logo search
Engine mechanical 1 textbook

Вентилятор радиатора с ременным приводом и муфтой включения

Перемычка

Корпус

Фланец крепления к двигателю

Резервуар для смазки

Подшипник

Поверхность крепления к вентилятору

Вентилятор

Приводной диск

Передняя крышка

Пружина клапана

Разделительная пластина

Биметаллическая пластина

Поршень

Резервуар для жидкости

Рабочая область

Проходное отверстие

Силиконовая жидкость

Запрещается отворачивать крышку радиатора, если на ощупь радиатор или крышка горячие. В противном случае вырвавшаяся под давлением горячая жидкость может привести к тяжелым ожогам.

Вентилятор системы охлаждения

Одним из типов вентиляторов является вентилятор с ременным приводом, который устанавливается на насос охлаждающей жидкости и приводится во вращение от шкива насоса. Для улучшения характеристик такой вентилятор оснащается муфтой включения, обеспечивающей привод вентилятора, когда для охлаждения двигателя необходим поток воздуха. В термостатической муфте для включения вентилятора используется биметалли­ческая пружина, обеспечивающая регулирование скорости вращения вентилятора в зави­симости от температурного состояния двигателя. При росте температуры двигателя и про­греве радиатора воздух, проходящий через радиатор к вентилятору, нагревает пружину и силиконовую жидкость в муфте. В результате этого в камере муфты возрастает напряже­ние, что приводит в действие вентилятор. По мере снижения температуры охлаждающей жидкости муфта вентилятора начинает пробуксовывать. В нечувствительных к температуре муфтах используется силиконовая жидкость с высокой сдвигающей способностью, благодаря чему осуществляется привод вентилятора и двигатель охлаждается при низкой частоте вращения коленчатого вала. При увеличении частоты вращения коленчатого вала муфта начинает пробуксовывать, что повышает КПД двигателя, так как для эффективного охлаждения двигателя уже не требуется работа вентилятора. На многие современные автомобили устанавливаются электровентиляторы системы охлаждения. Такой выбор обусловлен его компактностью и необходимостью обеспечивать большой поток воздуха. Электровентилятор включается и выключается ЭБУ двигателя или по сигналам датчика температуры, установленного на радиаторе.

Приводной ремень

Шкив с муфтой свободного хода

Компрессор

Генератор

Автоматичес­кий натяжитель

Шкив коленчатого вала

Зубчатый ремень

Клиновой ремень

Пружинный натяжитель ремня

Гидравлический натяжитель ремня

Ремни приводят во вращение навесное оборудование двигателя. Приводные ремни разра­батываются для каждой конкретной модели, что необходимо для оптимального натяжения между различными элементами, приводимыми во вращение такими устройствами, как вентилятор системы охлаждения, насос охлаждающей жидкости, насос гидроусилителя рулевого управления, генератор, компрессор кондиционера. Приводные ремни изготав­ливаются многослойными, что обеспечивает им длительный срок службы и оптимальные рабочие характеристики.

Применяются приводные ремни нескольких типов.

Зубчатый ремень — многослойный ремень с зубьями, используется в двигателях легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, в том числе и в дизельных двигателях.

Поликлиновый ремень имеет меньшую толщину и более эффективно передает мощность, используется в небольших двигателях с высокими динамическими характеристиками.

Шкив с муфтой свободного хода

Шкивы некоторых генераторов имеют муфту свободного хода, компенсирующую неравно­мерность вращения между циклами работы двигателя. Это обеспечивает равномерное вращение, что продлевает срок службы приводного ремня.