14.6. Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями
Технология создания новых и усиления существующих снегозащитных насаждений включает обработку почвы с учётом региональных агротехнических требований, собственно посадку (посев) растений, дополнение культур и агротехнический уход за насаждениями. Посадку (посев) осуществляют, как правило, весной, но при наличии местного положительного опыта эти работы могут выполняться и в осенний период.
Нормы затрат основных машин и механизмов, рабочей силы и основных материалов на создание и уход за снегозащитными насаждениями приведены в табл. 14.10.
Таблица 14.10
Нормы затрат основных машин и механизмов, рабочей силы и основных материалов на создание и уход за снегозащитными насаждениями
Объекты защитного лесоразведения | Основные машины и механизмы, маш.- час/га | Рабочая сила, чел. час/га | Основные материалы: посадочный материал, тыс. шт/км (с учётом дополнения) | |||||||||
Посадка | Технологические уходы | Посадка | Технологические уходы | |||||||||
Трактор МТЗ-80 | Сажалка 2ССН-2 | Трактор ДТ-75 | Трактор МТЗ-80 | Плуг ПЛН-4-35 | Культиваторы КЛ-2,6; КУН-4 | Механизаторы | Лесохозяйственные рабочие | Механизаторы | Лесохозяйственные рабочие | Древесные породы | Кустарники | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Живая изгородь | 1,7 | 1,7 | 9,0 | 20,0 | 9,0 | 20,0 | 1,7 | 7,4 | 29,0 | 19,0 | - | 4,6 |
4-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 2,6 | 2,6 | 9,6 | 22,6 | 9,6 | 22,6 | 2,6 | 14,1 | 32,2 | 14,0 | 2,4 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 1,4 | 1,4 | 20,9 | 32,0 | 20,9 | 32,0 | 1,4 | 15,2 | 52,9 | 20,0 | 1,25 | 2,5 |
5-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 2,9 | 2,9 | 10,5 | 25,2 | 10,5 | 25,2 | 2,9 | 16,4 | 35,7 | 20,0 | 3,6 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 1,6 | 1,6 | 21,8 | 37,3 | 21,8 | 37,3 | 1,6 | 17,5 | 59,1 | 28,0 | 1,88 | 2,5 |
6-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 3,1 | 3,1 | П,6 | 28,2 | 11,6 | 30,2 | 3,1 | 19,0 | 39,8 | 26,0 | 4,6 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 1,9 | 1,9 | 22,8 | 42,5 | 22,8 | 42,5 | 1,9 | 19,9 | 65,3 | 36,0 | 2,5 | 2,5 |
7-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 3,3 | 3,3 | 12,6 | 31,3 | 12,6 | 31,6 | 3,3 | 20,5 | 43,9 | 32,0 | 5,75 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 2,1 | 2,1 | 23,7 | 47,8 | 23,7 | 47,8 | 2,1 | 21,8 | 71,5 | 44,0 | 3,13 | 2,5 |
8-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 3,5 | 3,5 | 13,5 | 34,4 | 13,5 | 34,4 | 3,5 | 21,9 | 47,9 | 38,0 | 6,9 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 2,3 | 2,3 | 24,6 | 53,0 | 24,6 | 53,0 | 2,3 | 24,2 | 77,6 | 52,0 | 3,75 | 2,5 |
9-рядная лесная полоса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лесная и лесостепная зоны | 3,7 | 3,7 | 14,4 | 37,5 | 14,4 | 37,5 | 3,7 | 22,3 | 51,9 | 44,0 | 8,05 | 4,6 |
степная и сухостепная зоны | 2,7 | 2,7 | 25,5 | 58,3 | 25,5 | 58,3 | 2,7 | 26,6 | - 83,8 | 60,0 | 6,38 | 2,5 |
Примечание. Обработку почв при устройстве и уходе снегозащитных полос осуществляют следующими основными машинами и механизмами: плуги - ПЛН-4-35, ППН-50, ПТП-40; культиваторы - КПС-4, КЛ-2; бороны - БЗСС-1,0, БТД-3; рыхлитель - РС-1,5; лущильщик - ЛДГ-1,5.
Создание, содержание, а также усиление в необходимых случаях снегозащитных насаждений целесообразно осуществлять на подрядной основе с привлечением специализированных организаций (предприятий) лесного хозяйства.
Для декоративного озеленения автомобильных дорог применяют саженцы деревьев в возрасте 4-6 лет и кустарников в возрасте 2-3 лет. В наиболее парадных местах дорожного озеленения рекомендуется применять более крупный посадочный материал в возрасте до 30 лет.
Для декоративного оформления дорог, проходящих по увлажненным местам с активным пучинообразованием, следует подбирать древесные породы, сильно испаряющие влагу, способствующие осушению почвы и понижению уровня грунтовых вод (тополя, ивы, эвкалипты в соответствии с почвенно-климатическими условиями). Это уменьшает влажность земляного полотна и вероятность образования пучин.
На участках, предназначенных для декоративного озеленения, полностью убирают все посторонние предметы, удаляют сухостойные деревья, корчуют пни и засыпают ямы, участки планируют с последующим засевом культурными травами.
Обработка почвы под декоративные посадки проектируется сплошной или частичной.
При сплошной обработке весь участок подвергают глубокой вспашке, боронованию, после чего подготавливают посадочные места - копают ямы и траншеи небольших размеров, позволяющие разметить корневую систему деревьев или кустарников под посадку.
При частичной обработке почвы вспашка не производится, а посадочные места (ямы и траншеи) готовят значительно больших размеров, чтобы при посадке между корневой системой и стенками ямок и под корневой системой оставалось место для заполнения питательной землёй.
Сплошная обработка почвы создает более благоприятные условия для растений.
При отсутствии или бедности почвенного слоя на участке и при невозможности завоза питательной земли следует отдавать предпочтение частичной обработке почвы.
Декоративные деревья и кустарники высаживают в сроки, установленные для закладки снегозащитных лесных полос. Крупные деревья можно пересаживать зимой с замороженным комом. Хвойные деревья и кустарники высаживают в самые ранние сроки весной или в конце августа и начале сентября.
После посадки саженцы независимо от погоды поливают водой в объеме: 24-36 л на дерево, 17-18 л кустарник и 18-24 л на 1 м каждого ряда изгороди.
Приствольные круги после впитывания воды присыпают (мульчируют) перегноем, торфом или растительной землёй.
Уход за насаждениями. Эффективность работы лесонасаждений зависит от своевременности и тщательности ухода за ними. Основным способом ухода за насаждениями до момента смыкания крон является обработка почвы, её рыхление и борьба с сорняками.
Обработку почвы ведут по мере её уплотнения и массового появления сорной растительности: в первый год не менее четырех-пяти обработок за лето, во второй - трёх-четырёх, в третий - двух-трёх и в последующие - одной-двух до смыкания крон деревьев.
Число уходов за почвой в молодых полосах (рыхление, культивация, прополка и др.) устанавливают в зависимости от природной зоны по табл. 14.11.
Таблица 14.11
Число уходов за почвой в молодых лесных полосах
Возраст полос, годы | Лесная зона и лесостепь | Степь | Сухая степь | |||
Уходы | ||||||
в междурядьях и закрайках | в рядах | в междурядьях и закрайках | в рядах | в междурядьях и закрайках | в рядах | |
1 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 4-5 |
2 | 4 | 3-4 | 4-5 | 3-4 | 4-5 | 3-4 |
3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 | 3-4 | 2-3 |
4 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 | 2-3 | 1-2 |
5 | 2 | - | 2 | 1 | 2 | 1 |
6 | - | - | 2 | - | 2 | - |
7 | - | - | 2 | - | 2 | - |
8 | - | - | 2 | - | 2 | - |
9 | - | - | - | - | 2 | - |
10 | - | - | - | - | 2 | - |
Всего | 15-17 | 9-13 | 21-25 | 10-14 | 25-29 | 11-15 |
Примечания: 1. В отдельных случаях при имеющемся положительном местном опыте число уходов может быть уменьшено. 2. К числу уходов в междурядьях относится ежегодное осеннее рыхление почвы на глубину до 16 см.
В междурядьях уход за почвой выполняют с помощью тракторных культиваторов, лущильников и борон. Почву в рядах обрабатывают ротационными культиваторами или вручную, рыхлят на глубину 5-6 см, в степных районах - 7-8 см. Уход за почвой в междурядьях проводят в течение 4-6 лет, в рядах - 2- 3 лет. После смыкания крон деревьев и прекращения культивации почвы ежегодно осенью проводят опахивание внешних границ посадок с целью предохранения лесных полос от сорняков, пожаров и распространения корней и корневых отпрысков на прилегающие территории.
С целью повышения эффективности работы снегозадерживающих насаждений производят увеличение их плотности (частоты) посредством рубок ухода. Рубки ухода являются эффективной мерой для поддержания и усиления снегозадерживающих свойств насаждений и их биологической устойчивости и подразделяются на следующие виды: текущего ухода, конструктивные, рубки специального назначения, декоративные и восстановительные. При выполнении рубок ухода производят удаление стволов или кустарника с целью последующего порослевого возобновления растений.
Рубки текущего ухода делят на прочистки, рубки омоложения кустарников, санитарные рубки.
При прочистке удаляют деревья и кустарники, мешающие нормальному росту насаждений, спиливают или срубают нежелательную растительность у поверхности почвы с уборкой хвороста и порубочных остатков.
Рубки омоложения кустарников выполняют в любое время года с целью их порослевого возобновления. Рубки омоложения предусматривают периодическое удаление наземной части кустарника с оставлением невысоких пеньков (не более 5-10 см).
Санитарные рубки выполняют весной и летом на протяжении всего срока существования насаждений с целью их оздоровления. При санитарных рубках из насаждений удаляют сухостойные, повреждённые в результате снеголома, ветровала, деятельности вредителей, грибковых заболеваний. Остатки после санитарных рубок выносят из полосы и сжигают.
Конструктивные рубки имеют целью формирование плотной конструкции насаждений и постоянное поддержание их в этом состоянии. Необходимость в таких рубках возникает, если насаждения имеют ажурную конструкцию и образуют длинный растянутый вал, который достигает дороги. Конструктивные рубки выполняют «на штамб» или «на пень» (последний приём применяют в сравнительно молодых лесных полосах). Рубки «на штамб» проводят осенью, зимой или ранней весной, а «на пень» - осенью или ранней весной. После конструктивных рубок деревьев, подвергшихся срезанию, формируют новую густую крону из порослевых побегов, благодаря чему работа лесной полосы по снегозадержанию улучшается.
Рубки специального назначения выполняют, когда на территории, занятой придорожными насаждениями, имеются различные сооружения, например линии связи или электропередачи. Правила требуют, чтобы от ветвей деревьев до линии связи и электропередачи было расстояние не менее: для линий связи в городах - 1,25 м, в пригородах - 2 м, на остальной части трассы - 2,5 м; для линий электропередачи при напряжении до 20 кВт - 3 м, до 110 кВт - 4 м, до 220 кВт - 5 м. Чтобы обеспечить такие расстояния, проводят специальные рубки, с помощью которых понижают высоту насаждений и ограничивают их рост в дальнейшем. Рубки выполняют «на штамб» или «на пень» с последующим формированием необходимой кроны после образования поросли.
Декоративные рубки выполняют в любое время года, но отбирают деревья, подлежащие рубке, весной или летом. Их проводят в декоративных насаждениях для улучшения биологических свойств и эстетических качеств, а также в снегозащитных насаждениях, утративших по тем или иным причинам своё снегозащитное значение. При декоративных рубках формируют красивые ландшафтные группы, а также выделяют отдельные ценные в декоративном отношении деревья и кустарники. С этой целью вырубают «на пень» все лишние деревья и кустарники, что придает оставшейся растительности необходимый декоративный вид.
Восстановительные рубки проводят с целью исправления состарившихся или поврежденных придорожных насаждений лиственных пород путем рубки «на пень», что способствует интенсивному восстановлению насаждений за счет поросли, образующейся на пнях и корнях срубленных деревьев и кустарников.
Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью. Нежелательной древесно-кустарниковой растительностью на автомобильных дорогах являются дикорастущие деревья и кустарники, которые вырастают на откосах и обочинах земляного полотна, в боковых канавах и на открытых участках полосы отвода автомобильных дорог в результате естественных процессов расселения растений семенным или вегетативным способом.
Для объективной оценки степени зарастания территорий нежелательной древесно-кустарниковой растительностью и планирования мероприятий по её уничтожению в мелиорации разработано несколько близких по основным показателям классификаций сорной растительности с указанием размеров деревьев и кустарников и их густоты на 1 га. Для средней полосы европейской части России такая классификация дана в табл. 14.12.
Таблица 14.12
Вид растительности | Средний диаметр стволов, см1 | Средняя высота, м | Количество стволов лесокустарника на 1 га | ||
редкого | среднего | густого | |||
Кустарник: |
|
|
|
|
|
мелкий | до 3 | до 3 | до 15000 | 15000-30000 | более 30000 |
средний | 3-7 | 3-6 | до 8000 | 8000-16000 | более 16000 |
Мелколесье | 8-11 | 5-9 | до 800 | 800-2250 | более 2250 |
Лес: |
|
|
|
|
|
очень мелкий | 12-15 | 7-11 | до 400 | 400-1400 | более 1400 |
мелкий | 16-23 | 8-16 | до 300 | 300-850 | более 850 |
средний | 24-32 | 11-20 | до 160 | 160-520 | более 520 |
крупный | более 32 | - | - | - | - |
Примечание. Диаметр ствола кустарников и мелколесья определяют в нижней части ствола у корневой шейки, у деревьев - на уровне груди человека (на высоте 1,3 м от поверхности земли).
Существуют три основных способа уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности: механический (срезка, корчевание), химический (обработка специальными химическими веществами, уничтожающими растения - арборицидами (Арборициды (от слова «арбор» - дерево) - это химические вещества (препараты) из группы гербицидов, которые способны поражать деревья и кустарники.) и термический, или огневой (сжигание).
Каждый из этих способов, применяемый в отдельности, за исключением удаления растений с пнями и корнями механическим способом, из-за высокой жизнеспособности деревьев и кустарников обычно полного эффекта не даёт. Поэтому способы борьбы часто применяются комплексно.
Наиболее простым и распространённым приёмом борьбы с нежелательной растительностью является удаление деревьев и кустарников путём рубки или спиливания их стволов у поверхности почвы. Однако удаление только надземной части деревьев и кустарников даёт временный эффект, так как эти растения способны возобновлять свой рост порослью пней и корней. По этой причине для полного уничтожения сорных растений после срезки стволов деревьев и кустарников применяется удаление их пней и корней корчеванием.
В труднодоступных местах для удаления травянистых сорняков, а также деревьев и кустарников с диаметром стволов до 35 мм используют ручной мотоинструмент.
Химический способ борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью предусматривает пять видов применения арборицидов:
опрыскивание арборицидами крон деревьев и кустарников;
введение арборицидов в зарубки на стволах деревьев (способ инъекции);
нанесение арборицидов на поверхность ствола дерева (на кору) у его основания (базальная обработка (Базальной называется самая нижняя, расположенная у основания часть ствола дерева или кустарника);
обработка пней после срезки стволов для подавления роста поросли из спящих и придаточных почек;
обработка арборицидами почвы в зоне распространения корней нежелательных деревьев и кустарников.
Для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности используется множество гербицидов и различных препаратов, обладающих арборицидными свойствами. На основе имеющихся арборицидов создаются их смеси, которые оказываются более эффективными, чем отдельные их компоненты. Существуют различные заводские (фирменные) и «баковые» смеси, которые готовят непосредственно на месте. Однако токсичность и экономический риск, связанный с использованием арборицидов, в определённой степени сдерживают их распространение.
Для уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности применяют гербициды и различные препараты, допускаемые ежегодно к применению Госхимкомиссией Минсельхозпрода России по согласованию с Минздравом России и Госкомэкологией России. Как наиболее эффективные химические препараты для борьбы с нежелательной растительностью на автомобильных дорогах рекомендуются «Раундап» и «Арсенал», разрешённые «Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов к применению на территории Российской Федерации».
Раундап выпускается в виде жидкого концентрата с содержанием действующего вещества (глифосата) 36 %. Кроме того, «Раундап» содержит поверхностно-активное вещество в количестве 18 %. Наносится методом опрыскивания по норме 1-10 л/га «Раундапа» в водном растворе в зависимости от ситуации. Нормальная доза водного рабочего раствора составляет 100-300 л/га.
Уничтожение зрелых кустарниковых и лиственных деревьев производится нанесением «Раундапа» на срез пня либо инъекцией в зарубки на стволе. Сначала ненужная растительность вручную срезается или спиливается, а затем на свежий срез пня наносят 25 %-ный водный раствор «Раундапа». В зарубки (или надрезы) на деревьях впрыскивают по 1 мл 50 % раствора препарата. Эти работы должны выполняться с июля по октябрь.
Для нанесения «Раундапа» применяют специальное оборудование (прицепное или навесное к колёсным тракторам или автомобилям), а также ранцевые ручные опрыскиватели. Для ранцевых опрыскивателей доза «Раундапа» составляет 6-10 л/га в 100 л водного раствора, для тракторных или автомобильных - такая же доза в 300 л раствора.
«Раундап» в рекомендованных дозах не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. К его достоинствам следует отнести низкую токсичность для теплокровных животных. Препарат не накапливается в почве, воде и пищевых продуктах.
При использовании этого препарата, так же как и других разрешённых агрохимикатов, необходимо соблюдать общие правила обращения с химическими препаратами.
Применение химического способа уничтожения сорной древесно-кустарниковой растительности по сравнению с механическим позволяет значительно снизить затраты труда и средств на проведение работ, а также сохранить плодородный слой почвы, который обычно нарушается при корчевании свежих пней и ликвидации корней и древесных остатков.
Термический (огневой) способ борьбы с сорной растительностью заключается в выжигании растений открытым пламенем. Любое травянистое растение погибает при температуре 278С в течение 1 с.
Для реализации этого способа можно использовать технические средства переносного, ранцевого типа или агрегатируемые с тракторами. Источником энергии в этих средствах помимо дизельного топлива или керосина чаше всего является сжиженный газ, который через специальное регулировочное устройство подается к горелкам.
В дорожных условиях, где часто требуется обработка небольших площадей или отдельных групп древесно-кустарниковой растительности, расположенных в труднодоступных местах - на откосах, бровках земляного полотна или в боковых канавах, удобны малогабаритные ручные огневые культиваторы индивидуального пользования, например, огневой культиватор, главной частью которого является ручная переносная горелка (рис. 14.16).
Рис. 14.16. Ручная горелка: 1 - завихритель; 2 - наконечник; 3 - испаритель; 4 - корпус горелки; 5 - рукоятка; 6 - шланг
Выжигание с применением лёгких ручных горелок может быть эффективным средством уничтожения одиночных или небольших групп всходов и молодых (1-3-летних) древесных и кустарниковых растений, а также их поросли на любых элементах дороги, особенно на участках дорог, где по тем или иным причинам невозможно использование химических веществ.
При использовании термического способа борьбы с нежелательной растительностью должны быть приняты и строго соблюдаться меры противопожарной безопасности.
- Введение
- Раздел I условия работы автомобильных дорог и управление ими глава 1. Влияние развития и состояния дорожной сети на работу автомобильного транспорта
- 1.1. Тенденции развития автомобильного транспорта и характеристик автомобилей, влияющих на требования к состоянию дорог
- 1.2. Темпы развития и структура дорожной сети
- 1.3. Общие требования к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 1.4. Состояние дорожной сети и его влияние на работу автомобильного транспорта
- 1.5. Состояние дорог и безопасность движения
- Глава 2. Роль дорожной службы в управлении состоянием автомобильных дорог
- 2.1. Общие требования и принципы управления состоянием автомобильных дорог
- 2.2. Основные задачи и функции дорожно-эксплуатационной службы
- 2.3. Принципы организации дорожной службы и ее производственные подразделения
- Глава 3. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 3.1. Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 3.2. Требования к обеспечению основных потребительских свойств автомобильных дорог
- 3.3. Требования к техническим параметрам и характеристикам дорог
- 3.4. Допустимые габариты, осевая нагрузка и общая масса автомобилей
- Раздел II изменение состояния дорог в процессе эксплуатации глава 4. Воздействие автомобилей и природных факторов на дорогу и условия движения
- 4.1. Взаимодействие автомобиля и дороги
- 4.2. Воздействие автомобильных нагрузок на дорожные одежды
- 4.3. Влияние климата и погоды на состояние дорог и условия движения автомобилей
- 4.4. Районирование территории по условиям движения на дорогах
- 4.5. Воздействие природных факторов на дорогу
- 4.6. Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд
- 4.7. Пучины на автомобильных дорогах и причины их образования.
- Глава 5. Процесс развития и причины возникновения деформаций и разрушений автомобильных дорог
- 5.1. Общие закономерности изменений состояния дорог в процессе эксплуатации и их основные причины
- 5.2. Условия нагружения и основные причины возникновения деформаций земляного полотна
- 5.3. Основные причины возникновения деформаций дорожных одежд и покрытий
- 5.4. Причины образования трещин и ямочности и их влияние на состояние дорожной одежды
- 5.5. Условия образования колей и их влияние на движение автомобилей.
- Глава 6. Виды деформаций и разрушений автомобильных дорог в процессе эксплуатации
- 6.1. Деформации и разрушения земляного полотна и водоотвода
- 6.2. Деформации и разрушения нежестких дорожных одежд
- 6.3. Деформации и разрушения цементобетонных покрытий
- 6.4. Износ дорожных покрытий и его причины
- Глава 7. Закономерности изменения основных транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог
- 7.1. Общий характер изменения прочности дорожных одежд в процессе эксплуатации
- 7.2. Динамика изменения ровности дорожных покрытий в зависимости от начальной ровности и грузонапряжённости
- 7.3. Шероховатость и сцепные качества дорожных покрытий
- 7.4. Работоспособность и критерии назначения ремонтных работ
- Разделiiiмониторинг состояния автомобильных дорог глава 8. Методы определения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог
- 8.1. Потребительские свойства как основные показатели состояния дороги
- 8.2. Скорость движения и методы её определения
- 8.3. Влияние параметров и состояния дороги на скорость движения автомобилей
- 8.4. Оценка влияния климатических факторов на скорость движения
- 8.5. Пропускная способность и уровни загрузки дороги движением
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- 8.7. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий
- Глава 9. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 9.1. Классификации методов оценки состояния дорог
- 9.2. Определение фактической категории существующей дороги
- 9.3. Методы визуальной оценки состояния дорог
- 9.4. Методы оценки состояния дорог по техническим параметрам и физическим характеристикам и комбинированные методы
- 9.5. Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам
- Глава 10. Диагностика как основа оценки состояния дорог и планирования ремонтных работ
- 10.1. Цель и задачи диагностики автомобильных дорог. Организация работ по диагностике
- 10.2. Измерение параметров геометрических элементов дорог
- 10.3. Измерение прочности дорожных одежд
- 10.4. Измерение продольной и поперечной ровности дорожных покрытий
- 10.5. Измерение шероховатости и сцепных качеств покрытий
- 10.6. Определение состояния земляного полотна
- Раздел IV система мероприятий по содержанию и ремонту дорог и их планирование глава 11. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.1. Основные принципы классификации работ по ремонту и содержанию
- 11.2. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- 11.3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий
- 11.4. Особенности планирования работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.5. Планирование дорожно-ремонтных работ на основе результатов диагностики
- 11.6. Планирование ремонтных работ с учётом условий их финансирования и использованием программы технико-экономического анализа
- Глава 12. Мероприятия по организации и обеспечению безопасности движения на дорогах
- 12.1. Методы организации и обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах
- 12.2. Обеспечение ровности и шероховатости дорожных покрытий
- 12.3. Совершенствование геометрических параметров и характеристик дорог для повышения безопасности движения
- 12.4. Обеспечение безопасности движения на пересечениях и на участках дорог в населённых пунктах. Освещение автомобильных дорог
- 12.5. Организация и обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях
- 12.6. Оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности движения
- Раздел V технология содержания автомобильных дорог глава 13. Содержание дорог весной, летом и осенью
- 13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода
- 13.2 Содержание дорожных одежд
- 13.3. Ремонт трещин асфальтобетонных покрытий
- 13.4. Ямочный ремонт покрытий из асфальтобетона и битумоминеральных материалов. Основные способы ямочного ремонта и технологические операции
- 13.5. Обеспыливание дорог
- 13.6. Элементы обустройства дорог, средства организации и обеспечения безопасности движения, их содержание и ремонт
- 13.7. Особенности содержания дорог в горной местности
- 13.8. Борьба с песчаными заносами
- Глава 14. Озеленение автомобильных дорог
- 14.1. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
- 14.2. Снегозащитные лесонасаждения
- 14.3. Принципы назначения и улучшения основных показателей снегозадерживающих лесонасаждений
- 14.4. Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение
- 14.5. Декоративное озеленение
- 14.6. Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями
- Глава 15. Зимнее содержание дорог
- 15.1. Условия движения по автомобильным дорогам зимой и требования к их содержанию
- 15.2. Снегопринос и снегозаносимость дорог. Районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах
- 15.3. Защита дорог от снежных заносов
- 15.4. Очистка дорог от снега
- 15.5. Борьба с зимней скользкостью
- 15.6. Наледи и борьба с ними
- Раздел VI. Технология и средства механизации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог глава 16. Ремонт земляного полотна и системы водоотвода
- 16.1. Основные виды работ, выполняемых при капитальном ремонте и ремонте земляного полотна и системы водоотвода
- 16.2. Подготовительные работы к ремонту земляного полотна и водоотвода
- 16.3. Ремонт обочин и откосов земляного полотна
- 16.4. Ремонт системы водоотвода
- 16.5. Ремонт пучинистых участков
- 16.6. Уширение земляного полотна и исправление продольного профиля
- Глава 17. Ремонт покрытий и дорожных одежд
- 17.1. Последовательность работ при ремонте дорожных одежд и покрытий
- 17.2. Устройство слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 17.3. Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд
- 17.4. Содержание и ремонт цементобетонных покрытий
- 17.5. Ремонт гравийных и щебёночных покрытий
- 17.6. Усиление и уширение дорожных одежд
- Глава 18. Ликвидация колей на автомобильных дорогах
- 18.1. Оценка характера и выявление причин колееобразования
- 18.2. Расчёт и прогнозирование глубины колеи и динамики её развития
- 18.3. Классификация методов борьбы с колееобразованием на автомобильных дорогах
- 18.4. Ликвидация колей без устранения или с частичным устранением причин колееобразования
- 18.5. Методы ликвидации колей с устранением причин колееобразования
- 18.6. Мероприятия по предупреждению образования колей
- Глава 19. Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог
- 19.1. Машины для содержания автомобильных дорог в летний период
- 19.2. Машины для зимнего содержания дорог и комбинированные машины
- 19.3. Машины и оборудование для ремонта автомобильных дорог
- 19.4. Машины для разметки покрытий
- Раздел VII организационное и финансовое обеспечение эксплуатационного содержания автомобильных дорог глава 20. Сохранность дорог в процессе эксплуатации
- 20.1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог
- 20.2. Порядок сезонного ограничения движения
- 20.3. Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов
- 20.4. Весовой контроль на автомобильных дорогах
- 20.5. Ограждение мест производства дорожных работ и организация движения
- Глава 21. Технический учёт, паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог
- 21.1. Порядок технического учёта, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог
- Раздел 3 «Экономическая характеристика» отражает данные экономических обследований, изысканий, учёта движения, статистических и экономических обзоров.
- 21.2. Учёт движения на автомобильных дорогах
- 21.3. Автоматизированные банки дорожных данных
- Глава 22. Организация и финансирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.1. Особенности и задачи организации работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.2. Проектирование организации работ по содержанию дорог
- 22.3. Проектирование организации ремонта дорог
- 22.4. Методы оптимизации проектных решений по содержанию и ремонту дорог
- 22.5. Финансирование работ по ремонту и содержанию дорог
- Глава 23. Оценка эффективности проектов ремонта дорог
- 23.1. Принципы и показатели оценки эффективности
- 23.2. Формы общественной эффективности инвестиций в ремонт дорог
- 23.3. Учёт неопределённости и риска при оценке эффективности ремонта дорог
- Глава 24. Планирование и анализ производственно-финансовой деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту автомобильных дорог
- 24.1. Виды, основные задачи и нормативная база планирования
- 24.2. Содержание и порядок разработки основных разделов годового плана деятельности дорожных организаций
- 24.3. Экономический анализ деятельности дорожных организаций
- Список литературы