместимость автобусов принимается в соответствии с паспортными данными как общая вместимость (количество мест для сидения и стоя) для городских, а при междугородних, туристических, экскурсионных и международных перевозок по количеству мест для сидения.

Отметим, что . Фактическое превышение объема перевозок в часы "Пик" по сравнению с расчетным не должно превышать 15-16% общего объема перевозок в данном периоде.

3. Расчет потребного числа автобусов на маршруте по интервалу их движения.

Проведем анализ формулы (11), по которому можем отметить, если q мало, а и - велико, то требуется много автобусов и водителей, что усложняет работу АТП и транспортной сети. Наоборот, если q - велико, а - мало, то возрастет интервал движения автобусов, значение которого выходит за пределы нормативного.

В часы "Пик" для городских перевозок целесообразно принимать интервал движения 2-3 минуты, а для пригородных - 10-15 минут.

Основным критерием при выборе рационального типа автобусов для того или иного маршрута является целесообразный интервалам движения, который определяется по обследованным данным пассажиропотока, а потребное число автобусов по формуле

,

где - интервал движения автобусов на маршруте.

В ряде случаев потребное количество автобусов на маршруте определяется на основе дорожных условий, затрат на перевозки, провозной способности автобусов и т.д.

Одновременно с выполнением подобных расчетов должны быть решены вопросы полного и своевременного удовлетворения потребности населения в перевозках, обеспечения высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасность перевозок, эффективного использования подвижного состава.

После расчета потребного числа автобусов на маршруте решаются задачи: составления расписания движения автобусов на маршруте, график работы водителей и автобусов.

Пример. Определить потребное количество автобусов и его тип для пассажиропотока в одном направлении 2400 пасс./ч. при =1,4 ч. в интервале движения не превышающим 2 мин.

Решение. Потребное число автобусов на маршруте определим по критерию интервала движения

42 авт.

Частота движения автобусов определится по формуле

=30 авт./ч.

Вместимость автобуса определяется отношением

=80 пасс.

Итак, для обслуживания данного маршрута необходимо назначить 42 автобуса типа ЛиАЗ-677.