logo search
Основы аэродинамики

Ограничения по центровке

Центровка вертолета — это расстояние между проекцией;

оси вала НВ и центром масс вертолета. Рабочий диапазон, центровки Ми-2: +0,185 ...—0,01 м; Ми-8: +0,37 ...—0,08 м| (370...—80 мм). Продольная центровка наиболее существенна влияет на возможность балансировки вертолета на предельных режимах полета, т. е. на висении и при полете с максимальной скоростью.

Указанные ограничения введены из соображения достаточности запаса продольного управления по отклонению ручки управления от себя и на себя. Этот запас должен быть не менее 20% полного хода ручки управления.

Если при загрузке вертолета центровка выйдет за пределы допустимой, запас продольного управления окажется недостаточным. Это может проявиться как на висении, так и в поступательном полете. Например, при предельно задней центровке на висении вертолет будет балансироваться с большим положительным углом тангажа при ручке управления, отклоненной от себя больше обычного. При выходе центровки за установленные пределы выполнение взлетов и посадок может оказаться крайне сложным и небезопасным из-за больших положительных углов тангажа вертолета. Наименьший запас продольного управления на себя будет на висении вне близости земли при предельно передней центровке и ветре сзади. При выходе за установленные пределы передней центровки вертолет на висении будет балансироваться с отрицательным углом тангажа при ручке управления, отклоненной на себя, значительно больше обычного, а значит, может возникнуть ситуация, когда даже при полностью отклоненной на себя ручке управления вертолет на висении будет смещаться вперед, вертикальные взлет и посадка будут значительно усложнены.