15.2. Снегопринос и снегозаносимость дорог. Районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах
Главным источником снежных отложений на дороге является снегоперенос, вызванный метелями, теория которых хорошо разработана трудами проф. А.К. Дюнина, А.А. Комарова, Д.М. Мельника, канд. техн. наук Г.В. Бялобжеского и др. Под действием ветра снежные частицы поднимаются над поверхностью снежного покрова и снова откладываются там, где скорость ветра снижается. Переносимые метелью частицы снега имеют различную форму и размеры: от 0,01 мм до 2 мм, но 90 % частиц имеют размеры 0,1-0,25 мм. Масса переносимых частиц колеблется от 0,0001 до 0,005 г. Частицы снега могут подниматься только до определенной высоты - потолка взвешивания. Крупные, тяжёлые частицы перемещаются скачкообразно по поверхности снежного покрова. Такое движение называютсальтацией.
Снегоперенос рыхлого снега начинается при скорости ветра более 3-5 м/с, когда мелкие частицы снега размером 0,02-0,5 мм смешиваются с приземным воздухом и образуют турбулентный снеговетровой поток. Выпадающие из этого потока частицы разрушают снежную поверхность, что способствует дополнительному питанию снеговетрового потока снежинками.
При низовой метели основная масса снега переносится в приземном слое высотой 1,5-2,0 м, причем около 90 % снега переносится на высоте 10-20 см.
Количество снега, переносимого низовой метелью, определяется транспортирующей способностью. Эта способность оценивается удельным твёрдым расходом метели.Удельный твёрдый расходили интенсивность переноса метели - это масса снега, переносимого в единицу времени через единицу площади вертикальной плоскости, перпендикулярной направлению снеговетрового потока. Интенсивность переноса снега измеряют в г/м2с или м3/пог. м2(т.е. на 1 пог. м фронта метели).
В общем виде эта зависимость описывается формулой Д.М. Мельника:
Уmax=СVф3, м3/пог. м-ч; где (15.3)
С- коэффициент пропорциональности, величина которого зависит от плотности снега в метелевых сугробах;
Vф- скорость ветра на высоте флюгера (т.е. на высоте 10 м), м/с.
Для большей части Европейской территории России, где плотность снега равна 0,25 т/м3, коэффициент пропорциональностиС= 0,00031; для районов Сибири, Казахстана, востока и юго-востока Европейской части РоссииС= 0,00026.
Метелевый поток может быть насыщенным и ненасыщенным. Насыщенный- когда ветровой поток переносит количество снега, соответствующего его максимальной транспортирующей способности.Ненасыщенный- когда масса переносимого снега меньше предела насыщения.
Для того чтобы поток стал насыщенным, необходим определенный путь разгона метели, который обычно называют длиной разгона метели.
Длина разгона метели составляет 100-400 м. Вся масса снега, проносящегося в единицу времени через 1 м фронта метелевого потока (на всю его высоту), называется полным общим расходом, определяемым по формуле:
Wn= 0,08(Vф- 5) 3, где (15.4)
Wn- полный расход, г/м2с.
Переносом снега (снегопереносом) называют массу или объём снега, перенесённого за время t:
Wn = It = СVф3t. (15.5)
Масса снегопереноса имеет размерность г/м2, а объём снегопереноса - м3/пог. м. Наибольшее количество снега (около 90 %) переносится в нижнем слое потока в пределах 0,2 м над уровнем снежного покрова.
В отличие от величины снегопереноса в теории зимнего содержания дорог используют величину снегоприноса.
Снегопринос- это количество снега, приносимого метелями к дороге в течение зимы. Объем снегоприноса обычно составляет только часть общего объёма снегоприноса. Между снегопереносом и снегоприносом существует зависимость
Wcд=Wn sin, м3/м, где (15.6)
Wcд- снегопринос к дороге, м3/м;
- угол между направлением метелевого ветра и дорогой.
Имеется два основных способа определения объёма снегоприноса: способ расходов и способ балансов. Способ расходов, или суммарных приносов, разработанный Д.М. Мельниковым, заключается в следующем. Суммарное количество снега, принесённое к дороге с каждой её стороны в течение зимы -Wcд, равно сумме количеств снега, принесённых в течение всех метелей, дувших с данной стороны дороги. Количество снега, принесённое к дороге в течение одной метели, равно сумме количеств снега, который был принесен ветрами различных направлений в течение времени действия метели в данных направлениях. С учётом сказанного снегопринос к одной стороне дороги за год составляет (с использованием формулы15.3для определения полного твёрдого расхода метелевого потока):
, где (15.7)
c- плотность снега в снежных отложениях у дороги, т/м3;
N- число случаев метелей в течение зимы;
m- число случаев изменения направлений, с которых дули ветры в каждую метель;
Vфi- скорость ветра по флюгеру во время метели, м/с;
i- углы между направлением ветра и дорогой во время метелей;
tKi- продолжительность действия метелей в часах.
Для всех ветров определённого румба принимается один угол, средний для данного румба. Ветры со скоростью менее 6 м/с и дующие под углом менее 10° и ветры при положительных температурах не учитываются. Данные по ветровому режиму берут на ближайшей метеостанции за последние 10 лет и затем, пользуясь формулой (15.6), определяютWcдза каждый год. Из полученных значений составляют статистический ряд и находят расчётную величину снегоприноса с заданной обеспеченностью:
где (15.8)
- среднеарифметическое значение снегоприноса к данной стороне дороги за период 9- 15 лет, м3/м;
- среднеквадратичное отклонение WcдзаNлет, равное
t- коэффициент, принимаемый равным 1,5 для дорог II-IV категории и 2,0 - первой, т.е. соответственно учитывается 90 и 95-процентная обеспеченность.
Метод балансов основан на следующих исходных положениях. Для любой примыкающей к дороге ограниченной территории, называемой снегосборным бассейном, справедлив следующий баланс снежных масс:
Wn =Wo +Wc–Wи–Wв, где (15.9)
Wn- остаток снега в бассейне в конце зимы, сохранившийся в виде снежного покрова;
Wo- снег, выпавший из облаков (твердые осадки);
Wc- принос снега извне ветром;
Wи- испарение и таяние;
Wв- вынос снега ветром за пределы бассейна.
Снегопринос к дороге Wcдравен выносу снега ветром за пределы бассейна, помноженному на синус угла между направлением ветра, несущего снег, и дорогой. Следовательно:
Wcд=Wвsin= (Wo+Wc–Wи-Wn)sin, м3/м, где (15.10)
- угол между ветром и дорогой.
Ввиду большей сложности пользования методом балансов почти во всех случаях при практических расчётах пользуются методом расходов.
Значительное влияние на объём приносимого к дорогам снега оказывает ширина примыкающего снегосборного бассейна, которая не учитывается в формулах (15.4,15.5,15.7). Расчётные коэффициенты, позволяющие определить объём снегоприноса к участкам дорог с различной шириной примыкающего снегосборного бассейна, приведены в табл. 15.3.
Таблица 15.3
(Данные В.А. Пастернацкого)
Ширина снегосборного бассейна, м | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 | 1300 | 1400 | 1500 |
Коэффициент К,„ | 0,22 | 0,40 | 0,60 | 0,73 | 0,78 | 0,82 | 0,84 | 0,86 | 0,88 | 0,90 | 0,92 | 0,94 | 0,95 | 0,97 | 1,0 |
Используя значения коэффициента ширины снегосборного бассейна, можно существенно уточнить объёмы снегоприноса конкретно на каждом участке с левой и правой стороны дороги в зависимости от фактической ширины снегосборного бассейна с каждой стороны.
Снегозаносимость дорог. Под снегозаносимостью понимают подверженность дорог образованию на них снежных заносов. Количественной характеристикой снегозаносимости является отношение количества снега, отложившегося на дорожном полотне, к общему количеству снега, принесённого метелями к дороге.
Снег из снеговетрового потока выпадает там, где по каким-либо причинам происходит снижение скорости потока и уменьшение транспортирующей способности в приземном слое. Если скорость потока перед преградой V1, а за преградойV2, причемV1 >V2, то уменьшение транспортирующей способности насыщенной метели за преградой составит
(15.11)
Эта часть переносимого снега выпадает из снеговетрового потока около преграды. Чем сильнее тормозится ветер над насыпью, выемкой или у какой-либо преграды, тем вероятнее снегоотложения. На принципе замедления скорости и уплотнения транспортирующей способности снеговетрового потока основана работа снегозадерживающих устройств.
Главнейшим фактором, от которого зависит снегозависимость дороги, является форма поперечного профиля и высота насыпи или глубина выемки. Чтобы обеспечить снегонезаносимость дороги, необходимо выполнить два основных требования к поперечному профилю: земляное полотно должно быть аэродинамически обтекаемым для ветра без образования вихревых зон; скорость ветра над всей поверхностью дороги должна быть достаточна для сдувания попадающего на неё снега. Возникающие около земляного полотна или преград зоны завихрения ветра оказывают тормозящее действие на движение приземного слоя снеговетрового потока и способствуют увеличению снежных отложений.
Дорога представляет собой препятствие, у которого возникает зона затишья, называемая ветровой и аэродинамической тенью.
Любые препятствия и неровности на поверхности земляного полотна и проезжей части могут вызвать снежные отложения. Поэтому нельзя допускать неправильной снегоочистки. Наличие снежных валов, колей, несвоевременное удаление снегопадных отложений, применение снегоочистителей с малой дальностью отбрасывания ухудшают обтекаемость дороги и усиливают её снегозаносимость. Снежным заносам способствуют бордюры, возвышающиеся над покрытием. Учитывая это, укрепленные полосы, устраиваемые для сопряжения разделительной полосы с проезжей частью, следует выполнять с поперечным уклоном, равным поперечному уклону проезжей части. Движущийся поток автомобилей по дороге во время метели также способствует снегоотложениям, поскольку автомобили представляют препятствие для снежноветрового потока. Кроме того, колеса автомобилей уплотняют снег, выдавливают его, образуя колеи и гребни, которые способствуют задержанию снега.
Классификация дорог (участков) по снегозаносимости. Критерием классификации участков дорог по снегозаносимости служит отношение количества снега, отложившегося на дорожном полотне, к общему количеству снега, принесенного метелями к дороге. Оценивать снегозаносимость количеством приносимого снега нельзя, так как снежные заносы - это отложившийся, а не приносимый снег. При одном и том же количестве приносимого снега на участках дорог с разным поперечным профилем и характеристикой прилегающей местности откладывается разное количество снега.
Количество метелевого снега, который может отложиться на дорогу за зимний период:
где (15.12)
Qд- снегозаносимость участка дороги с правойQдпили левойQдлстороны за зимний период, тыс. м3/м;
Qc- максимальныйQcнили средний из максимальныхQcробъёмов снегоприноса за зимний период, тыс. м3/м;
Qв- снегосборная способность подветренного откоса выемки, м3/м;
Qк - снегосборная способность зарослей кустарников, м3/м.
Снегосборность подветренного откоса выемок Qвв м3/м при заложении откосов 1:1,5Q1,5рассчитывают по формуле
(15.13)
при заложении откосов 1:3 Q3,0по формуле:
где (15.14)
hв- глубина выемки, м.
Снегосборность зарослей кустарников Qкрассчитывают по формуле:
Qк= 0,5Shк, где (15.15)
S- ширина кустарникового массива, м;
hк- средняя высота кустарника, м.
Снегосборность существующих снегозадерживающих насаждений Qнрассчитывают по формуле (14.11) (см. п.14.3).
По степени снегозависимости все участки дорог делят на снегонезаносимые и снегозаносимые.
К снегонезаносимымотносят участки дорог, пересекающие лесные массивы, а также сады и кустарники, если их ширина составляет не менее 100-250 м с каждой стороны дороги; проходящие в выемках глубиной более 8,5 м при годовом снегоприносе до 100 м3на 1 пог. м дороги; пересекающие крупные населённые пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; участки насыпей высотой не меньше требуемой по снегонезаносимости. Снегозаносимые участки дорог делят на три категории (табл. 15.4).
Таблица 15.4
Категории снегозаносимости | Характеристика участка | Вид снежных отложений, которые необходимо удалять |
I. Слабозаносимые | Насыпи от Нп и Нн. Пересечения в одном уровне. Насыпи с барьером безопасности | Снегопадные отложения. Снежные заносы небольшого объёма. Небольшие снежные валы |
II. Среднезаносимые | Раскрытые выемки. Полувыемки-полунасыпи. Нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп. Пересечения в разных уровнях. Дороги, проходящие через небольшие населённые пункты, в районах с интенсивными общими метелями | Снегопадные отложения. Снежные заносы толщиной до 1 - 1,5 м. Снежные валы |
III. Сильнозаносимые | Нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах. Все выемки на кривых | Снегопадные отложения. Снежные заносы, толщина которых может достигать глубины выемки |
Примечания: 1. Данные таблицы относятся к заносимым участкам, проложенным по безлесной местности. 2. Незаносимые в безлесной местности насыпи высотойНни более, а также нераскрытые выемки, подветренный откос которых может вместить весь снег, откладывающийся при метелях и снегопадах. 3. Участки, проложенные через сплошные лесные массивы, не заносятся при любом поперечном профиле.
Канд. техн. наук В.А. Пастернацкий разработал методику оценки трудности зимнего содержания дороги (участка) в период метелей по показателю подверженности её снежным заносам Кс:
где (15.16)
Кс- показатель подверженности дороги (участка) снежным заносам с правой (Ксп) или левойКслстороны дороги;
Lc- протяжённость снегозаносимого участка, км;
Lф- протяжённость обслуживаемой дороги (участка) (1 км, мастерский или дорожный участок, ДРСУ и т.д.), км;
п- количество снегозаносимых участков с правой или левой стороны дороги наLф.
С учётом категорий снегозаносимости дорог при определении Lc для сильноснегозаносимых участков вводится коэффициент значимости 2, для среднезаносимых - 1 и для слабозаносимых - 0,5, на которые необходимо умножать их фактическую протяжённость при расчётеКс.
Исходя из значений показателей КсиQд, определяют степень подверженности дороги (участка) снежным заносам (табл. 15.5).
Таблица 15.5
Снегозаносимость дороги (участка) | Обозначение | Величина показателей | ||
Кс | Qдср, тыс.м/км | Qдсн, тыс.м/км | ||
Очень сильная | I | > 0,80 | > 35 | > 100 |
Сильная | II | 0,51-0,80 | 21-35 | 61-100 |
Средняя | III | 0,26-0,50 | 11-20 | 36-60 |
Слабая | IV | 0,11-0,25 | 6-10 | 16-35 |
Незначительная | V | < 0,10 | < 5 | < 15 |
В первую очередь мероприятия по защите дорог от снежных заносов проводят, если снегозаносимость дороги (участка) очень сильная по трём показателям - Кс,Qдср,Qдсн, во вторую очередь - по двум и т.д.
Районирование территории по условиям зимнего содержания дорог.
Широкий размах природно-климатических условий на территории России, от которых зависят характеристики (состояния дорог в зимний период и затраты дорожных организаций на их содержание, вызвали необходимость районирования территории страны по условиям зимнего содержания дорог.
Цель районирования состоит в обосновании планирования финансовых и материально-технических ресурсов для зимнего содержания дорог, разработке технических и организационных решений по защите дорог от снежных заносов и борьбе с зимней скользкостью, на дорогах, соответствующих природно-климатическим условиям разных районов. В результате исследований канд. техн. наук Г.В. Бялобжеского и А.А. Кунгурцева было разработано районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах с разделением территории бывшего СССР на семь характерных зон [33].
В качестве основного признака районирования был принят объем снега, приносимого к дороге в зимний период. Дополнительно учитывалось влияние рельефа местности, продолжительность зимнего периода, количество снежных осадков за зиму, высота снежного покрова и другие климатические факторы.
После внесения некоторых коррективов это районирование было использовано при разработке районирования территории России по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах, в котором выделено пять характерных районов:
I - районы легкой снегоборьбы. Продолжительность снежного периода 60-100 суток, в отдельных местах до 160 суток в году. Скорость ветра при метелях, как правило, не превосходит 15 м/с, средняя многолетняя высота снежного покрова 15-20 см. Объёмы снегоприноса в большинстве случаев не превышают 25-50 м3/м, только в отдельных случаях доходят до 100 м3/м.
К районам легкой снегоборьбы относятся: Калининградская область, южная часть Республики Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, южные части Астраханской и Ростовской областей, Читинская и Амурская области, юго-западная часть Хабаровского края.
II - районы средней трудности снегоборьбы. Продолжительность снежного периода 100-160 суток, а в отдельных местах до 200 суток в году. Объём снегоприноса, как правило, не превышает 100-150 м3/м.
К районам средней трудности снегоборьбы относятся: Республика Карелия, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Костромская, Вологодская, Смоленская, Брянская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Московская, Ивановская области, южные части Республики Коми и Архангельской области, Кировская, Пермская, Волгоградская, Томская, Свердловская, Иркутская, Челябинская, Курганская области. Республика Удмуртия, Тюменская область (кроме Ямало-Ненецкого автономного округа), северные части Омской, Ростовской, Астраханской, Нижегородской и Калужской областей, северная часть Республики Калмыкия, Хабаровский край (кроме юго-западной части), республика Тува, Бурятия, Саха (Якутия) южнее Северного полярного круга, Приморский и Красноярский края (кроме юго-западной части и Таймырского автономного округа).
III- районы трудной снегоборьбы. Зимой преобладают сильные ветры и интенсивные метели. Снежные заносы образуются систематически часто большой толщины и плотности. Объемы снегоприноса достигают 250 м3/м, а в отдельных местах - 400 м3/м.
К районам трудной снегоборьбы относятся: центральная часть Архангельской области, Тульская, Орловская, Курская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, республики Мордовия, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Башкортостан, Саратовская и Ульяновская области, южная часть Нижегородской, Омской и Калужской областей, южная часть Мурманской области, Новосибирская и Кемеровская области, юго-западная часть Красноярского края, Республика Алтай, центральная часть Республики Коми, юго-западная часть Магаданской области, южная часть заполярной территории Республики Саха (Якутия).
IV- районы очень трудной снегоборьбы. Ветры переносят зимой значительное количество снега, объёмы снегоприноса достигают 400-600 м3/м, в отдельных местах - 1000 м3/м. Отложения от интенсивных снегопадов или снежные заносы большой толщины систематически образуются на участках большого протяжения.
К районам очень трудной снегоборьбы относятся: Самарская и Оренбургская области, Алтайский край (кроме Республики Алтай), Сахалинская область, центральная часть Магаданской области, северные части Мурманской и Архангельской областей, северная часть Республики Коми, Камчатская область (кроме Корякского автономного округа, побережье Камчатского автономного округа и побережье Камчатского полуострова), центральная часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), южная часть Ямало-Ненецкого автономного округа.
V - районы особенно трудной снегоборьбы. Продолжительность снежного периода составляет 220-240 суток, а в отдельных местах доходит до 300 суток в году. Скорость ветра при метелях нередко достигает 40-45 м/с, а число суток с метелями доходит до 120-130 за зиму при продолжительности отдельных метелей до 10 суток и более. Объём снегоприноса составляет до 1000 м3/м и более.
К районам особенно трудной снегоборьбы относятся: северная часть Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкий автономный округ, Таймырский автономный округ, северная часть заполярной территории Республики Саха (Якутия), побережье Чукотского автономного округа в пределах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей (включая Корякский автономный округ).
- Введение
- Раздел I условия работы автомобильных дорог и управление ими глава 1. Влияние развития и состояния дорожной сети на работу автомобильного транспорта
- 1.1. Тенденции развития автомобильного транспорта и характеристик автомобилей, влияющих на требования к состоянию дорог
- 1.2. Темпы развития и структура дорожной сети
- 1.3. Общие требования к техническому уровню и эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 1.4. Состояние дорожной сети и его влияние на работу автомобильного транспорта
- 1.5. Состояние дорог и безопасность движения
- Глава 2. Роль дорожной службы в управлении состоянием автомобильных дорог
- 2.1. Общие требования и принципы управления состоянием автомобильных дорог
- 2.2. Основные задачи и функции дорожно-эксплуатационной службы
- 2.3. Принципы организации дорожной службы и ее производственные подразделения
- Глава 3. Требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог
- 3.1. Общие положения. Основные показатели оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 3.2. Требования к обеспечению основных потребительских свойств автомобильных дорог
- 3.3. Требования к техническим параметрам и характеристикам дорог
- 3.4. Допустимые габариты, осевая нагрузка и общая масса автомобилей
- Раздел II изменение состояния дорог в процессе эксплуатации глава 4. Воздействие автомобилей и природных факторов на дорогу и условия движения
- 4.1. Взаимодействие автомобиля и дороги
- 4.2. Воздействие автомобильных нагрузок на дорожные одежды
- 4.3. Влияние климата и погоды на состояние дорог и условия движения автомобилей
- 4.4. Районирование территории по условиям движения на дорогах
- 4.5. Воздействие природных факторов на дорогу
- 4.6. Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд
- 4.7. Пучины на автомобильных дорогах и причины их образования.
- Глава 5. Процесс развития и причины возникновения деформаций и разрушений автомобильных дорог
- 5.1. Общие закономерности изменений состояния дорог в процессе эксплуатации и их основные причины
- 5.2. Условия нагружения и основные причины возникновения деформаций земляного полотна
- 5.3. Основные причины возникновения деформаций дорожных одежд и покрытий
- 5.4. Причины образования трещин и ямочности и их влияние на состояние дорожной одежды
- 5.5. Условия образования колей и их влияние на движение автомобилей.
- Глава 6. Виды деформаций и разрушений автомобильных дорог в процессе эксплуатации
- 6.1. Деформации и разрушения земляного полотна и водоотвода
- 6.2. Деформации и разрушения нежестких дорожных одежд
- 6.3. Деформации и разрушения цементобетонных покрытий
- 6.4. Износ дорожных покрытий и его причины
- Глава 7. Закономерности изменения основных транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог
- 7.1. Общий характер изменения прочности дорожных одежд в процессе эксплуатации
- 7.2. Динамика изменения ровности дорожных покрытий в зависимости от начальной ровности и грузонапряжённости
- 7.3. Шероховатость и сцепные качества дорожных покрытий
- 7.4. Работоспособность и критерии назначения ремонтных работ
- Разделiiiмониторинг состояния автомобильных дорог глава 8. Методы определения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог
- 8.1. Потребительские свойства как основные показатели состояния дороги
- 8.2. Скорость движения и методы её определения
- 8.3. Влияние параметров и состояния дороги на скорость движения автомобилей
- 8.4. Оценка влияния климатических факторов на скорость движения
- 8.5. Пропускная способность и уровни загрузки дороги движением
- 8.6. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения
- 8.7. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий
- Глава 9. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорог
- 9.1. Классификации методов оценки состояния дорог
- 9.2. Определение фактической категории существующей дороги
- 9.3. Методы визуальной оценки состояния дорог
- 9.4. Методы оценки состояния дорог по техническим параметрам и физическим характеристикам и комбинированные методы
- 9.5. Методика комплексной оценки качества и состояния дорог по их потребительским свойствам
- Глава 10. Диагностика как основа оценки состояния дорог и планирования ремонтных работ
- 10.1. Цель и задачи диагностики автомобильных дорог. Организация работ по диагностике
- 10.2. Измерение параметров геометрических элементов дорог
- 10.3. Измерение прочности дорожных одежд
- 10.4. Измерение продольной и поперечной ровности дорожных покрытий
- 10.5. Измерение шероховатости и сцепных качеств покрытий
- 10.6. Определение состояния земляного полотна
- Раздел IV система мероприятий по содержанию и ремонту дорог и их планирование глава 11. Классификация и планирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.1. Основные принципы классификации работ по ремонту и содержанию
- 11.2. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования
- 11.3. Межремонтные сроки службы дорожных одежд и покрытий
- 11.4. Особенности планирования работ по содержанию и ремонту дорог
- 11.5. Планирование дорожно-ремонтных работ на основе результатов диагностики
- 11.6. Планирование ремонтных работ с учётом условий их финансирования и использованием программы технико-экономического анализа
- Глава 12. Мероприятия по организации и обеспечению безопасности движения на дорогах
- 12.1. Методы организации и обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах
- 12.2. Обеспечение ровности и шероховатости дорожных покрытий
- 12.3. Совершенствование геометрических параметров и характеристик дорог для повышения безопасности движения
- 12.4. Обеспечение безопасности движения на пересечениях и на участках дорог в населённых пунктах. Освещение автомобильных дорог
- 12.5. Организация и обеспечение безопасности движения в сложных погодных условиях
- 12.6. Оценка эффективности мероприятий по повышению безопасности движения
- Раздел V технология содержания автомобильных дорог глава 13. Содержание дорог весной, летом и осенью
- 13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода
- 13.2 Содержание дорожных одежд
- 13.3. Ремонт трещин асфальтобетонных покрытий
- 13.4. Ямочный ремонт покрытий из асфальтобетона и битумоминеральных материалов. Основные способы ямочного ремонта и технологические операции
- 13.5. Обеспыливание дорог
- 13.6. Элементы обустройства дорог, средства организации и обеспечения безопасности движения, их содержание и ремонт
- 13.7. Особенности содержания дорог в горной местности
- 13.8. Борьба с песчаными заносами
- Глава 14. Озеленение автомобильных дорог
- 14.1. Классификация видов озеленения автомобильных дорог
- 14.2. Снегозащитные лесонасаждения
- 14.3. Принципы назначения и улучшения основных показателей снегозадерживающих лесонасаждений
- 14.4. Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение
- 14.5. Декоративное озеленение
- 14.6. Технология создания и уход за снегозащитными лесонасаждениями
- Глава 15. Зимнее содержание дорог
- 15.1. Условия движения по автомобильным дорогам зимой и требования к их содержанию
- 15.2. Снегопринос и снегозаносимость дорог. Районирование территории по трудности снегоборьбы на автомобильных дорогах
- 15.3. Защита дорог от снежных заносов
- 15.4. Очистка дорог от снега
- 15.5. Борьба с зимней скользкостью
- 15.6. Наледи и борьба с ними
- Раздел VI. Технология и средства механизации работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог глава 16. Ремонт земляного полотна и системы водоотвода
- 16.1. Основные виды работ, выполняемых при капитальном ремонте и ремонте земляного полотна и системы водоотвода
- 16.2. Подготовительные работы к ремонту земляного полотна и водоотвода
- 16.3. Ремонт обочин и откосов земляного полотна
- 16.4. Ремонт системы водоотвода
- 16.5. Ремонт пучинистых участков
- 16.6. Уширение земляного полотна и исправление продольного профиля
- Глава 17. Ремонт покрытий и дорожных одежд
- 17.1. Последовательность работ при ремонте дорожных одежд и покрытий
- 17.2. Устройство слоев износа, защитных и шероховатых слоев
- 17.3. Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд
- 17.4. Содержание и ремонт цементобетонных покрытий
- 17.5. Ремонт гравийных и щебёночных покрытий
- 17.6. Усиление и уширение дорожных одежд
- Глава 18. Ликвидация колей на автомобильных дорогах
- 18.1. Оценка характера и выявление причин колееобразования
- 18.2. Расчёт и прогнозирование глубины колеи и динамики её развития
- 18.3. Классификация методов борьбы с колееобразованием на автомобильных дорогах
- 18.4. Ликвидация колей без устранения или с частичным устранением причин колееобразования
- 18.5. Методы ликвидации колей с устранением причин колееобразования
- 18.6. Мероприятия по предупреждению образования колей
- Глава 19. Машины и оборудование для содержания и ремонта автомобильных дорог
- 19.1. Машины для содержания автомобильных дорог в летний период
- 19.2. Машины для зимнего содержания дорог и комбинированные машины
- 19.3. Машины и оборудование для ремонта автомобильных дорог
- 19.4. Машины для разметки покрытий
- Раздел VII организационное и финансовое обеспечение эксплуатационного содержания автомобильных дорог глава 20. Сохранность дорог в процессе эксплуатации
- 20.1. Обеспечение сохранности автомобильных дорог
- 20.2. Порядок сезонного ограничения движения
- 20.3. Порядок пропуска негабаритных и тяжеловесных грузов
- 20.4. Весовой контроль на автомобильных дорогах
- 20.5. Ограждение мест производства дорожных работ и организация движения
- Глава 21. Технический учёт, паспортизация и инвентаризация автомобильных дорог
- 21.1. Порядок технического учёта, инвентаризации и паспортизации автомобильных дорог
- Раздел 3 «Экономическая характеристика» отражает данные экономических обследований, изысканий, учёта движения, статистических и экономических обзоров.
- 21.2. Учёт движения на автомобильных дорогах
- 21.3. Автоматизированные банки дорожных данных
- Глава 22. Организация и финансирование работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.1. Особенности и задачи организации работ по содержанию и ремонту дорог
- 22.2. Проектирование организации работ по содержанию дорог
- 22.3. Проектирование организации ремонта дорог
- 22.4. Методы оптимизации проектных решений по содержанию и ремонту дорог
- 22.5. Финансирование работ по ремонту и содержанию дорог
- Глава 23. Оценка эффективности проектов ремонта дорог
- 23.1. Принципы и показатели оценки эффективности
- 23.2. Формы общественной эффективности инвестиций в ремонт дорог
- 23.3. Учёт неопределённости и риска при оценке эффективности ремонта дорог
- Глава 24. Планирование и анализ производственно-финансовой деятельности дорожных организаций по содержанию и ремонту автомобильных дорог
- 24.1. Виды, основные задачи и нормативная база планирования
- 24.2. Содержание и порядок разработки основных разделов годового плана деятельности дорожных организаций
- 24.3. Экономический анализ деятельности дорожных организаций
- Список литературы