2.1. Автопоезда
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Одноосные прицепы дышлом соединяют с тягово-сцепным устройством (крюком) автомобиля-тягача. Если прицеп не буксируется автомобилем, то для опоры опускают подставки.
Двухосные и трехосные прицепы шарнирно соединяют с тягачом при помощи дышла. В этом случае вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.
Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный коник – опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Колеса прицепа-роспуска могут быть как неуправляемыми, так и управляемыми.
Дышло прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным). Прицепы-роспуски могут иметь складывающиеся дышла, что позволяет транспортировать их в порожнем состоянии на самих автомобилях-тягачах. Перевозка порожнего прицепа-роспуска на автомобиле-тягаче позволяет уменьшить длину автопоезда, увеличить среднюю скорость движения, улучшить плавность хода автомобиля-тягача без груза и его маневренность, а также уменьшить износ шин прицепа-роспуска.
Полуприцепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственной массы и массы перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающие стойки.
Седельно-сцепное устройство устанавливается на раму автомобиля-тягача (а) вместо кузова. Оно представляет собой плиту (б) и, благодаря шарнирным соединениям, имеет возможность поворачиваться относительно рамы автомобиля-тягача в продольной и поперечной плоскостях.
Седельно-сцепное устройство снабжено замком, обеспечивающим полуавтоматическую сцепку и расцепку автомобиля-тягача и полуприцепа (автоматически выполняется сцепка) и предотвращающим их произвольную расцепку.
Автопоезда для длинномерных грузов предназначены для перевозки леса, труб, сортового металла различных профилей и строительных железобетонных конструкций (плит, панелей, ферм, балок, санитарно-технических кабин и т. п.). Для перевозки леса, металла и труб используются одно- и двухосные прицепы-роспуски соответствующей грузоподъемности.
Саморазгружающиеся автопоезда для длинномерных грузов обеспечивают саморазгрузку за счет расположенных на автомобиле, прицепе или полуприцепе приводных устройств, либо за счет наклона грузовых площадок под действием веса груза.
У автопоезда-металловоза полуприцеп имеет три сбрасывателя, расположенных в поперечных металлических коробках и приспособленные для наклона в любую из боковых сторон. Свободному наклону сбрасывателей в обе стороны препятствуют специальные пружинные фиксаторы, установленные в углублениях поперечных коробок с каждой стороны.
Все фиксаторы посредством блоков соединены тросами с двумя валиками, которые могут вращаться рукоятками. На сбрасывателях установлены откидные коники, удерживаемые цепями в вертикальном положении.
Процесс разгрузки происходит в следующей последовательности. Со стороны разгрузки размыкают цепи и откидывают коники вниз. После этого со стороны, противоположной разгрузке, рукояткой вручную вращают валик, на который наматываются тросы, соединенные с фиксаторами со стороны разгрузки. Фиксаторы освобождают сбрасыватели, и они под действием массы груза принимают наклонное положение, обеспечивая разгрузку металла.
Для перевозки строительных железобетонных конструкций (ферм, панелей, плит, балок, свай, блоков и др.) используют полуприцепы: панелевозы, фермовозы, плитовозы, балковозы, блоковозы, сантехкабиновозы.
Панелевозы служат для перевозки плоских крупногабаритных панелей. Панелевозы – это полуприцепы с одно- и двухосной тележками. Наибольшее применение получили ферменные (хребтовые и кассетные) панелевозы. У хребтовых панелевозов панели устанавливаются под углом 8 – 12° к вертикали, а у кассетных – вертикально внутри кассеты.
Хребтовые полуприцепы-панелевозы (а) имеют центрально расположенную ферму трапециевидного поперечного сечения. Хребтовые полуприцепы-панелевозы имеют малую собственную массу и высокую жесткость конструкции. Они обеспечивают простоту крепления панелей в транспортном положении и в процессе погрузки, а также удобство проведения ПРР, при которых не требуется подъем панелей на большую высоту. Однако хребтовые полуприцепы-панелевозы не обеспечивают необходимой защиты панелей от механических повреждений и попадания грязи при перевозке.
Кассетные полуприцепы-панелевозы (б) имеют две боковые плоские несущие фермы. Они обеспечивают лучше, чем хребтовые, защиту панелей от механических воздействий и грязи при транспортировании, а также способствуют повышению эффективности их использования, так как форма кассеты (грузовой платформы) позволяет перевозить железобетонные изделия широкой номенклатуры. Однако кассетные полуприцепы-панелевозы имеют повышенную металлоемкость конструкции и, следовательно, большую собственную массу, более сложное крепление панелей в кассете, а также худшую приспособленность к ПРР.
С целью повышения маневренности полуприцепы-панелевозы оборудуются специальными устройствами для управления их колесами. Для сохранения перевозимых грузов металлические части их ферм, соприкасающиеся с панелями, покрываются резиновыми или деревянными прокладками.
Фермовозы – низкорамные полуприцепы кассетного типа с поворотными тележками. Фермы на полуприцепах-фермовозах перевозятся в вертикальном положении.
Плитовозы (а) – высокорамные полуприцепы с одно- и двухосными тележками, имеют раздвижную раму для перевозки плит разной длины, не имеют бортов и оборудованы откидными стойками. Плиты на полуприцепах-плитовозах перевозятся в горизонтальном положении.
Сантехкабиновозы (б) предназначены для перевозки железобетонных и асбестоцементных санитарно-технических кабин. Они могут перевозить и объемные элементы жилых зданий и сооружений (шахты лифтов, железобетонные колодцы, блоки и др.). Сантехкабиновозы можно использовать также для транспортирования плит, колонн, балок, ригелей и других изделий, которые по своим размерам и общей массе не превышают размера грузовой платформы и грузоподъемности сантехкабиновоза. Это способствует повышению эффективности их использования в эксплуатации. Сантехкабиновозы представляют собой низкорамные кассетные одно- и двухосные полуприцепы. Санитарно-технические кабины на полуприцепах-сантехкабиновозах транспортируются в вертикальном положении.
Автопоезда-тяжеловозы служат для перевозки неделимых крупногабаритных, негабаритных и тяжеловесных грузов. К этим грузам относятся трансформаторы, атомные реакторы, различные строительные подвижные дорожные землеройные машины, вагоны, машины и оборудование промышленных объектов, узлы и агрегаты современных прессов, корпусов судов, блоков обжиговых печей, неделимые строительные блоки и конструкции. При перевозке таких грузов используются прицепы и полуприцепы-тяжеловозы. По грузоподъемности прицепы-тяжеловозы делятся на три группы: до 30 т; 30 – 100 т; свыше 100 т. Полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют грузоподъемность до 60 т.
Первая группа прицепов-тяжеловозов по габаритным размерам, массе и конструктивным особенностям незначительно отличается от обычных прицепов и не требует специальных автомобилей-тягачей. Вторая и третья группы прицепов-тяжеловозов характеризуются увеличенными габаритными размерами, повышенными полной массой и осевыми нагрузками, увеличенным числом осей и колес. Для них требуется один или несколько специальных автомобилей-тягачей.
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы обычно имеют безбортовую грузовую платформу, которая при необходимости может быть дополнительно оборудована бортами. На сверхтяжелых прицепах применяют платформы, регулируемые по высоте, подъем и опускание которых производится при помощи гидравлических подъемных механизмов, вмонтированных в платформы. Это облегчает погрузку и выгрузку тяжелых крупногабаритных грузов и обеспечивает необходимую проходимость при их транспортировании.
Часто прицепы-тяжеловозы выпускаются с подкатными (отделяемыми) тележками, что позволяет при необходимости превращать их в полуприцепы-тяжеловозы.
- Транспортные и погрузо-разгрузочные средства
- Введение
- 1. Элементы погрузо-разгрузочных работ
- 1.1. Грузы, их размещение и крепление на подвижном составе
- 1.1.1. Классификация грузов
- 1.1.2. Тара
- 1.1.3 Размещение и крепление грузов на подвижном составе
- 1.2. Способы выполнения погрузо-разгрузочных работ
- 1.3. Погрузо-разгрузочные пункты и склады
- 2. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта
- 2.1. Автопоезда
- 2.2. Самосвалы
- 2.3. Цистерны
- 2.4. Фургоны
- 2.5. Автомобили-самопогрузчики
- 3. Погрузо-разгрузочные машины и оборудование
- 3.1. Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств
- 3.2. Параметры и показатели работы погрузоразгрузочных машин и устройств
- 3.2.1. Главный и основные параметры
- 3.2.2. Технико-эксплуатационные показатели работы машин и устройств
- 3.2.3. Технико-экономические показатели работы машин и устройств
- 3.3. Грузозахватные устройства
- 3.3.1. Классификация и требования к захватам
- 3.3.2. Простейшие навесные захваты
- 3.3.3. Механические (приводные) захваты
- 3.4. Простейшие погрузо-разгрузочные механизмы и устройства
- 3.4.1. Средства малой механизации
- 3.4.2. Погрузо-разгрузочные механизмы и устройства с двигателем
- 3.5. Универсальные погрузо-разгрузочные машины
- 3.5.1. Краны
- 3.5.2. Авто- и электропогрузчики
- 3.6. Машины для погрузки навалочных грузов
- 3.6.1. Экскаваторы
- 3.6.2. Погрузчики
- 3.7. Машины и устройства для выгрузки навалочных грузов
- 3.8. Специализированные машины для погрузки и выгрузки сельскохозяйственных грузов
- 3.9. Пневматические и гидравлические погрузо-разгрузочные установки
- 4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозках основных видов грузов
- 4.1. Контейнерный способ перевозки грузов
- 4.2. Пакетный способ перевозки грузов
- 4.3. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке навалочных грузов
- 4.4. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке строительных материалов
- 4.5. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке сельскохозяйственных грузов
- 4.6. Механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке грузов в системе торговли и общественного питания
- 5. Основные направления развития комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ
- Литература