logo
СЭД

21.3. Автоматизированные банки дорожных данных

Виды и состав автоматизированных банков дорожных данных. Автоматизированные банки дорожных данных являются важнейшим элементом системы управления состоянием автомобильных дорог. Они представляют собой автоматизированные информационно-аналитические системы, содержащие периодически обновляемую информацию об автомобильных дорогах, искусственных сооружениях, движении автотранспортных средств, ДТП, объектах сервиса и др. Кроме того, автоматизированные банки дорожных данных содержат комплекс расчётно-аналитических программ, позволяющих выполнять оценку состояния автомобильных дорог, а также решать комплекс вопросов, связанных с управлением состоянием автомобильных дорог. В табл. 21.2 приведён перечень типичных задач, решаемых на основе автоматизированных банков дорожных данных.

Таблица 21.2

Перечень типичных задач, для решения которых используют автоматизированные банки дорожных данных

№ п.п.

Наименование задач

1

Оценка годовой потребности в объёмах и денежных средствах на реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог

2

Адресное планирование работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включая распределение денежных ресурсов с разработкой опорного плана дорожных работ

3

Объективная оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог по степени соответствия

фактических показателей нормативным значениям

4

Инвентаризация объектов дорожного хозяйства

5

Паспортизация автомобильных дорог

6

Оценка состояния дорог по условиям соответствия требованиям обеспечения безопасности дорожного движения

7

Разработка федеральных и региональных программ повышения безопасности дорожного движения

8

Разработка проектов дислокации дорожных знаков и разметки

9

Разработка проектов повышения пропускной способности автомобильных дорог

10

Контроль качества дорожных работ

11

Оценка деятельности дорожных организаций

12

Учёт и планирование строительства объектов дорожного сервиса

В зависимости от решаемых задач автоматизированные банки дорожных данных делятся на отраслевые и локальные. Отраслевой банк дорожных данных функционирует в системе центрального государственного органа управления дорожным хозяйством, а также во всех органах управления, имеющих федеральные автомобильные дороги, и содержит в основном технические данные о федеральных автомобильных дорогах и искусственных сооружениях, информацию о движении автотранспортных средств, ДТП, объектах сервиса и др. Для примера в табл. 21.3 приведён состав действующего в настоящее время отраслевого автоматизированного банка дорожных данных АБДД «ДОРОГА» (разработчик - ГП «Росдорнии»).

Таблица 21.3

Примерный состав отраслевого автоматизированного банка дорожных данных АБДД «ДОРОГА»

Общие данные по дороге (категория, ДКЗ и т.д.)

Интенсивность и состав дорожного движения

Сцепные свойства покрытия

Ровность покрытия

Прочность дорожной одежды

Дефекты дорожного покрытия

Туннели, галереи, подпорные стенки

Геометрические параметры элементов дороги

Привязка километровых знаков, реперов, границ

Видимость проезжей части дороги

Снегозащитные сооружения

Стационарные посты ДПС

Стационарные пункты весового контроля

Водопропускные трубы

Населённые пункты

Мостовые сооружения

Подземные переходы

Дорожные знаки

Схема дорожной одежды

Автобусные остановки

Примыкания и пересечения

Пешеходные дорожки и тротуары

Стационарные пункты автоматизированного учёта дорожного движения

Адреса и виды ремонтных работ и работ по реконструкции дорог

Дорожные здания и сооружения

Элементы земляного полотна и системы водоотвода

Станции технического обслуживания

Противошумовые и противоослепляющие экраны

Обочины

Освещение

Коммуникации

Разметка

Развязки

АЗС

ДТП

Площадки отдыха

Лесополосы

Объекты сервиса

Вызывная связь

Ограждения

Автовокзалы

Метеостанции

Комплекс расчётно-аналитических программ, входящих в структуру общеотраслевых банков данных, ориентирован в основном на решение вопросов, связанных с управления состоянием сети федеральных автомобильных дорог, в том числе с обеспечением безопасности дорожного движения, планированием отраслевого бюджета, планированием текущих и среднесрочных ремонтных работ, оценкой качества выполненных ремонтных работ. Локальные банки дорожных данных функционируют в различных органах управления дорожным хозяйством и могут включать в себя помимо параметров, входящих в отраслевой банк данных, ещё и модули, отвечающие за бухгалтерский блок, документооборот, складское хозяйство, производство и хранение строительных материалов, машинный парк, проектирование и т.д. Некоторые локальные банки дорожных данных могут быть состыкованы с модулями, отвечающими за технический учёт и паспортизацию автомобильных дорог, а также за дислокацию дорожных знаков и разметки. В качестве примера можно назвать следующие локальные банки дорожных данных: АБДД «ТИТУЛ 2000» (разработчик - Саратовский НПЦ «РОСДОРТЕХ»), АБДД «Комплексная автоматизированная система» (разработчик - АОЗТ «Терра»), БД РУАД «Горно-Алтайавтодор» (разработчик - ООО «Гео-ИнТех-Сибирь»), БД - «Паспорт дороги» (разработчик - ТОО «ИНТЕХ»), АБДД «КОУПДОР» (разработчик - «ГУ ВЛАДУПРДОР») и др.

Банки дорожных данных могут быть реализованы на базе различных программных продуктов (современные версии MSSQLServer,Oracle,Delphi,VisualFoxPro,IBMDB2,Informixи др.). В целом автоматизированные банки дорожных данных должны содержать:

систему управления базами данных;

систему обработки информации (включая систему создания сетевых объектно-ориентированных приложений типа «клиент-сервер»);

системы ввода, редактирования и представления данных;

системы авторизации, обработки запросов и отправления запросов на удалённую обработку, удовлетворяющие стандартным требованиям.

Основным требованием к отраслевым и локальным банкам данных является их совместимость с создаваемой в дорожной отрасли системой комплексного информационно-телекоммуникационного обеспечения, а также возможность перекрёстного использования баз данных. Перспективным направлением развития автоматизированных банков дорожных данных является их совместное использование с геоинформационными технологиями, позволяющими определять точное местоположение объектов, их размеры, расстояния и создавать цифровые карты и схемы.

Помимо автоматизированных банков дорожных данных существуют специализированные банки данных, ориентированные на паспортизацию автомобильных дорог, инвентаризацию объектов дорожного хозяйства, учёт ДТП, ведение кадастра земель, разработку проектов дислокации дорожных знаков и разметки и т.д. Кроме того, в системе государственного органа управления дорожным хозяйством функционирует отраслевой банк мостовых данных «МОНСТР» (разработчик - МАДИ).

Формирование автоматизированных банков дорожных данных. Автоматизированные банки дорожных данных формируются и систематически обновляются на основе результатов диагностики автомобильных дорог и искусственных сооружений. Данные, используемые для формирования банков дорожных данных, делятся на три группы:

исходные данные о дорогах и искусственных сооружениях, получаемые в органах управления дорожным хозяйством;

результаты полевых обследований дорог и искусственных сооружений;

данные о ДТП и параметрах дорожного движения автотранспортных средств.

Исходные данные о дорогах и искусственных сооружениях получают на основе проектно-сметной документации, технических паспортов дорог, результатов инвентаризации дорог, планов ремонтных работ, результатов сезонных осмотров, стандартных форм отчётности и т.д. Полученные исходные данные заносят непосредственно в соответствующие базы банка дорожных данных.

Результаты полевых обследований дорог и искусственных сооружений в зависимости от вида измерений перед занесением в соответствующие базы данных нуждаются в предварительной обработке. При использовании некоторых специализированных передвижных лабораторий, оснащённых специальным оборудованием, часть геометрических параметров автомобильных дорог, данные о пройденных расстояниях, ровности и сцепных свойствах дорожных покрытий регистрируются, обрабатываются и вносятся в базы данных в автоматическом режиме. При оценке прочности нежёстких дорожных одежд используются результаты многих разнотипных измерений, в связи с чем возникает необходимость их предварительной обработки. Результаты измерений, выполненных с помощью специального оборудования, вносят в полевые журналы, подвергают предварительной обработке и только после этого заносят в соответствующие базы данных.

Данные о ДТП получают обычно из специальных карточек, составляемых в органах ГИБДД. Данные об интенсивности и составе транспортных потоков получают с помощью автоматизированных учётных пунктов или на основе выборочных визуальных наблюдений. Всю эту информацию вносят в соответствующие базы данных.

Любой автоматизированный банк дорожных данных должен иметь систему ввода информации. Эта система должна обладать следующими свойствами:

автоматическая защита от ввода чисел недопустимой разрядности;

возможность корректировки неверно введённых данных;

возможность оперативного просмотра введённых данных.

После формирования баз данных по участкам дорог, отдельным дорогам или группе дорог выполняются их предварительные проверки на полноту и взаимную совместимость. Все обнаруженные недостатки должны быть устранены до объединения баз данных в единый банк. Затем проверенные базы данных объединяют в отраслевой или локальный банк дорожных данных. При сдаче/приёмке подготовленных баз для формирования банка дорожных данных выполняют окончательный контроль качества собранной информации с помощью специальных прикладных программ. Эти программы контролируют полноту информации, совместимость данных, непрерывность данных, стыковку данных на границах, взаимную привязку объектов. Кроме того, должна быть обеспечена совместимость сформированного банка дорожных данных с банками данных прошлых лет.

Различные виды данных в зависимости от скорости изменения соответствующих параметров и трудоёмкости их определения могут обновляться с разной периодичностью. В табл. 21.4 приведены рекомендуемые нормативы периодичности обновления основных параметров входящих в банки дорожных данных.

Таблица 21.4

Нормативы периодичности обновления основных параметров входящих в банки дорожных данных

№ п.п.

Параметры и элементы

Федеральные дороги

Местные дороги (территориальные)

магистральные

прочие

1

2

3

1

Геометрические параметры плана и профиля (ширина проезжей части и обочин, продольные и поперечные уклоны, радиусы горизонтальных кривых, ширина разделительной полосы и др.)

При первичной диагностике эксплуатируемых дорог. При повторной диагностике только на участках изменения геометрических параметров после проведения соответствующих ремонтных мероприятий или реконструкции

2

Ровность покрытия проезжей части:

на участках с неудовлетворительной ровностью

Ежегодно

Раз в 2 года

Раз в 3 года

на остальных участках

Раз в 2 года

Раз в 3 года

Раз в 3 года

после проведения работ по ремонту и реконструкции

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

3

Сцепные свойства дорожных покрытий:

после проведения работ по ремонту и реконструкции

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

на остальных участках

Ежегодно

Раз в 2 года

Раз в 3 года

4

Визуальная регистрация дефектов дорожных одежд и покрытий с целью определения их состояния

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

5

Прочность дорожной одежды, оценка состояния и системы водоотвода:

на участках с Кпр < 0,80

Ежегодно

Ежегодно

Раз в 3 года

на остальных участках

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 лет

после проведения работ по ремонту и реконструкции

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

6

Состояние дорожных устройств и обстановки дороги (площадки отдыха, площадки для стоянки автомобилей, автобусные остановки и автопавильоны, дорожные знаки и указатели, ограждения и др.)

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 лет

7

Состояние водопропускных труб

Раз в 3 года

Раз в 4 года

Раз в 5 лет

8

Учёт интенсивности движения и состава транспорта потока

Ежегодно

Раз в 3 года

Раз в 5 лет

9

Сбор информации об аварийности с выявлением участков концентрации ДТП и их детальным обследованием

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно