logo search
Лекции

Тема № 13. Финансовые расчеты в системе международной торговли услугами предприятий морского транспорта.

Субъектами международного транспортного процесса являются:

В зависимости от типа экономики между ними складываются определенные производственные отношения.

При плановой экономике предпочтение отдаётся производителю.

При рыночной экономике наиболее заинтересованным субъектом транспортных отношений является потребитель, а транспортник является подчиненным.

Финансирование транспорта при рыночной экономике распределяется следующим образом:

75%- развитие транспортных сетей;

25%- развитие транспортных средств.

Финансирование при плановой экономике распределяется следующим образом:

60%- развитие транспортных средств

40%- развитие транспортных сетей.

В зависимости от вида экономики меняется и структура перевозок.

При плановой экономике 50-60% грузооборота составляют сырье и топливо (из-за преимущественного развития промышленности группы “А”). При рыночной экономике в основном перевозятся товары, компоненты, полуфабрикаты и т.п.

При переходе от плановой экономике к рыночной грузооборот падает, и в структуре перевозок становится больше генеральных грузов, чем массовых. А это приводит к изменению цены, т.к. цена является денежным выражением стоимости товара (продукции, услуг). Она всегда колеблется вокруг цены производства (превращенной формы стоимости единицы товара, равной сумме затрат производства и средней прибыли) и отражает уровень общественно необходимых затрат труда.

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

Сущность рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.

Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.

Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.

В-третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.

В-четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.

Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным измерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.

Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства.

Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения' и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по-разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое, - когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.

Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).

Регулирующая функция. Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.

Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.

Спрос - это потребность в определенном количестве товаров, которые потребители желают и могут купить по разным ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, т.е. снижение цены приводит к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот, что отражает закон спроса.

Предложение показывает разные количества товара (ресурса), которые производитель (собственник ресурсов) желает и способен произвести (предложить к продаже) по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастет величина предложения, и наоборот, что отражает закон предложения.

Избыток продукции приводит к снижению цены на нее, а нехватка (дефицит) вызывает повышение цены. Когда при цене в 3 единицы нет ни дефицита, ни избытка — это реальная цена, которую называют ценой рыночного клиринга, или равновесной ценой (рис. 1). При ней величина предложения и величина спроса уравновешиваются (равновесное количество равно 7 единицам товара), т.е. решения производителя о продаже и потребителя о покупке по данной цене взаимно согласуются. Точка пересечения (А) кривой спроса и предложения показывает равновесные цену и количество продукции.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, когда решения о купле и продаже синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Когда цены не могут выполнять функцию распределения ограниченных благ (товаров, ресурсов) между конкурирующими потребителями, возникает дефицит этих благ, т.е. фиксация цены является причиной дефицита. Повышение цены на редкое благо побуждает производителя выпускать его больше, а стабильная цена — сокращать производство.