logo search
Archive / Для_АПб / _Лекции_Т и ПРС_АПб_13

2.5. Автомобили-самопогрузчики

К автомобилям-самопогрузчикам относятся грузовые автомо­били, которые выполняют не только перевозку грузов, но и их погрузку-разгрузку при помощи смонтированных на этих авто­мобилях грузоподъемных устройств и приспособлений. Самопо­грузчиками могут быть также и автопоезда в виде седельных тя­гачей с полуприцепами.

Основными факторами, определяющими целесообразность применения автомобилей-самопогрузчиков, являются следую­щие:

- наличие большого количества погрузо-разгрузочных пунк­тов с большим или неустойчивым объемом работ (в системе торговли, коммунальном хозяйстве и т.п.);

- выполнение перевозок грузов в пункты с небольшим объе­мом работ, как правило, на небольшие расстояния (преимущест­венно внутригородские и пригородные перевозки);

- почти полное отсутствие каких-либо ПРМ и устройств в пунктах с небольшим объемом ПРР.

Область применения автомобилей-самопогрузчиков оп­ределяется по равноценному расстоянию перевозки, т.е. такому расстоянию, при котором эффективность применения автомо­биля-самопогрузчика и автомобиля без грузоподъемного устрой­ства (базового автомобиля) одинакова. Поскольку с увеличением расстояния перевозки преимущества самопогрузки в плане со­кращения простоев под погрузкой-разгрузкой уменьшаются, а потери грузоподъемности и несколько увеличенная стоимость за счет грузоподъемного устройства не меняются, то на расстоя­ниях, меньших равноценного, автомобиль-самопогрузчик явля­ется более эффективным, чем базовый автомобиль; а на расстоя­ниях больших равноценного – эффективнее базовый автомобиль.

Равноценное расстояние перевозки определяют по следую­щим показателям:

- по производительности подвижного состава;

- по себестоимости перевозки 1 т груза.

При оценке эффективности применения автомобилей-само­погрузчиков учитывают:

- эксплуатационные качества, присущие всем грузовым ав­томобилям (грузоподъемность, скорость, долговечность, манев­ренность и др.);

- качества, присущие погрузочным машинам (удобство и трудоемкость погрузки и разгрузки, экономичность, использова­ние массы и др.).

К дополнительным качествам, характеризующим удобство эксплуатации самопогрузчиков в различных условиях, относятся: возможность работы с прицепом, возможность погрузки и раз­грузки других автомобилей.

Характерной особенностью автомобилей-самопогрузчиков является использование собственного двигателя для привода гру­зоподъемного устройства. Однако в конструктивном и эксплуа­тационном отношениях автомобили-самопогрузчики различны.

Самопогрузчики классифицируются по следующим призна­кам:

- по назначению грузоподъемного устройства;

- по категории перегружаемого груза;

- по сложности монтажа грузоподъемного устройства на ав­томобиль;

- по типу привода.

По назначению грузоподъемные устройства могут быть: по­грузочными, разгрузочными, погрузо-разгрузочными.

В зависимости от категории груза самопогрузчики могут быть:

- для штучных грузов (в том числе большой массы);

- для контейнеров (в том числе крупнотоннажных);

- для пакетированных грузов;

- для длинномерных грузов;

- для навалочных грузов;

- для порошкообразных грузов;

- для жидких грузов.

По сложности монтажа самопогрузчики могут быть с лег­косъемным грузоподъемным устройством, а также с устройст­вом, постоянно установленным на автомобиле.

В зависимости от типа привода самопогрузчики могут иметь ручной, механический, электрический, гидравлический, пневматический и комбинированный привод.

Наиболее универсальными и распространенными самопо­грузчиками являются автомобили с консольными кранами.

Консольные краны, устанавливаются в ос­новном на АТС об­щего назначения.

Основные узлы крана: колонна, стрела, выносные опоры и гидравлическая система.

Колонна крана состоит из трех секций - опоры, механизма поворота и цилиндра подъема. Опора закрепляется на раме авто­мобиля, колонна вращается относительно опоры на подшипниках качения. Поворот колонны осуществляется гидроцилиндром двойного действия и винтовой парой.

Стрела состоит из рамы, хобота, удлинителя с крюком, гид­роцилиндров подъема и складывания стрелы. На ряде моделей хобот стрелы выполняется телескопическим.

Гидросистема крана работает от коробки отбора мощности базового автомобиля.

Кран устанавливается между кабиной и платформой авто­мобиля, в транспортном положении он не выступает за габарит­ный размер по ширине и лишь незначительно выделяется над ка­биной. Преимуществом такого самопогрузчика является возмож­ность погрузки-выгрузки с трех сторон, недостатком – умень­шение полезной площади кузова.

Самопогрузчики с консольными кранами широко применя­ются для работы с автомобильными малотоннажными контейне­рами и пакетами, для перевозки к местам утилизации мусора в контейнерах.

Самопогрузчики с портальными кранами используются для работы с автомобильными контейнерами грузоподъемностью до 5 т и другими тяжеловесными грузами.

Кран такого самопогрузчика выполняется в виде П-об­разного портала, шарнирно прикрепляемого своими концами к раме, монтируемой на кузове автомобиля. Наиболее распростра­нены порталы, приводимые в движение двумя гидроци­линдрами, установленными шарнирно на той же раме, что и портал.

Краны в виде портала не являются такими уни­версальными, как консоль­ные. Однако они отличаются одним существенным преимущест­вом, заключающемся в том, что при относительно небольшой собственной массе краны характеризуются большей грузоподъ­емностью, чем консольные, и практически не занимают полез­ного места.

Автомобили со съемными кузовами получают все большее применение. Их достоинством является то, что на одном авто­мобиле могут устанавливаться поочередно кузова различных ти­пов. При этом простои в погрузо-разгрузочных пунктах автомо­билей, эксплуатируемых с двумя-тремя оборотными съемными кузовами, значительно сокращаются.

Применяют различные типы съемных кузовов: крытые типа «фургон», открытые для навалочных грузов, кузова-контейнеры, цистерны и др. При этом известно несколько систем для их уста­новки на шасси автомобиля и снятия с него, в том числе:

-с использованием меха­низма подъема кузова и его опус­кания в виде портального крана, смонтированного на автомобиле;

- установка и снятие кузова скользящим способом по направ­ляющим на шасси автомобиля за счет силовых агрегатов;

- применение откидывающихся или присоединяемых опор, на которые устанавливается предварительно поднятый ку­зов-контейнер.

Наиболее распро­странена последняя сис­тема. При этой системе ав­томобиль подъезжает под кузов при установке на шасси или выезжает из-под него при снятии с шасси. После заезда автомобиля под кузов, установленный на опорах, этот кузов опускается на раму автомо­биля либо за счет опор, выполненных в виде домкратов, либо поднимающейся при помощи гидроцилиндров дополнительной рамы.

Автомобили с грузоподъемным бортом применяют для по­грузки, перевозки и разгрузки штучных грузов, а также контей­неров на колесах, как правило, массой до 500 кг. Чаще всего гру­зоподъемный борт монтируют сзади кузова автомобиля, но встречаются грузоподъемные борта и с боковым расположением.

При погрузке борт превраща­ется в подъемную площадку, спо­собную подниматься от уровня земли до уровня пола кузова автомобиля, сохраняя при этом горизон­тальное положение. В транспортном положении грузоподъемный борт закрепля­ется вертикально.

Грузоподъемный борт обычно устанавливают на автомоби­лях средней грузоподъемности (до 5 т), реже на автомобилях ма­лой грузоподъемности.

Наиболее распространенный привод механизма подъема грузоподъемных бортов – гидравлический, хотя встречается и электрический привод от дополнительных аккумуляторных бата­рей.

В некоторых случаях грузоподъемный борт выполнен во всю ширину и высоту заднего проема кузова автомобиля-фургона и по­этому в транспортном положении такой борт выполняет функции дверей.

Для облегчения закатывания на борт или передвижения с борта контейнеров на колесах или ручной тележки с грузом предусмотрен наклон борта в опущенном положении на угол 7°, а для предотвращения падения тележки или контейнеров с борта во время его подъема и опускания на грузовой площадке борта – специальные фиксаторы. Управление грузоподъемным бортом дистанционное.

Применение автомобилей-фургонов с грузоподъемным бор­том в сочетании с контейнерами на колесах является удобным вариантом механизации ПРР при доставке многих фасованных продуктов и промышленных товаров в торговую сеть, обеспечи­вающих значительное сокращение ручного труда.

В связи с развитием перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах и отсутствием у многих грузоотправителей и гру­зопо­лучателей соответствующих средств механизации (кранов, ав­топогрузчиков) создано несколько типов автомобильного под­вижного состава, оснащенного грузоподъемными устройствами, обеспечивающими самопогрузку и саморазгрузку этих контейне­ров.

Большинство конструкций такого подвижного состава вы­полнено в виде специализированных полуприцепов-контейнеро­возов с крановым оборудованием и дополнительными опорами (аутригерами) в передней и задней части полуприцепов.

Крановое оборудование представляет собой два гид­равлических консольных крана, обеспечивающих по­грузку и разгрузку контейне­ров при помощи гибких стропов с крюками или спе­циальными замками для за­стропки за нижние фитинги контейнеров. Оба крана ра­ботают синхронно. Управление их работой – дистанционное с переносного пульта.

В транспортном положении эти краны складываются, не вы­ступая за габариты контейнера, установленного на полуприцепе между кранами. Привод кранового оборудования осуществляется либо от двигателя базового тягача, либо от специального двига­теля, установленного на полуприцепе.

Для перевозки контейнеров разной длины в конструкциях таких полуприцепов предусмотрено либо продольное перемещение од­ного из кранов, либо телескопическая рама.

Для крупнотоннажных контейнеров применяют также полу­прицепы с наклоняющейся рамой и устройством для установки или снятия контейнера (система «Мультилифт»).

Наклон дополнительной рамы на угол до 25° обеспечивается двумя гидроцилиндрами. Лебедка для замыкающего устройства контейнера приводится в действие гидромотором.

Перед погрузкой автопоезд с наклонной рамой подъезжает задним ходом с таким расчетом, чтобы обеспечить захват кон­тейнера за его передние нижние фитинги при помощи замыкаю­щего устройства. После закрывания замков замыкающего уст­ройства включают лебедку для перемещения замыкающего устройства вверх по наклонной раме и одновременно подают ав­топоезд назад под контейнер. Как только контейнер достигнет упора в передней части наклонной рамы, рама опускается, зани­мая вместе с контейнером горизонтальное положение. Разгрузка осуществляется в обратной последовательности.

Достоинством этой конструкции является ее простота и не­большая собственная масса. Однако при помощи этой системы нельзя обеспечить погрузку и разгрузку других рядом стоящих транспортных средств, а также контейнеров с грузом, не допус­кающим наклонное положение контейнера.