logo search
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

3.8. Специализированные машины для погрузки и вы­грузки сельскохозяйственных грузов

Наиболее распространенными сельскохо­зяйственными грузами являются зерно, сахарная свекла, карто­фель и другие овощи, бахчевые культуры, фрукты, сено, силос и пр. Их удельный вес в общем объеме грузов, перевозимых авто­мобильным транспортом, довольно значителен. Поэтому для ме­ханизации ПРР с этими специфическими грузами часто необхо­димы и специальные средства. Особое место среди них занимают зернопогрузчики, которые служат не только для погрузки зерна в кузова автомобилей и прицепов, но и для механического пере­лопачивания и формирования буртов на полевых зерноочисти­тельных и сушильных токах.

Широко распространены зернопогрузчики с РО в виде скребкового конвейера, размещаемого в стальном желобе, пред­назначенном для перемещения зерна. В качестве питателя при­меняют либо аналогичные скребковые конвейеры, либо диско­вые устройства. Привод РО – электрический и механи­ческий.

Зернопогрузчик пред­ставляет собой передвиж­ную машину на трехколес­ном ходу, их них два задних – ведущие, переднее – по­воротное.

РО состоит из питателя в виде двух поперечных скребковых транспортеров и грузонесущего устройства в виде двух продольных скребковых транспортеров, расположен­ных в желобах. Погрузчик снабжен механизмом подъема и опус­кания питателя и центрального продольного транспортера. От­грузочный транспортер имеет возможность поворачиваться в обе стороны от продольной оси рамы.

Для погрузки зерна в автомобили и прицепы и перелопачи­вания его на открытых токах и площадках как в полевых усло­виях, так и на заготовительных пунктах применяют также навес­ные зернопогрузчики на базе тракторов.

Свеклопогрузчики представляют собой самоходные ма­шины с навесным рабочим оборудованием, приспо­собленным для погрузки свеклы и других корне­плодов в полевых усло­виях из куч.

Навесное оборудова­ние включает в себя попе­речный и продольный прутковые транспортеры; стрелу с грабельным захватом; активные боковые щитки для под­гребания корней свеклы с боков лотка; шнековый очиститель для отделения корней свеклы от земли и ботвы; основную и продоль­ную рамы.

Продольная рама в рабочем положении опирается на копи­рующие катки; перевод ее в транспортное положение, а также наклон поперечного транспортера и управление грабельным за­хватом осуществляется гидроцилиндрами. Оба транспортера приводятся в действие от вала отбора мощности трактора.

Перед погрузкой свеклы переднюю часть продольной рамы с транспортерами и при движении трактора задним ходом подво­дят под кучу свеклы. После этого грабельным захватом подается на лоток с продольными транспортерами, с которых она посту­пает на очистители, а затем на поперечный транспортер. Очи­щенная свекла с поперечного транспортера ссыпается в кузов ав­томобиля или прицепа.

Свеклопогрузчик может быть использован также для меха­низированной погрузки початков кукурузы и других корнеклуб­неплодов.

Разгрузчики-буртоукладчики применяют на сахарных за­водах для выгрузки свеклы из автомобилей и прицепов и одно­временной укладки ее в бурты.

Машина смон­тирована на специ­альной раме и со­стоит из разгру­жающего и уклады­вающего агрегатов, конструктивно объ­единенных в одну систему. Привод ос­новных механизмов осуществляется от вала отбора мощности базового трактора.

Разгружающий агрегат имеет несущую раму, на которой смонтированы опрокидывающая платформа и мостик-бункер, ко­торый в закрытом положении служит для проезда груженого ав­томобиля, а в открытом образует приемный резервуар. Несущая рама в рабочем положении опускается на землю. Разгружающий агрегат предназначен для наклона автомобиля или прицепа в сто­рону заднего борта.

Укладывающий агрегат имеет раму, на которой смонтиро­ваны наклонный транспортер, землеотдели­тель, транспортеры выдачи отходов и укладочный. При помощи укладывающего аг­регата обеспечивается очистка после выгрузки из автомобиля свеклы от земли и ботвы и подача ее в бурты, а отходов – в раз­груженный автомобиль.

Подъем буртоукладчика в транспортное положение, подъем и поворот укладочного транспортера, открытие мостика-бун­кера, выдвижение упоров колес выполняется при помощи гидро­цилиндров.

Разгрузчик-буртоукладчик работает следующим образом: груженый автомобиль по мостикам съезжает на опрокидываю­щую платформу разгружающего агрегата и фиксируется на ней ловушками. Открывается задний борт автомобиля, после чего включается наклон платформы с автомобилем. При наклоне вскры­вается мостик-бункер, образуя резервуар для разгружаемой свеклы; дном его служит приемный транспортер, подающий свеклу на наклонный транспортер, а последний подает ее на зем­леотделитель. Очищенная свекла укладочным транспортером ук­ладывается в бурты, а отходы при помощи транспортера выдачи подаются в порожний автомобиль.

Разгрузчик-буртоукладчик обеспечивает сквозной проезд подвижного состава и относится к числу высокопроизводитель­ных машин.

Для механизации подъемно-транспортных операций с такими сельскохозяйственными грузами, как силос, сено, солома, зеленая масса кукурузы и др., используются различные навесные (на тракторы или самоходные шасси) погрузчики. Они снабжаются комплектом сменных рабочих органов, что позволяет использо­вать их также для работы со штучными и сыпучими грузами.

Для погрузки сена и соломы в транспортные средства, а также их скирдования наибольшее распространение получили погрузчики-стогометатели. При замене РО они могут быть ис­пользованы для погрузки минеральных удобрений, угля и других грузов.

Основные узлы навесного обору­дования стогометателя:

- подъемная стрела, шарнирно за­крепленная на раме, с двумя гидроци­линдрами управления. У некоторых по­грузчиков подъемная стрела выполня­ется поворотной, что позволяет машине работать без дополнительного манев­рирования;

- основной РО – грабельная ре­шетка, снабженная сталкивающим щи­том и накидным захватывающим уст­ройством, приводимых в действие от гидроцилиндров.

Дополнительно стогометатель снабжается: вилами, ковшом, грузоподъемным крюком, грейфером. Привод всех механизмов – гидравлический от общей гидросистемы базового трактора.

Для погрузки копны сена или соломы тракторист стогомета­теля подводит под нее грабельную решетку, после чего включает гидравлику и поднимает решетку с грузом. Подъехав к автомо­билю, тракторист включает сталкивающий щит и сбрасывает копну на платформу автомобиля.