2. Устойчивость автомобиля.
Устойчивость автомобиля характеризует его способность противостоять произвольным изменениям направления движения, опрокидыванию или скольжению на дороге. Различают поперечную и продольную устойчивость автомобиля.
Продольная устойчивость транспортного средства заключается в сохранении ориентации вертикальной оси в продольной плоскости в заданных пределах, т.е. перемещении на продольном уклоне без опрокидывания или скольжения. Вероятность опрокидывания современных автомобилей в продольной плоскости невелика ввиду низкого расположения центра тяжести современных автомобилей.
Поперечная устойчивость характеризует свойство транспортного средства сохранять ориентацию вертикальной оси в поперечной плоскости в заданных пределах.
Потеря поперечной устойчивости вызывает боковое скольжение с возможным переходом его в опрокидывание, что может быть вызвано следующими причинами:
- действие центробежной силы;
- действие боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и др.);
При повороте автомобиля на кривой радиусом (рис. 5) в центре масс возникает центробежная сила , стремящаяся сместить автомобиль в боковом направлении
раскладывается на две составляющие: продольную и поперечную . Для безопасного движения основное значение имеет сила , вызывающая скольжение и опрокидывание автомобиля.
Величину можно рассчитать по формуле
,
где g - угол между радиусом траектории центра масс автомобиля и продолжением оси задних колес.
При поворотах угол g имеет небольшое значение и поэтому в расчетах на устойчивость автомобиля используют не составляющую силы от , а полное значение сил .
Противодействует смещению автомобиля сила сцепления колес с дорогой
где - сила тяжести, приходящаяся на колесо, кг; jу - коэффициент сцепления шин с дорогой в поперечном направлении.
Рис. 5. Схема сил, действующих при криволинейном движении
Условие неустойчивого равновесия
Отсюда легко рассчитать скорость (критическую), с которой можно вести автомобиль без опасности заноса по горизонтальному участку, м/с:
.
Согласно формуле движение автомобиля будет устойчивее на дорогах с пологими поворотами, хорошим качеством и состоянием покрытия, а также при ограниченных скоростях движения.
Условие устойчивости автомобиля в случае возможного опрокидывания получаем, составляя уравнение моментов относительно центра опрокидывания - точки О (рис. 6), в котором опрокидывающему действию поперечной силы на плече , возникающей при движении автомобиля на повороте, характеризующемся радиусом , противодействует сила на плече В/2.
где - высота центра масс, м; В - колея, м.
где - коэффициент, учитывающий де
формацию упругих элементов подвески (рессор, шин) = 0,85 - 0,95
Согласно формуле устойчивость автомобиля в случае возможного опрокидывания выше на дорогах с пологими поворотами у автомобилей с широкой колеей и низкой высотой центра масс. Опрокидывание автомобиля может также произойти в результате непогашенного заноса, в случаях наезда на препятствие или съезда его с полотна дороги.
Возможность заноса или опрокидывания автомобиля зависит от величины и направления поперечного уклона дороги. Если уклон совпадает с направлением центробежной силы, условия заноса и опрокидывания усугубляются и наоборот. Движение автомобиля по криволинейной траектории может возникнуть не по воле водителя, а как следствие нарушения курсовой устойчивости с последующими нежелательными последствиями. Возможность заноса или опрокидывания автомобиля требует от водителя умения выбора безопасной скорости и траектории движения на криволинейных участках дороги, а также при маневрировании.
Динамические качества автомобиля.
Динамические или тяговые качества автомобиля являются одним из измерителей скоростных свойств автомобиля, которые определяют:
- предельную величину продольных уклонов дороги, преодолеваемых автомобилем на каждой из передач;
- возможную величину ускорения автомобиля на каждую из передач при разных дорожных сопротивлениях;
- максимальную скорость автомобиля в различных условиях.
Динамические качества особенно важны в дорожно-транспортных ситуациях, требующих резкого увеличения скорости автомобиля (обгон, объезд препятствия, проезд пересечения) т.е. в таких ситуациях в которых необходимо сократить время нахождения автомобиля в сложной или опасной зоне.
Однако чрезмерная уверенность водителя в динамических качествах автомобиля может привести к очень серьезным последствиям и уже сейчас имеется аппаратура информирующая водителя о превышении скорости в той или иной ситуации.
Информативность автомобиля - это его свойство обеспечивать участников движения необходимой информацией. Особенно важна информативность в условиях плотных транспортных потоков, когда наблюдается постоянное взаимодействие транспортных средств в потоке и интенсивный обмен информацией между участниками движения. Различают внутреннюю, внешнюю и дополнительную информативность автомобиля.
Свойства автомобиля, обеспечивающие возможность воспринимать водителем информацию, необходимую для безопасного управления автомобилем в любой момент времени, называются внутренней информативностью. Она зависит от конструкции и обустройства кабины водителя. Важнейшими для внутренней информативности являются обзорность, конструкция и содержание элементов на щитке приборов, система внутренней звуковой и световой сигнализации.
Обзорность должна позволять водителю своевременно и без помех физически воспринимать всю необходимую информацию о любых изменениях дорожной обстановки. Она зависит прежде всего от размера окон и стеклоочистителей; ширины и расположения стоек кабины; конструкции омывателей, системы обдува и обогрева стекол; расположения, размеров и конструкции зеркал заднего вида.
Внешняя информативность свойство, от которого зависит возможность других участников движения получить информацию от автомобиля, необходимую для правильного взаимодействия с ним в любое время. Она определяется размерами, формой и окраской кузова, характеристиками и расположением световозвращателей, системы внешней световой сигнализации, а также звуковым сигналом.
Дополнительная информативность свойство автомобиля, позволяющее эксплуатировать его в условиях ограниченной видимости (ночью, в тумане и т.п.). Она зависит от характеристик приборов системы автономного освещения и других устройств автомобиля, позволяющих улучшить восприятие водителем информации в различных дорожно-транспортных ситуациях
В настоящее время параметры информативности регламентируются правилами ЕЭК ООН № 1 - 8.
Весовые и габаритные параметры важны для предупреждения стеснения на дорогах или обеспечения сохранности дорог. По весовым и габаритным параметрам ТС различают на крупногабаритные и тяжеловесные.
Груз считается крупногабаритным, если автотранспортное средство с грузом или без груза превышает хотя бы одно из значений:
- по ширине 2,5 м;
- по высоте 4,0 м;
- по длине для одиночных автомобилей, автобусов и троллейбусов -12,0 м, для автопоездов в составе ²автомобиль-прицеп² и ²автомобиль-полуприцеп² - 20,0 м, для двухзвенных сочленённых автобусов и троллейбусов - 18,0 м.
К крупногабаритным относятся также ТС, имеющие в своём составе два и более прицепа, не зависимо от ширины и общей длины автопоезда.
Тяжеловесные грузы. ТС, в зависимости от осевых масс подразделяются на 2 группы:
- к группе А относятся ТС с осевыми массами свыше 10 т. включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покрытием;
- к группе Б относятся ТС с основными массами до 6 т. включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.
Груз считается тяжеловесным, если полная масса транспортного средства с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, указанных в табл.2 и 3.
При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов маршрут движения должен быть согласован с дорожными и коммунальными службами, отделениями железных дорог, а также ГИБДД.
Рабочее место водителя.
Активная безопасность автомобиля определяется и теми конструктивными качествами, которые определяют условия работы водителя (микроклимат кабины, уровень шума и вибрации, сидение и органы управления и др).
Микроклимат кабины - совокупность температур, влажности, скорости воздуха, наличие вредных примесей.
Т а б л и ц а 2
Допустимые значения полной массы АТС
Виды АТС
| Полная масса, т | Расстояние между крайними осями АТС, не менее, м. | |
Группа А | Группа Б | ||
Одиночные автомобили, автобусы: двухосные трехосные четырехосные автопоезда: трехосные четырехосные пятиосные и более |
18 25 30
28 36 38 |
12 16,5 22
18 24 25,5 |
3,0 4,5 7,5
10,0 11,2 12,2 |
Т а б л и ц а 3
- Организация перевозок грузов и пассажиров
- 1.Транспортно-дорожный комплекс (тдк) россии
- Классификация перевозок
- 1.2. Транспортный процесс и его элементы
- 1.2 Классификация грузовых перевозок
- Транспортная работа цикла перевозок Простой цикл перевозок
- Совмещенный цикл перевозок
- 1.5. Производительность подвижного состава
- Т огда учитывая выражения (1, 2, 6 ), имеем
- 2. Основы организации перевозок грузов
- 2.1Грузопотоки. Маршруты движения
- 2.2. Виды и характеристика маршрутов движения
- 2.3. Расчет потребного числа подвижного состава на маршруте
- 3. Основы оптимизации перевозочного процесса
- 3.1. Общие положения выбора подвижного состава
- Подвижного состава для перевозки данного вида груза
- 3.2. Обоснование выбора подвижного состава
- 3.3. Эффективность применения специализированного подвижного состава
- И специализированного автомобиля Оптимизация грузопотоков с применением матрицы транспортных связей
- Разработка рациональных маршрутов перевозок массовых грузов на основании заявок договорной клиентуры
- Требуется: построить эпюру грузопотоков; разработать рациональные маршруты; составить схемы маршрутов; определить потребное число автомобилей на маршруте.
- Суточный объем перевозок
- Показатели работы автомобиля
- Расстояние между грузопунктами
- Матрица №1 Зашифрованный план перевозок грузов
- Матрица № 2 Расчетная матрица
- Матрица № 3 Улучшенный план перевозок
- Матрица № 4 Совмещенный план перевозок
- 4.1. Тара и маркировка грузов
- Классификация грузов
- Классификация тары
- 4.2 Организация погрузочно-разгрузочных работ
- 4.2.1. Классификация погрузочно-разгрузочных средств
- 4.2.2. Производительность погрузочно-разгрузочных механизмов
- 4.2.3. Погрузочно-разгрузочные пункты и их производительность
- А) боковой; б) торцевой; в) ступенчатый
- 4.2.4. Согласование работы транспортных и погрузочных средств
- 4.2.5. Согласование работы автомобилей-самосвалов с экскаваторами при перевозке массовых навалочных грузов
- 4.3 Особенности перевозки некоторых видов грузов
- При перевозке скоропортящихся грузов ( молоко, мясо, колбасы и пр.)
- 5. Основы органзации пассажирских
- 5.1Транспортная подвижность населения
- 5.2. Автобусные маршруты и их организация
- На передвижение от длины перегона
- 5.3 Методы расчета потребного числа автобусов на маршруте
- 5.4. Организация движения автобусов и труда водителей на маршруте
- 5.5. Оценка качества пассажирских перевозок
- 6.1 Организация лицензирования перевозочной деятельности
- 5.1. Компоненты дорожного движения
- 5.2. Качества дорожного движения
- 6.1. Выявление закономерностей дорожного движения
- 6.2. Причины дтп
- 6. 3. Механизм дтп
- 6.4. Учет дтп.
- Раздел 7. Водитель и безопасность движения.
- 7.1. Профессиограмма водителей включает:
- 3. Реакции.
- Время реакции
- Раздел 8. Транспортные средства и безопасность
- 2. Устойчивость автомобиля.
- Допустимые значения осевой массы на каждую ось
- Вероятность совершения дтп рдтп
- А) положение рук на рулевом колесе, б) положение тела.
- Раздел 9. Дорожные условия и безопасность движения.
- Раздел 10. Государственная система управления Безопасностью движения.
- Раздел 11. Организация работы по предупреждению аварийности на атп.