13.8. Борьба с песчаными заносами
Подвижные пески образуют песчаные заносы на дорогах, которые резко снижают скорость автомобилей или полностью прерывают движение. На территории России имеется несколько песчаных массивов (песчаных земель), отличающихся по своим характеристикам (рис. 13.18):
Рис. 13.18. Схема основных песчаных массивов на территории Российской Федерации: 1 - Терско-Кумский массив; 2 - Волжско-Кумский массив; 3 - Волжско-Уральский массив
Терско-Кумский прикаспийский древнедельтский массив (Ставропольский край, Республики Дагестан и Ингушетия); площадь 800 тыс. га; преобладают пески заросшие бугристые; подвижные барханные 10-15 %;
Волжско-Кумский прикаспийский массив (Астраханская область, Республика Калмыкия); сложен морскими частично переработанными прикрытыми древним аллювием песками; площадь 300 тыс. га; преобладают пески равнинно-волнистые и заросшие бугристые; подвижные барханные 5-10 %;
Волжско-Уральский прикаспийский массив (Астраханская область); сложен морскими песками, перекрытыми древнеаллювиальными дельтовыми песками; площадь около 4 млн. га; преобладают пески заросшие бугристые; распространены равнинно-волнистые и грядовые; подвижные барханные 10-15 %.
Существуют следующие основные формы рельефа песков [62].
Барханные пески:
одиночные и групповые барханы - подвижные песчаные холмы своеобразной формы с пологим наветренным и крутым подветренным склонами. Подветренный склон имеет в плане форму полумесяца. Высота барханов от 0,3 до 3 м и более, ширина до 100 м, длина склонов до 20-40 м, крутизна наветренного склона 1:5-1:3, подветренного - 1:1,5-1:2;
барханные цепи - подвижные скопления песка, имеющие форму волнообразного вала шириной 10-12 м и более, длиной от 200 м до 2 км. Высота барханных цепей: мелких - до 1 м, средних - от 1 до 3 м, крупных - от 3 до 7 м, очень крупных - более 7 м. Расстояния между гребнями цепей - от 10-15 до 150 м;
барханные гряды - вытянутые крупные скопления песка высотой от 10 до 50 м.
Заросшие и полузаросшие пески:
кучевые и бугристые пески - скопления песка в виде небольших холмов и бугров, закреплённых растительностью, высота кучевых и мелкобугристых песков - менее 1 м, среднебугристых - от 1 до 3 м, крупнобугристых - более 3 м;
грядевые пески - вытянутые скопления песка в виде гряд высотой: мелких - от 1 до 3 м, средних - от 3 до 7 м, крупных - более 7 м;
лунковые пески - обширные глубокие котлованы, закреплённые растительностью и разделённые песчаными перемычками.
Опыт сооружения дорог в подвижных песках показывает, что земляное полотно следует проектировать с хорошо обтекаемым поперечным профилем. Крутизну откосов устраивают 1:4 при высоте насыпи до 2 м и 1:2 - более 2 м.
Для защиты от выдувания откосов насыпей, возводимых в подвижных песках, а также для улучшения условий переноса песка через дорогу под действием ветра верхнюю часть откосов насыпей (при высоте более 1 м) рекомендуется укреплять на 1/3 их высоты путём укладки защитного слоя толщиной 10-15 см из глинистых грунтов или гравийно-песчаных (щебёночно-песчаных) материалов.
Сплошное устилочное покрытие откосов земляного полотна применяют до закрепления песков растительностью или другими видами постоянных укреплений.
Стебли камыша укладывают на откос сверху вниз перпендикулярно бровке земляного полотна с перекрытием уложенного ряда последующим не менее 1/3 длины стеблей. Камышовую выстилку закрепляют на откосе тонкими пучками (вицами), расположенными поперёк стеблей настила. Кольями из крепких стеблей камыша накрест прибивают пучки к настилу, тем самым прижимая его к откосу.
Укрепление откосов грунтами и материалами, не поддающимися выдуванию, - надёжный способ, не требующий значительных затрат при эксплуатации. На укрепление 100 м2откоса расходуют 10-15 м3глинистого грунта, 10,4-15,6 м3щебня и 1,25 м3щитов из пучков камыша.
Рекомендуется по возможности избегать возведения земляного полотна дороги в виде выемок в районах распространения подвижных песков ввиду значительных трудностей защиты их от песчаных заносов. При необходимости устраивают выемки в барханных песках глубиной от 2 м по типу раскрытых с откосами 1:2 и с бермами шириной 10-20 м. Крутизну откосов выемок глубже 2 м можно увеличивать до 1:2, при этом соотношение между глубиной выемки и её шириной должно быть не менее 1:10.
На песчаных массивах, примыкающих к дороге, выделяют охраняемую полосу шириной от 50 до 500 м в каждую сторону от оси дороги в зависимости от рельефа песков, степени их подвижности, характера хозяйственного использования территории, расположения населенных пунктов и т.п. Внешняя граница охраняемой полосы обозначается соответствующими знаками.
В пределах охраняемой полосы запрещаются: работы, связанные с уничтожением или повреждением растительности, движение транспортных средств и прогон скота, а также земляные работы всех видов.
В подвижных песках, рельеф которых сложен одиночными и грунтовыми барханами, рекомендуется создавать с наветренной или с обеих сторон земляного полотна спланированные придорожные полосы шириной от 20 до 50 м, разравнивая на них подвижные формы рельефа.
За пределами спланированных полос закрепляют подвижные формы рельефа, чтобы предотвратить их перемещение на эти полосы. В зависимости от характера рельефа песков, степени их подвижности и условий произрастания растений ширину участка на которых закрепляют подвижные формы рельефа, устанавливают от 25 м до 150 м и более.
Пескозащитные насаждения создают в полупустынном и пустынном (пустыня северного типа) лесомелиоративных районах с годовой суммой осадков меньше 300 мм. В остальных районах снегозащитные насаждения обеспечивают защиту дорог от песчаных заносов.
Для защиты насаждений на песках используют следующие древесно-кустарниковые породы:
- в лесостепной зоне - сосну обыкновенную, березу, тополь, ветлу, клен татарский, шелюгу красную, бузину красную, жимолость татарскую;
- в степной полосе - сосну обыкновенную, акацию белую, тополь, вяз приземистый, шелюгу красную, бузину красную, акацию желтую, жимолость татарскую, лох узколистный;
- в полупустынной и пустынной зоне - акацию белую, вяз приземистый, тополь, клен татарский, тамариск, лох узколистный, скумпию, айву обыкновенную, джузгун, иву каспийскую, шелюгу красную, терескен серый.
Для закрепления песков применяют посев песчаного овса, кумарчина, седина, джузгуна, а на засоленных песках - различных видов солянок. Во всех случаях целесообразно использовать местные виды растений, развивающихся лучше других. При этом семена собирают с хорошо развитых, обильно плодоносящих растений, не поражённых болезнями или вредителями. Участки для заготовки семян выбирают по согласованию с органами лесного хозяйства.
Обработка почвы для создания пескозащитных насаждений на заросших (задернованных) песках производится, как правило, по системе зяблевой вспашки. На голых песках почву обрабатывают непосредственно перед посадкой или не обрабатывают.
Уход за почвой в пескозащитных посадках на голых и слабозаросших песках не производится. На песках, сильно зарастающих травами, за почвой ухаживают по мере надобности. После песчаных бурь молодые посадки оправляют.
Размещение и ширина пескозакрепительных насаждений зависят от рельефа песков и направления активных дефляционных ветров. На барханных песках при направлении дефляционных ветров к оси дороги более 30° насаждения шириной 50 м создают по обе стороны от полотна.
На период прорастания семян и укрепления корневой системы растений вспомогательным средством, приостанавливающим движение песков, служит механическая защита, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков. Для закрепления песков используют медленно распадающиеся битумные эмульсии, жидкие нефти или раствор полиакриламида. Нормы распределения вяжущих представлены в табл. 13.9.
Таблица 13.9
Материал | Условия закрепления песков | Расход на 1 м2 | |
единица измерения | количество | ||
Битум БНД 200/300 и БНД 130/200 (для приготовления эмульсии) | Благоприятные почвенно-гидрологические условия местности и ветер небольшой скорости | г | 200-500 |
Неблагоприятные почвенно-гидрологические условия местности и тяжелый ветровой режим | г | 500-750 | |
Закрепление производится в очагах дефляции на территории защитной полосы | г | 350-500 | |
Жидкая нефть | Благоприятные почвенно-гидрологические условия местности и ветер небольшой скорости | л | 1-2 |
Неблагоприятные почвенно-гидрологические условия местности и тяжелый ветровой режим | л | 5-6 | |
0,5-0,7 %-ный водный раствор полиакриламина | Закрепление производится на откосах земляного полотна и в очагах дефляции на территории защитной полосы | л | 3-4 |
Закрепление производится на откосах земляного полотна и на защитной полосе при благоприятных почвенно-гидрологических условиях местности и благоприятном ветровом режиме | л | 6-8 |
С помощью механических защит можно уменьшить высоту барханов, для чего нижнюю часть их укрывают щитами или матами. Верхняя часть подвергается развеиванию, а песок сдувается на подветренный склон. С помощью щитов можно также управлять движением барханов. Устанавливая щиты на барханную цепь с наветренной стороны дороги, препятствуют воздействию ветра и задерживают движение песков с этой стороны. Расположенная с подветренной стороны дороги барханная цепь не имеет щитов, пески здесь не задерживаются, и барханы отгоняются от дороги.
Существуют различные виды механических защит, предназначенные для пескозадержания. С аэродинамической точки зрения механические защиты делятся на несколько типов: непроницаемые линейные (высокорядные, полускрытые и скрытые), устилочные и торчковые.
Суммарное количество песка, переносимое ветром к линии защиты, зависит от местных природных факторов: ветрового режима, рельефа местности, характера растительного покрова. Защита дороги от песчаных заносов должна проектироваться отдельно по характерным участкам.
За основной показатель при выборе и расчёте конструкции защиты, её размещении на полосе отвода принимают расчётный годовой перенос песка.
Максимальный годовой перенос песка, подлежащий задержанию, определяют по формуле [29]
где (13.6)
t- продолжительность переноса песка при различных общих расходах, ч;
- угол между направлением ветра и продольной осью защиты;
п- число случаев переноса песка в году с общими расходами;
V1,0- скорость ветра, измеренная на высоте 1 м от песчаной поверхности, м/с.
Расчётный перенос песка, который учитывают при проектировании мероприятий по защите дороги от песчаных заносов, определяют с 5 %-ной вероятностью его превышения для дорог с капитальными покрытиями и 10 %-ной вероятностью превышения - для дорог с усовершенствованными облегчёнными покрытиями [4].
Расчёт элементов щитов производится на давление ветра, на прочность и устойчивость против опрокидывания щита.
При защите сооружений от песчаных заносов определяют пескозадерживающую способность щитов на 1 пог. м с помощью одной из формул [4]
(13.7)
где (13.8)
q- объём песка, который может быть задержан 1 пог. м щита при его полном засыпании, м3;
h- высота щита, м;
lниlп- длина песчаных отложений, накапливаемых по отдельности с обеих сторон щитов, постепенно засыпаемых, м;
и - крутизна отложения песка с наветренной и подветренной сторон щита, в градусах.
Расстояние между рядами защит может быть определено по формуле
где (13.9)
h- высота надземной части защиты, м;
- крутизна наветренного склона в градусах.
Общий расход ветропесчаного потока (г/мс) определяют по формуле, полученной на основе опытных данных [30]:
Q 0,10(Vф- 5,4)3, где (13.10)
Vф- скорость ветра по флюгеру метеостанции, расположенному на высоте 10 м. Количество переносимого песка (г/м) за время действия ветраtравно:
G = Qt = 0,10(Vф- 5,4)3t. (13.11)
Количество перенесенного песка за месяц (или за год Gt) по данному направлению ветрами всех скоростейVфiравно сумме переносов песка ветрами каждой скоростиGvi, т.е.
(13.12)
При возникновении косых ветров, угол атаки которых меньше 90°, расход песка на единицу длины определяется по формуле
Q1 = Qsin. (13.13)
Пылеватые пески и лессовидные грунты, из которых возводят земляное полотно автомобильных дорог в пустынных районах, легко подвергаются водной эрозии. В результате земляное полотно размывается дождевыми водами.
Основной вид борьбы с эрозией земляного полотна - укрепление песка на обочинах и откосах связным грунтом слоем 15 см или оптимальной смесью песка и суглинка или песком, обработанным битумной эмульсией. Особенно опасны по размыву вогнутые кривые в продольном профиле. В таких местах увеличивают толщину защитного слоя грунта и на откосах устраивают лотки для стока ливневых вод в виде железобетонных желобов или лотки укрепляют вяжущими материалами.
Там, где позволяют климатические условия, для укрепления откосов создают покров посевом многолетних трав.
- Введение
- Раздел I условия работы автомобильных дорог и управление ими глава 1. Влияние развития и состояния дорожной сети на работу автомобильного транспорта
- 1.1. Тенденции развития автомобильного транспорта и характеристик автомобилей, влияющих на требования к состоянию дорог
- 1.2. Темпы развития и структура дорожной сети
- 1.3. Общие требования к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 1.4. Состояние дорожной сети и его влияние на работу автомобильного транспорта
- 1.5. Состояние дорог и безопасность движения
- Глава 2. Роль дорожной службы в управлении состоянием автомобильных дорог
- 2.1. Общие требования и принципы управления состоянием автомобильных дорог
- 2.2. Основные задачи и функции дорожно-эксплуатационной службы
- 2.3. Принципы организации дорожной службы и ее производственные подразделения
- Глава 3. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 3.1. Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 3.2. Требования к обеспечению основных потребительских свойств автомобильных дорог
- 3.3. Требования к техническим параметрам и характеристикам дорог
- 3.4. Допустимые габариты, осевая нагрузка и общая масса автомобилей
- Раздел II изменение состояния дорог в процессе эксплуатации глава 4. Воздействие автомобилей и природных факторов на дорогу и условия движения
- 4.1. Взаимодействие автомобиля и дороги
- 4.2. Воздействие автомобильных нагрузок на дорожные одежды
- 4.3. Влияние климата и погоды на состояние дорог и условия движения автомобилей
- 4.4. Районирование территории по условиям движения на дорогах
- 4.5. Воздействие природных факторов на дорогу
- 4.6. Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд
- 4.7. Пучины на автомобильных дорогах и причины их образования.
- Глава 5. Процесс развития и причины возникновения деформаций и разрушений автомобильных дорог
- 5.1. Общие закономерности изменений состояния дорог в процессе эксплуатации и их основные причины
- 5.2. Условия нагружения и основные причины возникновения деформаций земляного полотна
- 5.3. Основные причины возникновения деформаций дорожных одежд и покрытий
- 5.4. Причины образования трещин и ямочности и их влияние на состояние дорожной одежды
- 5.5. Условия образования колей и их влияние на движение автомобилей.
- Глава 6. Виды деформаций и разрушений автомобильных дорог в процессе эксплуатации
- 6.1. Деформации и разрушения земляного полотна и водоотвода
- 6.2. Деформации и разрушения нежестких дорожных одежд
- 6.3. Деформации и разрушения цементобетонных покрытий
- 6.4. Износ дорожных покрытий и его причины
- Глава 7. Закономерности изменения основных транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог
- 7.1. Общий характер изменения прочности дорожных одежд в процессе эксплуатации
- 7.2. Динамика изменения ровности дорожных покрытий в зависимости от начальной ровности и грузонапряжённости
- 7.3. Шероховатость и сцепные качества дорожных покрытий
- 7.4. Работоспособность и критерии назначения ремонтных работ
- Разделiiiмониторинг состояния автомобильных дорог глава 8. Методы определения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог
- 8.1. Потребительские свойства как основные показатели состояния дороги
- 8.2. Скорость движения и методы её определения
- 8.3. Влияние параметров и состояния дороги на скорость движения автомобилей
- 8.4. Оценка влияния климатических факторов на скорость движения
- 8.5. Пропускная способность и уровни загрузки дороги движением
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- 8.7. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий
- Глава 9. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 9.1. Классификации методов оценки состояния дорог
- 9.2. Определение фактической категории существующей дороги
- 9.3. Методы визуальной оценки состояния дорог
- 9.4. Методы оценки состояния дорог по техническим параметрам и физическим характеристикам и комбинированные методы
- 9.5. Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам
- Глава 10. Диагностика как основа оценки состояния дорог и планирования ремонтных работ
- 10.1. Цель и задачи диагностики автомобильных дорог. Организация работ по диагностике
- 10.2. Измерение параметров геометрических элементов дорог
- 10.3. Измерение прочности дорожных одежд
- 10.4. Измерение продольной и поперечной ровности дорожных покрытий
- 10.5. Измерение шероховатости и сцепных качеств покрытий
- 10.6. Определение состояния земляного полотна
- Раздел IV система мероприятий по содержанию и ремонту дорог и их планирование глава 11. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.1. Основные принципы классификации работ по ремонту и содержанию
- 11.2. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- 11.3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий
- 11.4. Особенности планирования работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.5. Планирование дорожно-ремонтных работ на основе результатов диагностики
- 11.6. Планирование ремонтных работ с учётом условий их финансирования и использованием программы технико-экономического анализа
- Глава 12. Мероприятия по организации и обеспечению безопасности движения на дорогах
- 12.1. Методы организации и обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах
- 12.2. Обеспечение ровности и шероховатости дорожных покрытий
- 12.3. Совершенствование геометрических параметров и характеристик дорог для повышения безопасности движения
- 12.4. Обеспечение безопасности движения на пересечениях и на участках дорог в населённых пунктах. Освещение автомобильных дорог
- 12.5. Организация и обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях
- 12.6. Оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности движения
- Раздел V технология содержания автомобильных дорог глава 13. Содержание дорог весной, летом и осенью
- 13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода
- 13.2 Содержание дорожных одежд
- 13.3. Ремонт трещин асфальтобетонных покрытий
- 13.4. Ямочный ремонт покрытий из асфальтобетона и битумоминеральных материалов. Основные способы ямочного ремонта и технологические операции
- 13.5. Обеспыливание дорог
- 13.6. Элементы обустройства дорог, средства организации и обеспечения безопасности движения, их содержание и ремонт
- 13.7. Особенности содержания дорог в горной местности
- 13.8. Борьба с песчаными заносами
- Глава 14. Озеленение автомобильных дорог
- 14.1. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
- 14.2. Снегозащитные лесонасаждения
- 14.3. Принципы назначения и улучшения основных показателей снегозадерживающих лесонасаждений
- 14.4. Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение
- 14.5. Декоративное озеленение
- 14.6. Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями
- Глава 15. Зимнее содержание дорог
- 15.1. Условия движения по автомобильным дорогам зимой и требования к их содержанию
- 15.2. Снегопринос и снегозаносимость дорог. Районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах
- 15.3. Защита дорог от снежных заносов
- 15.4. Очистка дорог от снега
- 15.5. Борьба с зимней скользкостью
- 15.6. Наледи и борьба с ними
- Раздел VI. Технология и средства механизации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог глава 16. Ремонт земляного полотна и системы водоотвода
- 16.1. Основные виды работ, выполняемых при капитальном ремонте и ремонте земляного полотна и системы водоотвода
- 16.2. Подготовительные работы к ремонту земляного полотна и водоотвода
- 16.3. Ремонт обочин и откосов земляного полотна
- 16.4. Ремонт системы водоотвода
- 16.5. Ремонт пучинистых участков
- 16.6. Уширение земляного полотна и исправление продольного профиля
- Глава 17. Ремонт покрытий и дорожных одежд
- 17.1. Последовательность работ при ремонте дорожных одежд и покрытий
- 17.2. Устройство слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 17.3. Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд
- 17.4. Содержание и ремонт цементобетонных покрытий
- 17.5. Ремонт гравийных и щебёночных покрытий
- 17.6. Усиление и уширение дорожных одежд
- Глава 18. Ликвидация колей на автомобильных дорогах
- 18.1. Оценка характера и выявление причин колееобразования
- 18.2. Расчёт и прогнозирование глубины колеи и динамики её развития
- 18.3. Классификация методов борьбы с колееобразованием на автомобильных дорогах
- 18.4. Ликвидация колей без устранения или с частичным устранением причин колееобразования
- 18.5. Методы ликвидации колей с устранением причин колееобразования
- 18.6. Мероприятия по предупреждению образования колей
- Глава 19. Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог
- 19.1. Машины для содержания автомобильных дорог в летний период
- 19.2. Машины для зимнего содержания дорог и комбинированные машины
- 19.3. Машины и оборудование для ремонта автомобильных дорог
- 19.4. Машины для разметки покрытий
- Раздел VII организационное и финансовое обеспечение эксплуатационного содержания автомобильных дорог глава 20. Сохранность дорог в процессе эксплуатации
- 20.1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог
- 20.2. Порядок сезонного ограничения движения
- 20.3. Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов
- 20.4. Весовой контроль на автомобильных дорогах
- 20.5. Ограждение мест производства дорожных работ и организация движения
- Глава 21. Технический учёт, паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог
- 21.1. Порядок технического учёта, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог
- Раздел 3 «Экономическая характеристика» отражает данные экономических обследований, изысканий, учёта движения, статистических и экономических обзоров.
- 21.2. Учёт движения на автомобильных дорогах
- 21.3. Автоматизированные банки дорожных данных
- Глава 22. Организация и финансирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.1. Особенности и задачи организации работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.2. Проектирование организации работ по содержанию дорог
- 22.3. Проектирование организации ремонта дорог
- 22.4. Методы оптимизации проектных решений по содержанию и ремонту дорог
- 22.5. Финансирование работ по ремонту и содержанию дорог
- Глава 23. Оценка эффективности проектов ремонта дорог
- 23.1. Принципы и показатели оценки эффективности
- 23.2. Формы общественной эффективности инвестиций в ремонт дорог
- 23.3. Учёт неопределённости и риска при оценке эффективности ремонта дорог
- Глава 24. Планирование и анализ производственно-финансовой деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту автомобильных дорог
- 24.1. Виды, основные задачи и нормативная база планирования
- 24.2. Содержание и порядок разработки основных разделов годового плана деятельности дорожных организаций
- 24.3. Экономический анализ деятельности дорожных организаций
- Список литературы