logo
СЭД

23.1. Принципы и показатели оценки эффективности

Оценка эффективности проектов ремонта дорог осуществляется в соответствии с официальными межотраслевыми методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утверждёнными Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России № ВК 477 от 21.06 1999 г. [59].

Различают следующие виды эффективности: общественную, коммерческую и бюджетную. Общественная эффективность характеризует социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, коммерческая - его финансовые последствия для конкретных участников (инвесторов) и бюджетная - его финансовые последствия для федерального, регионального или местного бюджета.

Расчёт коммерческой и бюджетной эффективности ремонта дорог осуществляется, как правило, для ведомственных дорог или в том случае, если их эксплуатация осуществляется государственными органами или другими субъектами инвестиционной деятельности на принципе платности.

В основе оценки эффективности проектов вне зависимости от её вида, а также технических, технологических, финансовых и региональных условий их реализации лежат следующие основные принципы:

рассмотрение последствий от реализации проекта на протяжении его жизненного цикла (расчетного периода сравнения вариантов);

моделирование всех видов денежных потоков проекта (поступлений и расходов) за весь расчётный период;

положительность и максимум эффекта, достигаемого от реализации проекта;

учёт фактора времени, т.е. неравноценности получаемых результатов и осуществляемых затрат в разные моменты времени расчётного периода;

учёт только предстоящих затрат и поступлений; учёт влияния инфляции;

учёт влияния факторов неопределённости и риска.

Для оценки эффективности проектов используются следующие основные показатели, базирующиеся на соизмерении результатов и затрат от их реализации: интегральный эффект или чистый дисконтируемый доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности инвестиций и срок окупаемости.

Чистый дисконтируемый доход (ЧДД)- сумма дисконтированных потоков чистых выгод по проекту, определяемая как разница между результатами и затратами на протяжении всего расчётного периода:

где                                                                                                          (23.1)

Rt- результаты от осуществления проекта в годt;

Зt- затраты на реализацию проекта в годt;

r- норма дисконта;

Т- расчётный период сравнения вариантов, годы;

t - порядковый номер года;

(1 + r)t- коэффициент дисконтирования.

Если ЧДД> 0, то доходность инвестиционного проекта превышает доходность, заданную нормой дисконта, еслиЧДД= 0, то его доходность равна г. ПриЧДД< 0 доходность проекта ниже заданной нормы прибыли и от него следует отказаться.

Внутренняя норма доходности (ВНД)- такая норма доходности инвестиционного проекта, при которой чистый дисконтируемый доход от его реализации равен нулю:

(23.2)

Внутренняя норма доходности показывает фактический уровень доходности общих инвестиционных издержек. При ВНД > rинтегральный эффект является положительным, что указывает на достаточную эффективность проекта. При ВНД <rинтегральный эффект отрицателен и поэтому проект неэффективен.

Индекс доходности инвестиций (ИД)- увеличенное на единицу отношение чистого дисконтируемого дохода к дисконтируемой величине инвестиций:

где                                                                                                      (23.3)

It- инвестиции в годt.

Индекс доходности инвестиций всегда больше единицы для проектов с положительном ЧДДи наоборот.

Срок окупаемости инвестиций Тo- период, по истечении которого чистый дисконтируемый доход становится положительным. Срок окупаемости определяется из условия:

(23.4)

Содержание входящих в вышеприведенные формулы показателей результатов и затрат, а также норм дисконта зависят от вида рассчитываемой эффективности проекта.

Получаемые при расчёте общественной эффективности ремонта дорог результаты - это социально-экономические эффекты на транспорте и в социальной сфере, получаемые от их простого воспроизводства, а затраты - общественно необходимые (государственные) издержки на выполнение ремонта, рассчитываемые на основе так называемых экономических (т.е. за вычетом налогов и других трансфертных платежей) цен.

Получаемые при расчете коммерческой эффективности ремонта дорог результаты - это доход, получаемый каждым участником проекта (предприятием, акционерами, банком и т.д.) от вложенного в этот ремонт капитала (инвестиций), а затраты - реальные финансовые издержки на выполнение ремонта, рассчитываемые на основе либо рыночных, либо административно установленных цен.

Получаемые при расчёте бюджетной эффективности ремонта дорог результаты - это величина налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня от прямых бюджетных ассигнований на его выполнение. Затраты на ремонт дорог при расчёте бюджетной эффективности определяются также на основе реальных цен.

Величина нормы дисконта устанавливается при расчете общественной эффективности централизованно, при расчёте бюджетной эффективности - бюджетом соответствующего уровня и при расчёте коммерческой эффективности - каждым участником самостоятельно.

Для оценки эффективности и финансовой реализуемости проектов расчётный период разбивается на шаги (отрезки времени, как правило, равные одному году), по каждому из которых рассчитываются значения денежных потоков по трём видам деятельности: инвестиционной, операционной (производственной) и финансовой.

На каждом шаге значение денежного потока характеризуется тремя показателями: притоком средств, оттоком средств и сальдо потока, равным разнице между притоком и оттоком средств.

Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных и дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге их притоки и оттоки.

Текущиминазываются цены без учета инфляции, заложенные в проект на момент его разработки;прогнозными- цены с учётом инфляции, ожидаемые на будущих шагах расчёта;дефлированными- прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на базисный индекс инфляции.

При определении коммерческой и финансовой эффективности проекта расчёт денежных потоков следует производить в прогнозных ценах для установления его финансовой реализуемости, характеризуемой достаточностью средств для продолжения проекта на каждом шаге расчёта. Достаточным условием финансовой реализуемости проекта является неотрицательность величины накопленного суммарного сальдо потока от всех видов деятельности на каждом шаге расчёта.

Оценка показателей эффективности проекта должна производиться на основе суммарного денежного потока в дефлированных ценах.