logo search
Лекции

Государственное регулирование социальной защиты реализовывается с помощью:

  1. бюджетного финансирования государственных учреждений образования, культуры, науки, здравоохранения, физической культуры и других отраслей;

  2. участия в формировании фон­дов социального страхования (пенсионного, медицинской по­ мощи, помощи на случай безра­ботицы и др.);

  3. ограниченного дотирования цен на товары (услуги), находящиеся под государственным контролем;

  4. установления постоянной помощи семьям с низкими доходами;

  5. применения различных форм компенсации повышения цен (для наиболее уязвимых слоев населения) и ограниченной ин­дексации;

  6. обеспечения функционирования действенной системы трудоустройства и помощи по безработице.

Использование конкретных рычагов механизма государственно­го регулирования оплаты труда зависит от разнообразных факторов.

В частности, минимизация заработной платы регулируется с учетом уровня экономического развития страны, производи­тельности труда, средней заработной платы, а также стоимос­ти величины минимального потребительского бюджета («кор­зины»).

Практическое значение имеет полная реализация информационной функции государст­ва, т. е. своевременная подготовка и обнародование статистиче­ских данных: ежеквартально — о средней заработной плате и продолжительности рабочего времени по отраслям, группам профессий и должностей; ежегодно — о стоимости рабочей си­лы в соответствии с типовой международной классификацией затрат на рабочую силу.

Политика оплаты труда предприятий, организаций и других пер­вичных субъектов хозяйствования формируется и реализуется в пределах действующего законодательства — прежде всего Закона Украины «Об оплате труда» (1995 г.). Она должна учитывать стра­тегические и тактические цели деятельности конкретных субъектов хозяйствования, их отраслевую специфику, абсолютные размеры, географическое размещение, степень международной интеграции, уровень социального развития коллектива и т. п.

Конкретная реализация политики заработной платы осуществ­ляется на основании договоренности о регулировании оплаты труда наемных работников предприятия, т. е. на основе заключе­ния тарифных соглашений на трех уровнях:

Тарифное соглашение — это договор между представителями сторон по вопросам оплаты труда и социальных гарантий. Она на каждом уровне имеет специфическую содержательную характе­ристику. В частности, предметом тарифного соглашения на про­изводственном уровне (как составной части коллективного дого­вора) являются следующие структурные элементы:

1. Формы и системы оплаты труда, применяемые для отдельных категорий и групп работников.

2. Минимальная тарифная ставка, дифференцирован­ная по видам производств в пределах уровней, предус­мотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов (типов) производств отрасли (подотрасли).

3. Размеры тарифных ставок по разрядам работ и должностных окладов соответствующих категорий работников.

4. Виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления.

5. Условия оплаты труда за работу во внеурочное время, время простоя не

по вине работника, в случае изготовления продукции, оказавшейся браком не по

вине работника.

В случае найма работника по контракту собственник или уполномоченный им орган могут устанавливать (с согласия работника) как предусмотренные коллективным договором, так и индивидуальные условия оплаты труда.

Нормы тарифного соглашения производственного уровня могут временно (до 6 месяцев) допускать уровень оплаты труда более низкий, чем нормы, определенные генеральным отраслевым или региональным соглашением, но не ниже государственных норм и гарантий по оплате труда. В течение действия (сроки оговариваются сторонами переговоров) тарифных соглашений никто из представителей сторон, находящихся в сфере действия этих соглашений, односторонне не может требовать увеличения (уменьшении) размера оплаты труда и льгот сверх того, что предусмотрено тарифным соглашением.