logo search
Engine mechanical 1 textbook

Классификация двигателей

Принцип работы

Число цилиндров

Расположение цилиндров

Расположение на автомобиле

Бензиновый двигатель

Двигатель с воспламе­нением от искры

4-цилиндровый двигатель

Рядный двигатель

Двигатель поперечного расположения

Дизельный двигатель

Двигатель с воспламе­нением от сжатия

6-цилиндровый двигатель

V-образный двигатель

Двигатель продольного расположения

Система охлаждения Жидкостная Воздушная

Циклический Четырехтактный

режим работы Двухтактный

Оппозитный двигатель

Двигатель переднего расположения Передний привод

Двигатель переднего расположения Задний привод

Механизм привода С верхним распределительным валом (OHC)

клапанов С верхними клапанами (OHV)

Двигатель центрального расположения Задний привод

Двигатель заднего расположения Задний привод

Двигатели могут быть классифицированы по следующим признакам.

 По принципу работы: бензиновые (с воспламенением от искры) или дизельные (с воспламенением от сжатия) двигатели.

 По типу системы охлаждения: двигатели с жидкостной или воздушной системами охлаждения.

 По циклу: двух- или четырехтактные двигатели.

 По типу механизма привода клапанов: двигатели с верхним распределительным валом (OHC) или двигатели с верхними клапанами (OHV).

 По числу цилиндров: 4-, 6- или 8-цилиндровые двигатели.

 По расположению цилиндров: рядные, V-образные или оппозитные двигатели.

В рядном двигателе цилиндры расположены в один ряд. Такой двигатель имеет блок цилиндров простой формы и одну головку цилиндров, благодаря чему двигатель отличается небольшой массой и компактностью. Рядные двигатели обычно 3‑, 4‑, 5‑ и 6‑цилиндровые. V-образные двигатели имеют 6, 8, 10 или 12 цилиндров и устанавлива­ются в основном на больших и спортивных автомобилях. Существуют также 6‑, 8‑, 10‑ и 12‑цилиндровые оппозитные двигатели. Из-за низкого центра тяжести они преиму­щественно используются на спортивных автомобилях.

Принцип работы

Число цилиндров

Расположение цилиндров

Расположение на автомобиле

Бензиновый двигатель

Двигатель с воспламе­нением от искры

4-цилиндровый двигатель

Рядный двигатель

Двигатель поперечного расположения

Дизельный двигатель

Двигатель с воспламе­нением от сжатия

6-цилиндровый двигатель

V-образный двигатель

Двигатель продольного расположения

Система охлаждения Жидкостная Воздушная

Циклический Четырехтактный

режим работы Двухтактный

Оппозитный двигатель

Двигатель переднего расположения Передний привод

Двигатель переднего расположения Задний привод

Механизм привода С верхним распределительным валом (OHC)

клапанов С верхними клапанами (OHV)

Двигатель центрального расположения Задний привод

Двигатель заднего расположения Задний привод

Расположение на автомобиле

Двигатель может располагаться продольно или поперечно спереди, посередине или в задней части автомобиля. В качестве примера компоновки можно привести автомобиль с расположенным продольно спереди двигателем и приводом на заднюю ось через карданный вал, идущий от коробки передач. На небольших автомобилях применяется другая компоновочная схема: двигатель расположен спереди поперечно, крутящий момент передается на передние колеса. Это обусловлено тем, что благодаря параллельности продольной оси двигателя и ведущей оси автомобиля требуется меньше места для установки силового агрегата.

Двигатели центрального расположения главным образом применяются на спортивных автомобилях, в которых упор делается на их характеристики, а не на удобство пассажиров.