3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
При выборе ПРМ для работы в конкретных условиях рассматривают, прежде всего, их важнейший технико-эксплуатационный показатель – производительность, под которой понимается объем работы, выполненный машиной в единицу времени (измеряется обычно в т/ч или м3/ч).
Различают расчетно-теоретическую, техническую и эксплуатационную производительности.
Под расчетно-теоретической производительностью машины понимают то количество груза, которое она может погрузить или выгрузить за 1 час непрерывной работы в оптимальных условиях (т.е. при максимальном использовании грузоподъемности, быстром заполнении ковша и т.д.). Эта производительность является максимально возможной для машины и указывается в ее паспорте.
Производительность ПРМ и устройств циклического действия определяется по формуле [т (м3)/ч]:
Прц = 3600 Q / Тц,
где Q – главный параметр (грузоподъемность или емкость ковша), т (м3); Тц – продолжительность рабочего цикла, с.
Рабочим циклом машины называется законченный технологический процесс производства подъемно-транспортных операций с единицей груза, определяемый как сумма времени, затрачиваемого на отдельные операции с грузом в процессе погрузки или разгрузки. В комплекс этих операций входят: захват (застропка, наклонение ковша) груза, подъем, перемещение (поворот), опускание, освобождение РО или захвата от груза, возврат РО или машины к грузу. Вполне очевидно, что продолжительность рабочего цикла является переменной величиной, зависящей от расстояния перемещения и т.п. Резервом уменьшения продолжительности цикла является совмещение операций.
Производительность машин и устройств непрерывного действия при перемещении, погрузке и выгрузке штучных грузов определяют по следующей формуле [т(м3)/ч]:
Прн.шт = q V / a,
где q – объем или вес единицы груза; V – скорость перемещения РО, м/ч; а – расстояние между единицами груза на РО машины, м.
Для навалочных грузов, перерабатываемых непрерывным потоком, производительность машин определится как (т/ч):
Прн.н = F V ,
где F – площадь поперечного сечения слоя перемещаемого груза, м2; – объемный вес груза, т/м3.
Техническая производительность в отличие от расчетно-теоретической учитывает реальные условия эксплуатации (фактическую загрузку ковшей, фактическое использование грузоподъемности, вид груза, квалификацию машиниста ПРМ и т.д.).
Ее получают из расчетно-теоретической производительности путем умножения на коэффициент, учитывающий эти факторы.
Например, для грузоподъемных машин:
Пт = 3600 Q kгр / Тц,
где kгр – коэффициент использования грузоподъемности.
kгр = Qср / Q,
где Qср – средний вес грузов, поднятых в течение смены, т.
Эксплуатационная производительность кроме конкретных условий эксплуатации учитывает также перерывы в работе машины в течение смены по различным причинам.
Различают пять групп причин перерывов в работе (простоев):
- конструктивно-технические (подготовительно-заключительные операции, техническое обслуживание, переналадка, замена РО);
- технологические (необходимость перемещения машины, изменение положения рабочего оборудования и т.д.);
- связанные с организацией труда и отдыха обслуживающего персонала;
- метеорологические (ветер, туман, мороз и т.п.);
- организационные (прекращение подачи электроэнергии, отсутствие горюче-смазочных материалов, несвоевременная подача автотранспорта под погрузку-разгрузку и т.д., т.е. зависящие от нечеткой организации работ).
Простои по организационным причинам являются наиболее весомыми и в их сокращении заложен основной резерв повышения производительности.
Эксплуатационная производительность определяется из технической путем введения коэффициента использования машины по времени kв:
Пэ = Пт kв.
Из-за перерывов в работе эксплуатационную производительность обычно определяют за смену:
Пэ.см = Пт kв Тсм,
где Тсм – продолжительность смены, ч.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература