logo
СЭД

8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения

Дорожные условия оказывают существенное влияние на безопасность движения. Поэтому дорожно-эксплуатационные организации и службы организации движения должны вести систематический учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Каждое ДТП совершается, как правило, в результате неблагоприятного сочетания нескольких факторов, тесно связанных друг с другом, что затрудняет выявление истинных причин при их анализе. Необходимо, чтобы представители дорожной службы принимали активное участие в осмотре мест происшествий и анализе их причин.

Наиболее распространенными видами ДТП являются опрокидывания (20-40 %), столкновения (20-35 %) и наезды на пешеходов (20-27 %). Чем ниже категория дороги, тем больший удельный вес составляют опрокидывания транспортных средств, что объясняется существенным недостатком геометрических параметров и инженерного оборудования этих дорог. На дорогах высших категорий увеличивается количество наездов на пешеходов. Анализ дорожно-транспортных происшествий осуществляют в целях выявления на дороге опасных участков, изучения причин возникновения ДТП, разработки мер по устранению этих причин, оценки эффективности деятельности дорожных организаций по повышению безопасности движения.

К дорожно-транспортным происшествиям, связанным с неудовлетворительным состоянием дорог, относятся все ДТП, вызванные несоответствием технических параметров дороги требованиям современного движения (недостаточная ширина проезжей части, малые радиусы кривых в плане и профиле, узкие мосты и т.д.), а также связанные с недостатками в содержании и обустройстве дорог: повышенная скользкость дорожного покрытия, загрязнение покрытия и выбоины на нём, неудовлетворительное состояние обочин, объездов и примыканий, плохое состояние мостов и подъездов к ним, сужение проезжей части из-за неполной очистки от снега, ограниченная видимость из-за разросшихся зелёных насаждений, откосов выемок и прочего, отсутствие виражей и уширения проезжей части на кривых малого радиуса, отсутствие или неправильная установка дорожных знаков, разметки, отсутствие ограждений и др.

Для выбора мероприятий по повышению безопасности движения и очередности их выполнения необходимо выявить наиболее неблагоприятные участки дорог в различные сезоны года и оценить степень их опасности. Существует несколько способов и критериев оценки безопасности движения на дорогах. Оценка и сравнение разных участков дорог могут быть выполнены по абсолютному количеству происшествий на этих участках или по покилометровому графику ДТП. Недостаток этого способа в том, что он не учитывает интенсивность движения. Более надёжным для эксплуатируемых дорог является оценка по коэффициенту происшествий, который характеризует количество дорожно-транспортных происшествий, приходящихся на 1 млн. автомобиле-километров пробега.

Для участка дороги коэффициент происшествий определяют по формуле

где                                               (8.45)

А- количество происшествий в год;

N- среднегодовая суточная интенсивность движения, принимаемая по данным учёта движения, авт./сут;

L- длина участка дороги, км;

m- число лет, за которые произошло указанное количество ДТП.

Для коротких участков, таких как пересечения и примыкания в одном уровне, искусственные сооружения, площадки для остановок и стоянок автомобилей, автобусные остановки коэффициент происшествий определяется по формуле:

(846)

Для пересечения или примыкания в одном уровне

где                                                               (8.47)

Nгл;Nвт- среднегодовая суточная интенсивность движения на пересекающихся дорогах, авт./сут.

По вычисленным коэффициентам строят линейный график коэффициентов происшествий, который наглядно и объективно показывает наиболее опасные участки дорог (рис. 8.15).

Рис. 8.15. Линейный график коэффициентов происшествий

Важным показателем безопасности движения является плавность изменения скорости автомобиля на смежных участках дороги, которая может быть оценена коэффициентом безопасности, предложенным проф. В.Ф. Бабковым. Коэффициентом безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобиля на этот участок или такое же отношение величин коэффициентов обеспеченности расчётной скорости (рис. 8.16).

Рис. 8.16. Схема к определению коэффициента безопасности

Например, чтобы сохранить устойчивость автомобиля на кривой малого радиуса, водитель должен снизить скорость движения от Vф.mах1доVф.mах2. Аналогичная ситуация возникает при подъезде к участку сужения дороги, ограничения видимости в плане или профиле, когда водитель должен резко снижать скорость движения, чтобы избежать дорожно-транспортное происшествие.

Для вычисления величины коэффициента безопасности необходимо иметь данные о скоростях движения на смежных участках в виде линейного графика скоростей движения или коэффициента обеспеченности расчетной скорости в прямом и обратном направлениях, для построения которых имеются специальные программы для ЭВМ.

Изменение скоростей движения должно оцениваться на расстояниях, не меньших расстояний видимости поверхности дороги для данной категории дороги. График коэффициентов безопасности строят для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года, подставляя в расчётные формулы определения максимальных скоростей для каждого периода года, фактические значения ширины проезжих частей поверхности дороги, коэффициентов сцепления и сопротивления качению и т.д. Порядок определения максимальной скорости движения на каждом характерном участке дороги при различных состояниях её поверхности в разные периоды года приведен в разделе 8.4.