logo search
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.4.1. Средства малой механизации

Средства малой механизации предназначены для облегче­ния ПРР, выполняемых вручную, в пунктах с небольшим грузо­оборотом. К ним относятся:

- роликовые ломы, цепи, тележки и дорожки;

- домкраты;

- вилочные тележки и погрузчики с ручным приводом;

- ручные тали;

- ступеньки и передвижные горки для поперечного наклона бортовых автомобилей.

Роликовые ломы (а) используют на площадках с твердым и ровным покрытием для горизонтального перемещения тяжело­весных грузов на несколько метров. Роликовый лом на изогну­том конце с насечкой имеет ось с двумя роликами на подшипни­ках качения. Три грузчика с роликовыми ломами могут переме­щать груз массой до 2 т.

Роликовые тележки и цепи предназначены для горизон­тального перемещения тяжеловесных грузов, но могут быть ис­пользованы и для выполнения погрузо-разгрузочных операций.

Роликовые дорожки (рольганги) (б) представляют собой устройства в виде рамы, на которой на неподвижных осях уста­новлены ролики, вращающиеся под действием веса груза. Роли­ковые дорожки предназначены для горизонтального (или с не­большим уклоном) перемещения штучных грузов, имеющих плоскую опорную поверхность, а также других грузов, уложенных на специальные площадки или поддоны. Для изменения направления перемещения груза отдельные секции дорожек могут быть криволинейными.

Применяют также роликовые дорожки, у которых вместо роликов устанавливаются узкие катки, укрепленные на двух про­дольных балках (в). Они имеют меньшую массу, более удобны при монтаже, могут доставляться на автомобилях вместе с грузом и использоваться в любых пунктах по мере необходимости.

Домкраты используют для подъема тяжеловесных грузов на небольшую высоту при установке этих грузов на катки, тележки или роликовые цепи. Они бывают реечными, вин­товыми и гидравлическими.

Лотки предназначены для спуска по наклонной плоскости, а также для погрузки на автомобиль грузов в ящиках, тюках и кипах, находящихся на втором и третьем этажах складов. Часто их изготавливают из досок и для уменьшения трения обивают кровельным железом. Груз по лотку перемещается под действием собственного веса.

Ручные тележки, как правило, двухколесные, применяют для погрузки-разгрузки и пе­ремещения на небольшой площади штучных грузов.

Для погрузки-разгрузки на автомобили и перемещения в пределах склада штучных грузов, уложенных в пакеты на под­доны, используют ручные вилочные тележки (транспаллетты).

Транспаллетта состоит из рамы с подъемными вилами, на кон­цах которых смонтированы ролики, гидронасоса с ручным при­водом и двух передних поворотных колес. При помощи системы рычагов ролики соединены с подъемным уст­ройством.

Перед подъемом груза вилки те­лежки устанавливают под поддон, по­сле чего несколькими качаниями дышла приводят в действие насос, и подъемник поднимает вилы вместе с грузом на высоту 100 – 125 мм. В поднятом положении пакет груза транспортируют в пределах склада, доставляют в ку­зов автомобиля или разгружают из кузова, если уровень грузовой площадки склада совпадает с уровнем пола кузова автомобиля. Для опускания груза нажимают на установочный клапан гид­роподъемника.

Ручные вилочные погрузчики предназначены для погрузки и разгрузки преимущественно пакетированных штучных грузов. В отличие от авто- и электропогрузчиков ручные погрузчики не имеют собственного механизма передвижения; привод гидрона­соса осуществляется вручную.

Ручные тали представляют собой про­стейшие подъемные устройства из нескольких подвижных и неподвижных блоков, огибаемых цепью. Редуцирующим звеном в талях являются обычно червячная или зубчатая передача, а также канатный или цепной полиспаст.

Тали подвешивают к козлам, балкам и т.д. Для горизонтального перемещения груза таль может быть подвешена к тележке, передвигаю­щейся вручную по монорельсу.

Ручные лебедки используют для работы с тяжелыми грузами. При вертикальном подъеме или опускании груза канат перебрасывают через подвесной блок. Используются ручные лебедки также для подтаскивания груза по специальным трапам.

Консольные ручные краныиспользуют для выполнения ПРР со штучными и тяжеловесными грузами, а также и контейнерами в пунктах с небольшим объемом работ.

Кран со­стоит из горизонтально расположенной и шарнирно закрепленной на стене или колонне двутавровой балки (консоли) с поддерживающей ее тягой и грузоподъемного приспособления в виде ручной тали с тележкой или лебедки.

Для выгрузки навалочных сыпучих грузов из бортовых ав­томобилей применяют передвижные горки и ступеньки, обеспе­чивающие при наезде на них наклон автомобилей на угол до 30°.

При перевозках навалочных, обычно сельскохозяйственных грузов, могут быть использованы разгрузочные щиты и сетки, перевозимые на автомобилях.

Перед погрузкой груза щит устанавливают вплотную к пе­реднему борту, а сетку рассти­лают по всей площади платформы и закрепляют со стороны заднего борта. К свободным концам сетки или щиту крепятся канаты, которые в местах вы­грузки груза привязывают к надежным упорам. При движении автомобиля вперед находящийся в кузове груз сбрасывается щитом или сеткой.