22.4. Методы оптимизации проектных решений по содержанию и ремонту дорог
Наиболее эффективные решения в области организации ремонта и содержания автомобильных дорог могут быть получены с помощью экономико-математических методов и прежде всего методов математического программирования, которое позволяет оптимизировать следующие организационные процессы.
Определение оптимального уровня содержания дорог. Постановка такой задачи для сети дорог часто связана с отсутствием достаточного количества финансовых ресурсов для их содержания на высоком уровне, что обусловливает необходимость содержания части дорог на среднем и допустимых уровнях. Так как каждый уровень содержания характеризуется различными транспортно-эксплуатационными качествами дорог и, следовательно, затратами на осуществление транспортного процесса, целесообразно установление такого его значения для каждого элемента дорожной сети, при котором суммарные потери на транспорте на этой сети были бы минимальными.
Целевая функция этой задачи записывается следующим образом:
при ограничениях
где
i- номер участка (элемента) сети (i= 1, 2,n);
j- номер уровня содержания (j= 1, 2, 3);
Рij- транспортные потери наi-том участке сети приj-том уровне содержания;
qj- затраты на содержание 1 км дороги наj-том уровне;
Lij- длинаi-того участка дороги сj-тым уровнем содержания;
Q- общий объём ассигнований, выделяемых на содержание сети дорог.
Обоснование стратегии ремонта дороги. Планирование сроков и объёмов выполнения работ по видам ремонтных воздействий (капитальному ремонту и ремонту) может осуществляться двумя путями: а) на основе нормативных и б) экономически целесообразных сроков их проведения.
В первом случае стратегия ремонта дороги строго предопределена; она соответствует установленной (нормируемой) периодичности проведения соответствующих видов ремонтных воздействий. Во втором случае она может быть выявлена только в результате решения оптимизационной задачи, так как существует достаточно большое количество разных вариантов по срокам и последовательности проведения разных ремонтных воздействий в течение заданного периода.
Указанная задача по своему характеру относится к задачам динамического программирования. Графически она может быть описана так называемой функциональной моделью, которая задаётся в виде стрелочной диаграммы, характеризующей все теоретически возможные варианты стратегий ремонта в непрерывной последовательности стрелок (рис. 22.4).
Рис. 22.4. Фрагмент функциональной модели стратегий ремонта дороги
Функциональная модель строится в заданном временном периоде функционирования дороги, где в начале каждого его промежутка (0, t1, ..,tn) может быть принято решение о выделении затрат на проведение капитального ремонта (+К) или ремонта (+В). Нижний индекс при К и В (рис. 22.4) указывает на срок принятия решения о соответствующем виде ремонта, а верхний индекс - на признак отнесения их к той или иной стратегии ремонта. Если же решение о капитальном ремонте или ремонте в рассматриваемом промежутке времени не принимается, вместо затрат на выполнение ремонтов указываются транспортные потери от их невыполнения (-К; -В).
Оптимальная стратегия ремонтов устанавливается по минимальной сумме оценок затрат на их выполнение и транспортных потерь на каждом пути в функциональной модели в заданном временном периоде.
Поиск оптимального решения осуществляется на основе рекуррентных уравнений и представляет собой многошаговый процесс. На каждом шаге осуществляется отбраковка некоторого множества вариантов-последовательностей ремонтных воздействий как заведомо нецелесообразных, которая заканчивается при достижении заданного критерия оптимальности.
Определение рационального варианта производства ремонтных работ (зоны ремонтных работ). Решение этой задачи базируется на рассмотрении взаимодействия двух подсистем, участвующих в транспортном процессе: потока движения автомобилей и ремонтируемого участка дороги.
Зона ремонтных работ состоит из основного ремонтного участка и участка, по которому осуществляется движение в период ремонта. Она характеризуется определенным составом ремонтных работ, порядком их выполнения, применяемыми техническими средствами и способами пропуска через неё.
В общем случае имеется множество вариантов сочетания параметров функционирования указанных подсистем, которые могут приводить либо к увеличению, либо к сокращению зоны ремонтных работ и соответственно либо к ускорению, либо к снижению скорости движения автомобилей при ее прохождении. Ускорение проезда автомобилями зоны дорожно-ремонтных работ в связи с ее сокращением вызывает снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров, но обычно связано с ростом дополнительных расходов на производство работ. Поэтому в качестве критерия решения данной задачи должен использоваться минимум совокупных (приведенных к одному моменту времени) затрат на организацию ремонтных работ и осуществление транспортного процесса через зону ремонтных работ.
Учитывая сложность и многовариантность поставленной задачи, принципиальная схема решения которой показана на рис. 22.5, её реализацию рекомендуется осуществлять в четыре этапа.
Рис. 22.5. Схема определения рациональной зоны ремонта дороги
На первом этапе разрабатывается алгоритм определения потерь времени автомобилями при различных параметрах транспортного потока и зоны ремонтных работ. Для этого, как правило, используются имитационные эксперименты, позволяющие в зависимости от выявленного закона вероятностей движения автомобилей в потоке моделировать на компьютере любые условия их прохождения через зону ремонтных работ.
На втором этапе устанавливаются зависимости приведенных транспортных затрат на проезд автомобилями зоны ремонтных работ ПTот их параметров при различных вариантах организации движения. В качестве таких вариантов могут рассматриваться: строительство объездов ремонтного участка, пропуск движения в зоне ремонта по обочине дороги, применение специальных технологий, обеспечивающих сокращение зоны ремонта или продолжительности ремонтных работ, выполнение ремонтных работ в ночное время, использование различных средств регулирования движения.
На третьем этапе определяются зависимости приведенных затрат на проведение ремонтов Пд от параметров зон ремонта при нескольких вариантах производства ремонтных работ. В качестве таких вариантов могут рассматриваться различные технологические схемы производства работ, разные комплекты машин по составу и мощности, различные методы организации ремонта.
На четвёртом этапе путём компьютерного моделирования на основе установленных выше зависимостей по минимуму совокупных приведённых затрат (П) выбирается оптимальный вариант производства ремонтных работ и, следовательно, наиболее целесообразная зона их выполнения.
Оптимизация производственной мощности дорожных предприятий по содержанию дорог. Решение этой задачи требует учёта двух противодействующих факторов: концентрации производства и среднего расстояния (радиуса) обслуживания.
С ростом концентрации дорожных работ, т.е. с увеличением мощности дорожных предприятий, за счет уменьшения удельного веса постоянных (не зависящих от объёмов выполняемых работ и услуг) расходов снижается себестоимость их выполнения. Вместе с тем с ростом мощности дорожных предприятий возрастает и среднее расстояние обслуживания дорожных объектов, что ведёт к увеличению себестоимости выполняемых работ и услуг за счёт увеличения доли расходов на перебазировку машин и механизмов.
Поэтому оптимальная производственная мощность дорожного предприятия может быть рассчитана по критерию минимума среднегодовых затрат на выполнение работ по содержанию, который определяется по следующей формуле
Ci = Зoi + Зyi + Ti = Coi + Ti, где (22.1)
Зoi- прямые затраты на выполнение дорожных работ на объектах (без учёта затрат на перебазировку машин и механизмов) в расчёте на 1 км приi-том варианте мощности предприятия;
Зyi- косвенные затраты, расходы на организацию, обслуживание и управление производства в расчете на 1 км приi-том варианте мощности предприятия;
Ti- затраты на перебазирование машин и механизмов от производственной базы (баз) дорожного предприятия до объектов в расчете на 1 км приi-том варианте мощности предприятия.
Определение оптимального количества и местоположения баз противогололёдных материалов на автомобильной дороге. В качестве критерия решения указанной задачи принимается минимальная величина приведенных затрат на создание и функционирование баз, на приобретение необходимого количества автомобилей-распределителей и выполнение работ по распределению противогололёдных материалов на дороге.
В формализованном виде этот критерий записывается следующим образом:
(22.2)
t- порядковый номер года сравнения вариантов (t= 1, 2,...,Т);
- срок сравнения вариантов, годы;
j - номер базы противогололёдных материалов (j = 1, 2,...,т);
т- количество противогололёдных баз;
- затраты на строительствоj-той базы;
- затраты на приобретение одного автомобиля-распределителя, обслуживающихj-тую базу;
Еt- ставка дисконтирования в годt;
- ежегодные затраты на содержаниеj-той базы вt-м году;
- себестоимость 1 часа работы автомобиля-распределителя;
nj- требуемое количество автомобилей для выполнения противогололёдных мероприятий в течение одного дня наj-той базе;
tн- установленный срок ликвидации зимней скользкости, ч;
Т- число дней в году со случаями образования зимней скользкости в районе расположения дороги;
- себестоимость одной погрузки противогололёдных материалов в автомобиль-распределитель;
tц- продолжительность одного цикла распределения материалов, ч.
Количество автомобилей-распределителей n, необходимых для осуществления противогололедных мероприятий, определяют по формуле:
где (22.3)
Q- требуемый объём противогололёдных материалов (хлоридов) для содержания обслуживаемого базой участка дороги в течение одного дня, т; определяется из выражения:
(22.4)
S- площадь покрытия обслуживаемой дороги, м2;
- расход противогололёдного материала на 1 м2площади покрытия, кг;
П- производительность одного автомобиля-распределителя хлоридов (в тоннах за 1 час), определяется из выражения:
(22.5)
Р- объём загрузки смеси в автомобиль, т;
kв- коэффициент использования автомобиля по времени;
kг- коэффициент использования автомобиля по грузоподъёмности.
Продолжительность одного цикла распределения материалов определяется по формуле:
tц=tз+tП+tр, ч, где (22.6)
tз- время загрузки автомобиля противогололёдным материалом, ч;
tП- время пробега автомобиля до участка распределения материала, ч;
tр- время распределения материала, ч.
Время распределения материала на участке определяется по формуле
где (22.7)
lp- длина участка, покрываемого противогололедным материалом за один цикл, км;
Vp - скорость движения автомобиля при распределении материала, км/ч;
h- ширина полосы распределения смеси, м.
Время пробега автомобиля от базы до участка распределения материала и обратно устанавливается по формуле:
где (22.8)
R- среднее расстояние перевозок в зоне обслуживания базы противогололедных материалов, км;
Vср- средняя скорость перевозок, км /ч ;
kП- коэффициент использования пробега.
Среднее расстояние перевозки противогололёдных материалов от базы, имеющей различные плечи обслуживания l1иl2(рис. 22.6), определяется из следующего выражения:
где (22.9)
Рис. 22.6. Среднее расстояние перевозки от базы при неравномерных плечах обслуживания
- Введение
- Раздел I условия работы автомобильных дорог и управление ими глава 1. Влияние развития и состояния дорожной сети на работу автомобильного транспорта
- 1.1. Тенденции развития автомобильного транспорта и характеристик автомобилей, влияющих на требования к состоянию дорог
- 1.2. Темпы развития и структура дорожной сети
- 1.3. Общие требования к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 1.4. Состояние дорожной сети и его влияние на работу автомобильного транспорта
- 1.5. Состояние дорог и безопасность движения
- Глава 2. Роль дорожной службы в управлении состоянием автомобильных дорог
- 2.1. Общие требования и принципы управления состоянием автомобильных дорог
- 2.2. Основные задачи и функции дорожно-эксплуатационной службы
- 2.3. Принципы организации дорожной службы и ее производственные подразделения
- Глава 3. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 3.1. Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 3.2. Требования к обеспечению основных потребительских свойств автомобильных дорог
- 3.3. Требования к техническим параметрам и характеристикам дорог
- 3.4. Допустимые габариты, осевая нагрузка и общая масса автомобилей
- Раздел II изменение состояния дорог в процессе эксплуатации глава 4. Воздействие автомобилей и природных факторов на дорогу и условия движения
- 4.1. Взаимодействие автомобиля и дороги
- 4.2. Воздействие автомобильных нагрузок на дорожные одежды
- 4.3. Влияние климата и погоды на состояние дорог и условия движения автомобилей
- 4.4. Районирование территории по условиям движения на дорогах
- 4.5. Воздействие природных факторов на дорогу
- 4.6. Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд
- 4.7. Пучины на автомобильных дорогах и причины их образования.
- Глава 5. Процесс развития и причины возникновения деформаций и разрушений автомобильных дорог
- 5.1. Общие закономерности изменений состояния дорог в процессе эксплуатации и их основные причины
- 5.2. Условия нагружения и основные причины возникновения деформаций земляного полотна
- 5.3. Основные причины возникновения деформаций дорожных одежд и покрытий
- 5.4. Причины образования трещин и ямочности и их влияние на состояние дорожной одежды
- 5.5. Условия образования колей и их влияние на движение автомобилей.
- Глава 6. Виды деформаций и разрушений автомобильных дорог в процессе эксплуатации
- 6.1. Деформации и разрушения земляного полотна и водоотвода
- 6.2. Деформации и разрушения нежестких дорожных одежд
- 6.3. Деформации и разрушения цементобетонных покрытий
- 6.4. Износ дорожных покрытий и его причины
- Глава 7. Закономерности изменения основных транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог
- 7.1. Общий характер изменения прочности дорожных одежд в процессе эксплуатации
- 7.2. Динамика изменения ровности дорожных покрытий в зависимости от начальной ровности и грузонапряжённости
- 7.3. Шероховатость и сцепные качества дорожных покрытий
- 7.4. Работоспособность и критерии назначения ремонтных работ
- Разделiiiмониторинг состояния автомобильных дорог глава 8. Методы определения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог
- 8.1. Потребительские свойства как основные показатели состояния дороги
- 8.2. Скорость движения и методы её определения
- 8.3. Влияние параметров и состояния дороги на скорость движения автомобилей
- 8.4. Оценка влияния климатических факторов на скорость движения
- 8.5. Пропускная способность и уровни загрузки дороги движением
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- 8.7. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий
- Глава 9. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 9.1. Классификации методов оценки состояния дорог
- 9.2. Определение фактической категории существующей дороги
- 9.3. Методы визуальной оценки состояния дорог
- 9.4. Методы оценки состояния дорог по техническим параметрам и физическим характеристикам и комбинированные методы
- 9.5. Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам
- Глава 10. Диагностика как основа оценки состояния дорог и планирования ремонтных работ
- 10.1. Цель и задачи диагностики автомобильных дорог. Организация работ по диагностике
- 10.2. Измерение параметров геометрических элементов дорог
- 10.3. Измерение прочности дорожных одежд
- 10.4. Измерение продольной и поперечной ровности дорожных покрытий
- 10.5. Измерение шероховатости и сцепных качеств покрытий
- 10.6. Определение состояния земляного полотна
- Раздел IV система мероприятий по содержанию и ремонту дорог и их планирование глава 11. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.1. Основные принципы классификации работ по ремонту и содержанию
- 11.2. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- 11.3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий
- 11.4. Особенности планирования работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.5. Планирование дорожно-ремонтных работ на основе результатов диагностики
- 11.6. Планирование ремонтных работ с учётом условий их финансирования и использованием программы технико-экономического анализа
- Глава 12. Мероприятия по организации и обеспечению безопасности движения на дорогах
- 12.1. Методы организации и обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах
- 12.2. Обеспечение ровности и шероховатости дорожных покрытий
- 12.3. Совершенствование геометрических параметров и характеристик дорог для повышения безопасности движения
- 12.4. Обеспечение безопасности движения на пересечениях и на участках дорог в населённых пунктах. Освещение автомобильных дорог
- 12.5. Организация и обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях
- 12.6. Оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности движения
- Раздел V технология содержания автомобильных дорог глава 13. Содержание дорог весной, летом и осенью
- 13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода
- 13.2 Содержание дорожных одежд
- 13.3. Ремонт трещин асфальтобетонных покрытий
- 13.4. Ямочный ремонт покрытий из асфальтобетона и битумоминеральных материалов. Основные способы ямочного ремонта и технологические операции
- 13.5. Обеспыливание дорог
- 13.6. Элементы обустройства дорог, средства организации и обеспечения безопасности движения, их содержание и ремонт
- 13.7. Особенности содержания дорог в горной местности
- 13.8. Борьба с песчаными заносами
- Глава 14. Озеленение автомобильных дорог
- 14.1. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
- 14.2. Снегозащитные лесонасаждения
- 14.3. Принципы назначения и улучшения основных показателей снегозадерживающих лесонасаждений
- 14.4. Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение
- 14.5. Декоративное озеленение
- 14.6. Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями
- Глава 15. Зимнее содержание дорог
- 15.1. Условия движения по автомобильным дорогам зимой и требования к их содержанию
- 15.2. Снегопринос и снегозаносимость дорог. Районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах
- 15.3. Защита дорог от снежных заносов
- 15.4. Очистка дорог от снега
- 15.5. Борьба с зимней скользкостью
- 15.6. Наледи и борьба с ними
- Раздел VI. Технология и средства механизации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог глава 16. Ремонт земляного полотна и системы водоотвода
- 16.1. Основные виды работ, выполняемых при капитальном ремонте и ремонте земляного полотна и системы водоотвода
- 16.2. Подготовительные работы к ремонту земляного полотна и водоотвода
- 16.3. Ремонт обочин и откосов земляного полотна
- 16.4. Ремонт системы водоотвода
- 16.5. Ремонт пучинистых участков
- 16.6. Уширение земляного полотна и исправление продольного профиля
- Глава 17. Ремонт покрытий и дорожных одежд
- 17.1. Последовательность работ при ремонте дорожных одежд и покрытий
- 17.2. Устройство слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 17.3. Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд
- 17.4. Содержание и ремонт цементобетонных покрытий
- 17.5. Ремонт гравийных и щебёночных покрытий
- 17.6. Усиление и уширение дорожных одежд
- Глава 18. Ликвидация колей на автомобильных дорогах
- 18.1. Оценка характера и выявление причин колееобразования
- 18.2. Расчёт и прогнозирование глубины колеи и динамики её развития
- 18.3. Классификация методов борьбы с колееобразованием на автомобильных дорогах
- 18.4. Ликвидация колей без устранения или с частичным устранением причин колееобразования
- 18.5. Методы ликвидации колей с устранением причин колееобразования
- 18.6. Мероприятия по предупреждению образования колей
- Глава 19. Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог
- 19.1. Машины для содержания автомобильных дорог в летний период
- 19.2. Машины для зимнего содержания дорог и комбинированные машины
- 19.3. Машины и оборудование для ремонта автомобильных дорог
- 19.4. Машины для разметки покрытий
- Раздел VII организационное и финансовое обеспечение эксплуатационного содержания автомобильных дорог глава 20. Сохранность дорог в процессе эксплуатации
- 20.1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог
- 20.2. Порядок сезонного ограничения движения
- 20.3. Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов
- 20.4. Весовой контроль на автомобильных дорогах
- 20.5. Ограждение мест производства дорожных работ и организация движения
- Глава 21. Технический учёт, паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог
- 21.1. Порядок технического учёта, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог
- Раздел 3 «Экономическая характеристика» отражает данные экономических обследований, изысканий, учёта движения, статистических и экономических обзоров.
- 21.2. Учёт движения на автомобильных дорогах
- 21.3. Автоматизированные банки дорожных данных
- Глава 22. Организация и финансирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.1. Особенности и задачи организации работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.2. Проектирование организации работ по содержанию дорог
- 22.3. Проектирование организации ремонта дорог
- 22.4. Методы оптимизации проектных решений по содержанию и ремонту дорог
- 22.5. Финансирование работ по ремонту и содержанию дорог
- Глава 23. Оценка эффективности проектов ремонта дорог
- 23.1. Принципы и показатели оценки эффективности
- 23.2. Формы общественной эффективности инвестиций в ремонт дорог
- 23.3. Учёт неопределённости и риска при оценке эффективности ремонта дорог
- Глава 24. Планирование и анализ производственно-финансовой деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту автомобильных дорог
- 24.1. Виды, основные задачи и нормативная база планирования
- 24.2. Содержание и порядок разработки основных разделов годового плана деятельности дорожных организаций
- 24.3. Экономический анализ деятельности дорожных организаций
- Список литературы