2.2. Самосвалы
Автомобилями и автопоездами-самосвалами называются специализированные АТС, оборудованные саморазгружающимися грузовыми кузовами.
Самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке.
Из всех типов СПС самосвалы имеют наибольшее распространение, так как применение их позволяет значительно сократить время и расходы на разгрузочные работы. Самосвалы составляют приблизительно третью часть грузового автомобильного парка страны.
Самосвалы разделяются по назначению, направлению разгрузки и типу используемого шасси подвижного состава.
По назначению самосвалы делятся на:
- строительные;
- карьерные
- сельскохозяйственные.
По направлениию разгрузки (опрокидыванию кузова) самосвалы могут быть:
- с задним опрокидыванием,
- боковым двусторонним опрокидыванием,
- трехсторонним опрокидыванием;
- с предварительным подъемом.
По типу используемого шасси:
- одиночный автомобиль-самосвал;
- самосвальный автопоезд;
- прицеп-самосвал;
- полуприцеп-самосвал.
Строительные самосвалы служат для перевозки сыпучих грузов (земля, песок, щебень, гравий и др.), жидких строительных растворов (бетон, известь, гипс, мыльная щелочь и др.) и различных промышленных грузов (силикатный кирпич, цемент и др.).
Строительные самосвалы изготавливаются на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей и отличаются от них формой грузового кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, наличием надрамника и подъемного механизма грузового кузова.
Меньшая длина и укороченная база улучшают маневренность самосвала, надрамник усиливает укороченную раму, работающую в тяжелых нагрузочных условиях, а подъемный механизм обеспечивает разгрузку грузового кузова. Грузоподъемность самосвала по сравнению с базовой моделью несколько снижается из-за большей массы его кузова, массы надрамника и подъемного механизма.
Строительные самосвалы являются наиболее распространенными из всех типов самосвалов.
Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (руда, каменный уголь и др.). Карьерные самосвалы предназначены для работы вне дорог и их движение по обычным дорогам недопустимо из-за больших осевых нагрузок и габаритных размеров.
Карьерные самосвалы характеризуются колесной формулой 42, имеют короткие базы, дизели большой мощности, гидромеханические и электрические трансмиссии и гидропневматические подвески. Все это обеспечивает им повышенные тягово-скоростные свойства и проходимость, высокую маневренность и плавность хода, а также хорошие условия труда водителей.
Сельскохозяйственные самосвалы служат для перевозки навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, картофель, кукуруза, овощи, корнеплоды и др.). Эти самосвалы могут быть также использованы для различных хозяйственных и строительных работ.
Сельскохозяйственные самосвалы, как и строительные, выпускают на базе шасси основных моделей грузовых автомобилей. Они отличаются от строительных самосвалов большими объемами грузовых кузовов и трехсторонним направлением разгрузки. Кроме того, сельскохозяйственные самосвалы дополнительно оборудуются надставными бортами, которые увеличивают вместимость кузовов в 1,5 – 2 раза, что позволяет при перевозке сравнительно легковесных сельскохозяйственных грузов полнее использовать их грузоподъемность.
Грузовые кузова автомобилей-самосвалов – цельнометаллические сварные из листовой стали и усилены стойками. Иногда их выполняют из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс, что позволяет уменьшить массу, повысить коррозионную стойкость кузова, снизить уровень шума при погрузке и улучшить очищаемость при разгрузке.
В зависимости от характера перевозимого груза конструкция грузовых кузовов может быть различна: ковшового и совкового типов, с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны) и без открывающихся бортов.
Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов. При нижнем расположении шарниров, когда боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°), исключается сброс груза под колеса самосвала. Привод к механизмам открывания борта может быть механический или пневматический.
Кузова без открывающихся бортов не имеют заднего борта, их горизонтальное днище имеет приподнятую заднюю часть (ковшовый тип) или наклонено вперед (совковый тип), что исключает возможность высыпания груза при перевозке.
В поперечном сечении кузова выполняются прямоугольными, полуэллиптическими, корытообразными, что зависит от свойств основного перевозимого груза. Кузов прямоугольного сечения имеет больший объем и более высокую жесткость по сравнению с кузовами корытообразного и полуэллиптического сечения, но самоочищаемость его при разгрузке хуже.
Для исключения примерзания влажных грунтов и растворов кузова самосвалов часто делаются обогреваемыми: их днища и борта имеют специальные каналы, через которые пропускаются отработавшие газы.
Грузовые кузова строительных и карьерных самосвалов в передней своей части имеют защитные козырьки, исключающие попадание груза в пространство между кабиной и кузовом, а также повреждение кабины при экскаваторной загрузке.
Механизм опрокидывания кузова на современных автомобилях-самосвалах выполняется чаще всего с гидравлическим приводом. Это объясняется тем, что данный тип привода, при относительно малой массе и компактности конструкции, может развивать значительные усилия для сбрасывания больших масс перевозимых грузов, достаточно надежен и безопасен в работе.
Гидравлические подъемные механизмы состоят из гидроцилиндра или цилиндров; масляного насоса с краном управления; рычажно-балансирного механизма, соединяющего шток цилиндра с кузовом, и привода. Насосы гидропривода приводятся в действие от коробки отбора мощности с использованием энергии двигателя автомобиля.
Опускание кузова после разгрузки осуществляется за счет его собственной массы. Исключение составляют карьерные самосвалы, на которых опускание кузова происходит как за счет его массы, так и принудительно за счет воздействия на поршни гидравлических цилиндров давления масла при изменении направления его подачи.
Прицепы и полуприцепы-самосвалы имеют один или два моста, оборудованы металлическими сварными опрокидывающимися кузовами с задним или тремя (задним и двумя боковыми) открывающимися бортами. Их кузова могут также дополнительно оборудоваться съемными надставными бортами.
Направление разгрузки прицепов и полуприцепов-самосвалов – заднее или боковое на две стороны с гидроприводом от автомобиля-тягача.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература