2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
Грузовые АТС, в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на грузовые АТС общего назначения и специализированные.
Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения используются для перевозок различных грузов навалом или в таре и имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудуемый в ряде случаев дугами с тентом.
К специализированным АТС относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов или оборудованные специальными погрузо-разгрузочными устройствами.
Специализация автомобилей обусловлена необходимостью повышения качества и эффективности перевозок народнохозяйственных грузов, снижения трудоемкости ПРР и др. СПС – одно из звеньев комплексной механизации многих производственных и технологических процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и других отраслях.
К СПС относятся: самосвалы, цистерны, фургоны, самопогрузчики, трубовозы, металловозы, контейнеровозы, тяжеловозы, лесовозы, а также АТС для перевозки строительных конструкций, для сельскохозяйственного производства и др.
Специализация подвижного состава достигается главным образом установкой специализированных кузовов и дополнительного оборудования на шасси базовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. При этом тип кузова и его конструкция зависят в основном от вида перевозимого груза, его свойств и массогабаритных параметров.
Специализированные АТС обладают перед АТС общего назначения рядом преимуществ, основными из которых являются:
- большая сохранность перевозимых специфических видов грузов;
- возможность перевозки специфических видов грузов (разогретый асфальт, битум, сжиженные газы и др.);
- повышенная безопасность и улучшение экологических характеристик при перевозках определенных видов грузов;
- снижение затрат на тару и упаковку грузов;
- более высокий уровень механизации ПРР;
- увеличение производительности труда работников, участвующих в транспортном процессе;
- обеспечение в ряде случаев совмещение перевозки с технологией приготовления продукта (получение однородного состава бетона в бетоновозах);
- осуществление доставки груза за пломбой отправителя без взвешивания и пересчета товаров.
Лучшая сохранность грузов при перевозке обеспечивается изотермическими фургонами, рефрижераторами и цистернами, а возможность перевозки специфичных видов грузов (жидких, сыпучих, длинномерных, тяжеловесных и др.) – цистернами, трубовозами, тяжеловозами и др.
Повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки обеспечивают цистерны для транспортирования химических продуктов и сыпучих грузов, а снижение затрат на тару и упаковку грузов – фургоны.
Более высокую механизацию ПРР обеспечивают самосвалы, самопогрузчики и цистерны с пневматической разгрузкой.
Благодаря преимуществам СПС его удельный вес в структуре грузового парка составляет порядка 60 – 70%.
Однако использование специализированных АТС имеет и свои недостатки, которые необходимо учитывать при выборе подвижного состава для перевозки того или иного вида груза.
К наиболее существенным недостаткам специализированных АТС, в сравнении с автомобилями общего назначения, относят следующие:
- большая стоимость;
- снижение грузоподъемности;
- повышение трудоемкости обслуживания и ремонта;
- необходимость в более квалифицированных водителях;
- уменьшение коэффициента использования пробега.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература