logo search
Engine mechanical 1 textbook

Воздухопроводы

Радиатор служит для охлаждения поступающей из двигателя охлаждающей жидкости. Во время движения через радиатор проходит воздух, которому и передается тепло охлаж­дающей жидкости. Когда автомобиль движется с небольшой скоростью или стоит на месте, поток воздуха для охлаждения жидкости обеспечивает вентилятор, установленный за радиатором.

Система охлаждения, работающая при повышенном давлении

Система охлаждения, работающая при повышенном давлении, более эффективно охлаж­дает двигатель с более высокой температурой. Кроме того, она отличается высокой темпе­ратурой начала кипения жидкости. Давление в системе обеспечивается специальной залив­ной горловиной и крышкой радиатора. В такие системы охлаждающая жидкость заливается только при необходимости в расширительный бачок, а не в радиатор.

Охлаждающая жидкость (антифриз)

Использование воды в системе охлаждение имеет одно большое преимущество: она погло­щает тепло лучше любой другой жидкости. Однако в этом есть и недостатки. В обычной воде содержатся загрязняющие вещества, которые вступают в химическую реакцию с ме­таллами и вызывают коррозию, что может привести к повреждениям двигателя. Для воды характерен электрический и химический процесс, именуемый электролизом, который и приводит к коррозии металлов. В современных системах охлаждения используется вода с добавлением химических веществ (ингибиторов), которые замедляют или прекращают коррозию. Другие химические вещества повышают температуру закипания воды. Другим недостатком воды является ее расширение при замерзании. Это основная проблема двига­телей с жидкостным охлаждением, эксплуатируемых при низких температурах. В нерабо­тающем двигателе вода в системе охлаждения замерзает и расширяется. При этом она обладает достаточным усилием, чтобы привести к появлению трещин в блоке цилиндров и радиаторе. При добавлении в воду присадки, получившей название антифриз, темпера­тура замерзания воды понижается до значения ниже температуры окружающего воздуха. Таким образом, снижается вероятность замерзания охлаждающей жидкости.

Термостат и насос охлаждающей жидкости

Пружина

Термостат с обратным клапаном

Плунжер

Крышка

Крепежный фланец

Корпус

Термочувстви­тельный элемент

Плунжер

Пружина

Верхняя часть корпуса

Нижняя часть корпуса

Медный цилиндр

Порошок

Термостат с пропорциональной муфтой

Крыльчатка

Клапан термостата закрыт

Клапан термостата открыт

Сальник

Термостат

Термостат отслеживает температуру охлаждающей жидкости и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор. Термостат приводится в действие термочувстви­тельным элементом с избыточным давлением. Он имеет следующую конструкцию: в тепло­проводный медный цилиндр помещены специальный воск, металлический порошок и плун­жер внутри резинового чехла. Под действием тепла воск расширяется и выталкивает плунжер наружу, который, в свою очередь, открывает клапан. В зависимости от темпера­туры термочувствительный элемент изменяет положение клапана, регулируя поток охлаж­дающей жидкости и, следовательно, ее температуру. Термостат обычно устанавливается в передней верхней части блока цилиндров — такое расположение необходимо для того, чтобы через термостат всегда проходила горячая охлаждающая жидкость. Верхняя часть термостата накрывается отводящим патрубком системы охлаждения, который соединяет шланг радиатора с радиатором. В настоящее время применяются термостаты двух типов: с пропорциональной муфтой и обратным клапаном. Принцип их работы аналогичен, однако они имеют ряд отличий. Термостат с обратным клапаном открывает проход потоку жид­кости, идущему от насоса. Поскольку холодная охлаждающая жидкость, поступающая от насоса, находится под давлением, термостат остается закрытым. Это предотвращает утечку охлаждающей жидкости. Клапан такого термостата самоустанавливающийся и само­очищающийся. В термостате с пропорциональной муфтой охлаждающая жидкость под давлением циркулирует по всему термостату.