logo search
ОП и БД 2009

2.1Грузопотоки. Маршруты движения

Грузопотоком называют количество тонн груза перевозимого в данном направлении в единицу времени.

Для того чтобы спланировать и организовать транспортную работу необходимо изучить грузопотоки. При изучении грузопотоков составляют таблицы, схемы или эпюры грузопотоков.

Пусть по заявкам договорной клиентуры имеем следующие объемы перевозок грузов между грузовыми пунктами табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Таблица транспортных связей

Пункты отправления

Пункты назначения

А

Б

В

А

Б

В

-

300 10

300 25

200 10

-

150 15

500 25

100 15

-

Расстояние между гр. пунктами АБ=10 км, БВ=15 км, АВ=25 км. Требуется построить эпюру грузопотоков между гр. пунктами в прямом и обратном направлении.

Эпюра грузопотоков (рис. 6) составляется следующим образом: сначала откладываем в определенном масштабе длины участков по которым осуществляются перевозки. Затем перпендикулярно к этим участкам откладываем в определенном масштабе количество грузов с учетом расстояний перевозок: в первую очередь грузы, следующие в пункты получения наиболее удаленные от пункта отправления, а затем рассматривают остальные пункты.

прямое направление

200 (Б)

100 (В)

500 (В)

300 (А)

А Б В

300 (А)

150 (Б)

обратное направление

Рис. 6. Эпюра грузопотоков

Эпюра грузопотоков позволяет определить:

- количество груза, отправленного и прибывающего по каждому пункту;

- количество груза, проходящего транзитом по каждому пункту;

- среднее расстояние перевозок грузов;

- кроме того эпюра грузопотоков позволяет выявить нерациональные (встречные) перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Эпюры грузопотоков могут отражать суточные, часовые и месячные объемы перевозок или грузооборота. Действительно, площадь всей эпюры определяет грузооборот всей линии, на которой совершается перевозка.

,

где i - число участков; -длина i-го участка; - количество тонн груза перевозимого по i-му участку.

На эпюре указывают прямое и обратное направление движения грузов. Прямое направление то, по которому следует наибольшее количество груза.

Отношение величины грузопотоков в прямом () и обратном () направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлению

.

В зависимости от территории освоения грузопотоки могут относится к участку дороги, транспортному узлу, экономическому или административному району.