4 Диагностирование систем двигателя внутреннего сгорания
На мощность двигателя внутреннего сгорания оказывают влияние следующие факторы: износ деталей цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов; износ и обгорание клапанов и седел; неисправности систем питания, охлаждения и смазки.
Диагностирование цилиндропоршневой группы производится по функциональным параметрам: изменению давления сжатия в цилиндрах; прорыву газов в картер; угару масла; утечкам сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр; разрежению в камере сгорания; изменению шума и вибрации; изменению параметров моторного масла.
Большое количество параметров определения технического состояния цилиндропоршневой группы позволяет объединятьих по трем зонам измерений: камера сгорания, блок цилиндров, картер двигателя. В зоне камеры сгорания проверяют, как правило, давление сжатия, прорыв газов в картер, утечку сжатого воздуха, разрежение в камере сгоранияУвеличение давления указывает на значительный износ колец и гильзы.
Прорыв газов в картер зависит от износа колец и гильзы. Объем этих газов измеряют при максимальном крутящем моменте газовым расходомером КИ-4887-1, КИ-1367, Герметичность камеры сгорания характеризует техническое состояние колец, цилиндра, прокладки головки цилиндров и сопряжения «клапан – гнездо». Параметрами ее оценки могут быть разрежение и утечка сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр.
Наличие в цилиндре неисправностей вызывает утечку воздуха и уменьшение давления в камере, регистрируемого прибором. Для определения дефекта воздух поступает от магистрали непосредственно в цилиндр через испытательный наконечник. Место выхода воздуха позволяет определять неисправность. Так, выход сжатого воздуха через маслозаливную горловину указывает на износ цилиндра и колец, а через воздухоочиститель – на неплотность прилегания к гнезду впускного клапана. Если же сжатый воздух выходит через глушитель, то нарушена герметичность сопряжения «выпускной клапан – гнездо». Проверяют также, нет ли утечки воздуха в прокладке между головкой и блоком цилиндров. Для этого края прокладки смазывают маслом или мыльной водой и наблюдают, нет ли пузырьков воздуха на стыке головки и блока и в наливной горловине радиатора. Появление пузырьков воздуха в радиаторе указывает на пробой прокладки между цилиндром и каналом системы охлаждения.
Если обнаружены неплотности в клапанах или в сопряжениях «поршневое – кольцо – гильза», следует уточнить состояние цилиндров путем замера утечки воздуха при положении поршня в начале такта сжатия. Состояние цилиндров в этом случае характеризует разность утечки воздуха при положении поршня в начале такта сжатия и в конце. Если эта разность больше значения, указанного в технических условиях, то цилиндры требуют капитального ремонта. По утечке воздуха при положении поршня в начале такта сжатия судят о состоянии поршневых колец и клапанов.
Основным структурным параметром, характеризующим работоспособность кривошипно-шатунного механизма, является радиальный зазор подшипниковых узлов. Для оценки технического состояния используют функциональные параметры: давление масла в главной масляной магистрали; расход масла в единицу времени; шум и стуки, возникающие в сопряжениях.
Давление масла определяется при нормальном тепловом режиме с номинальной частотой вращения коленчатого вала, затем на холостом ходу. Одним из наиболее эффективных способов определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма является прослушивание неработающего двигателя, камеры сгорания которого подключены к компрессорно-вакуумной установке, создающей в надпоршневом пространстве разрежение и повышенное давление (установка КИ-4942). Для окончательного решения о состоянии проверяемых сопряжении измеряют суммарный зазор, который для разных двигателей равен 0,3...0,5 мм.
Параметрами контроля механизма газораспределения являются: тепловой зазор между стержнем клапана и коромыслом, герметичность сопряжения «клапан – гнездо», износ распределительного вала, упругость клапанных пружин.
Износ кулачков распределительного вала определяют по максимальному перемещению клапана, которое не должно быть менее 9...12 мм.
Проверка упругости пружины клапана производится прибором КИ-723. При усилиях на сжатие менее 170...200 Н пружины необходимо заменять.
На СДМ, как правило, устанавливаются дизельные двигатели, неисправности которых могут быть вызваны неисправностями топливной аппаратуры (до 40 % отказов).
Основными параметрами, характеризующими техническое состояние топливной аппаратуры, являются: давление впрыска и качество распыливания топлива форсунками, производительность подкачивающего насоса и элементов топливного насоса высокого давления, износ плунжерных пар и клапанов, угол опережения подачи топлива, состояние фильтров грубой и тонкой очистки. Проверке в первую очередь подвергают фильтр тонкой очистки, перепускной клапан и подкачивающий насос. Давление перед фильтром должно быть не менее 0,09 МПа, а после фильтра – в пределах 0,06...0,08 МПа.
Одной из главных причин отказов топливной системы является неисправность форсунок. При диагностировании двигателя применяют два варианта проверки технического состояния форсунок: со снятием с двигателя и без снятия с использованием приспособления КИ-9917, которое позволяет определять давление и качество распыливания топлива форсункойВпрыск сопровождается четким характерным звуком удара иглы форсунки в седле. Проверяют также герметичность форсунки. Снижение давления с 28 до 23 МПа должно продолжаться не менее 5 с. Для проверки работоспособности форсунок применяют также максиметры.
При проверке работоспособности топливного насоса давление, развиваемое каждой плунжерной парой, должно быть не менее 30 МПа. Если оно меньше, то насос отправляется в ремонт. Герметичность нагнетательного клапана проверяется при давлении 15 МПа, по достижении которого отключают подачу топлива. Если время падения давления до 10 МПа не более 10 с, то насос отправляется в ремонт.
Неравномерность нагружения цилиндров проверяется при поочередномих отключении
При диагностировании топливной системы проверяется угол опережения подачи топлива, который оказывает влияние на полноту и качество сгорания топлива.
Уровень дыма в отработавших газах определяется прибором КИ-408.
На процесс воспламенения смеси наряду с системой топливоподачи большое влияние оказывает система подачи воздуха. Основным элементом подачи воздуха является воздухоочиститель, характеристики которого по мере загрязнения ухудшаются. Степень засоренности воздухоочистителя характеризуется разрежением во впускном воздушном тракте.
Уровень масла в картере двигателя всегда должен находиться у верхней метки указателя. Интенсивность изменения уровня масла во многом зависит от технического состояния двигателя. Расход масла не должен быть более 3,5 % израсходованного топлива для карбюраторных двигателей и 5 % для дизельных. При проверке уровня масла необходимо обращать внимание и на качество масла Объективно качество масла оценивают методом спектрального анализа, когда пробу масла сжигают в высокотемпературном пламени и с помощью спектрографа регистрируют продукты износа. Полученные результаты подвергают качественному и количественному анализу. Качественный анализ состоит в обнаружении спектральных линий, которые свидетельствуют о присутствии в масле металлов, а количественный – в определении интенсивности почернения спектральных линий. Присутствие в масле железа говорит об износе цилиндров, алюминия – поршней, хрома – колец, свинца – подшипников коленчатого вала и т. д. Кварц, оксиды алюминия характеризуют работоспособность воздухоочистителя или герметичность воздушного тракта, а также эффективность работы маслоочистителей. По изменению числа элементов, входящих в состав присадок, оценивают пригодность масла для дальнейшей эксплуатации.
Большое значение имеют способ и методика взятия проб на глубине 30...35мм через отверстие маслоизмерительного щупа.
Проверка системы смазки включает и проверку работы масляного фильтра тонкой очистки. При температуре не ниже 70° С ротор исправной центрифуги должен вращаться не менее 35 с.
От технического состояния системы охлаждения во многом зависят топливная экономичность, мощность и надежность двигателя. Температура охлаждения жидкости должна поддерживаться в пределах 85...95 оС. При указанном режиме двигатель развивает максимальную мощность, имеет минимальный расход топлива и наименьшие износы.
Кроме температуры охлаждающей жидкости, контролируются герметичность системы охлаждения, натяжение ремня привода вентилятора и разность температур верхнего и нижнего бачков. Для проверки натяжения ремня вентилятора необходимо нажать на ремень в центре между шкивами с силой 30...40 Н и замерить прогиб, который не должен превышать 15...20 мм.
Уменьшение температурного перепада по сравнению с нормой. (8...12 °С) свидетельствует о наличии накипи или загрязнении радиатора.
Герметичность системы охлаждения проверяют путем подачи воздуха под давлением 0,15 МПа через заливную горловину. После прекращения подачи воздуха фиксируют интенсивность падения давления (за 10 с оно должно падать не более чем на 0,01 МПа).
- Экзаменационный билет № 1
- Подметально-уборочные машины. Классификация и основные параметры.
- Определение усилий, действующих на элементарные рабочие органы и режущие профили землеройных машин.
- 4.Система показателей оценки эффективности использования дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 2
- 1.Щековые дробилки с простым и сложным движением щеки.
- Расчет сил сопротивления грунта на отвалах различного типа при копании бульдозером.
- 3.Гидравлические системы рулевого управления в строительных и дорожных машинах. Принципиальные схемы, конструкции, принцип действия.
- 4. Особенности эксплуатации машин в механизированных комплектах. Принципы комплектования машин в механизированных комплектах.
- Экзаменационный билет № 3
- 1.Устройство и принцип действия конусных дробилок с крутым и пологим конусом.
- 2. Расчет сил сопротивления копания грунта ковшом скрепера.
- 3 Гидроприводы строительных и дорожных машин с объемным регулированием скоростей выходных звеньев гидродвигателей. Принципиальные схемы, конструктивные особенности, применение.
- Область рационального применения дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 4
- Снегоочистительная техника. Классификация. Конструкции.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3
- 4 Принципы управления дорожно-строительными организациями
- Экзаменационный билет № 5
- Машины и оборудование для маркировки дорожных покрытий.
- 2Определение массы дебаланса в приводе грохота:
- Поточный метод организации дорожно-строительных работ.
- Экзаменационный билет № 6
- Машины и оборудование для обслуживания обочин дорог и кюветов.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3.
- Основные дефекты и способы ремонта коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания.
- Экзаменационный билет № 7
- Оборудование для борьбы с зимней скользкостью. Классификация. Основные параметры.
- 2Определение частоты вращения смесительного
- 4Сетевой метод организации дорожно-строительных работ
- Экзаменационный билет № 8
- Цепные многоковшовые экскаваторы.
- Расчет лопастных валов смесителей.
- Гидродвигатели в объемных гидроприводах строительных и дорожных машин. Классификация, конструкции, принцип действия, основные энергетические параметры и характеристики.
- 4Классификация автотранспортных средств
- Экзаменационный билет № 9
- Конструкции и принцип действия ножевых смесителей и дорожных фрез.
- 2. Расчет сил сопративления при движении лопастей бетоносмесителя принудительного перемешивания.
- 3.Гидроаппараты для регулирования скоростей и направления движения выходных звеньев гидродвигателей строительных и дорожных машин.
- Регламентные испытания строительных и дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 10
- 3 Классификация, основные энергетические параметры и характеристика насосов, применяемых в объемных гидроприводах строительных и дорожных машин.
- Показатели работоспособности, характерные виды потерь работоспособности агрегатов и систем строительных и дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 11
- Машины и оборудование для восстановления асфальтобетонных дорог методом «Ремикс».
- Расчёт призмы волочения
- 3Дорожные катки предназначены для уплотнения грунтов и асфальтобетонных покрытий.
- 4Причины снижения долговечности дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 12
- Общее устройство асфальтосмесительной установки и состав оборудования.
- 2Расчет объема цистерны и производительности центробежного насоса для подачи воды к моечным насадкам поливомоечной машины.
- 3Конструктивные и принципиальные гидравлические схемы привода рабочего оборудования скрепера.
- 4Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 13
- 1 Назначение и устройство автогудронатора.
- 4Техническое обслуживание и ремонт на базах механизации и местах работы строительных и дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 14
- Рабочее оборудование асфальтоукладчика и его рабочий процесс.
- 3Конструктивные особенности гидроприводов с разомкнутой и замкнутой схемами циркуляции рабочей жидкости строительных и дорожных машин. Примеры принципиальных гидравлических схем.
- 4Расчёт производственной программы, объёма работ и численности производственного персонала.
- Объем работ по то и ремонту для парка машин ,
- Экзаменационный билет № 15
- 2Методика расчёта сушильного барабана.
- 4.Определение количества постов и оборудования, расчет площадей помещений.
- Экзаменационный билет № 16
- 1Автогрейдеры. Устройства. Конструктивные схемы.
- 2Расчет тягового усилия,необходимого для работы гусеничного асфальтоукладчика
- 3Рабочие жидкости для гидросистем. Гидравлические линии
- 2.1. Характеристика рабочих жидкостей
- 2.2. Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей
- 20.12.2. Система обозначений рабочих жидкостей
- 20.12.3. Ассортимент и свойства рабочих жидкостей
- 4Основные дефекты ножей бульдозеров, способы восстановления.
- Экзаменационный билет № 17
- 1Машины и оборудование для восстановления покрытий автомобильных дорог с применением технологии холодного рециклинга.
- 2.Расчет скоростей копания и движения цепного траншейного экскаватора.
- Экзаменационный билет № 18
- 4Методы диагностирования
- Экзаменационный билет № 19
- Назначение, конструкция и принцип действия агрегатов питания асфальтосмесительных установок.
- 3. Классификация и конструктивные особенности трубопроводов в объемных гидроприводах дорожных машин.
- 4. Общие свойства топлив для карбюраторных и дизельных двигателей внутреннего сгорания дорожных машин. Эксплуатационные требования, маркировка.
- Экзаменационный билет № 20
- 4Сущность процесса дефектации, контроль скрытых дефектов деталей машин.
- Экзаменационный билет № 21
- 2Расчет мощности, требуемой для работы диска пескоразбрасывателя.
- 3Гидравлические манипуляторы в конструкциях дорожных машин.
- 4. Трансмиссионные масла
- 20.11.2. Классификация трансмиссионных масел и система обозначений
- Экзаменационный билет № 22
- Устройство автобетоностмесителей.
- 3Гидроприводы с дроссельным регулированием скоростей выходных звеньев гидродвигателей строительных и дорожных машин. Принципиальные схемы, конструктивные особенности и применение.
- 4 Диагностирование систем двигателя внутреннего сгорания
- Экзаменационный билет № 23
- Экзаменационный билет № 24
- Лебедки. Классификация, устройство, конструктивные схемы.
- 4Виды ремонтов дорожно-строительных машин.
- Экзаменационный билет № 25
- 1Классификация и принципиальные устройства грохотов.
- Классификация битумохранилищ и методика расчета.
- 3 Гидропривод бульдозеров и рыхлителей
- 4Транспортирование строительных и дорожных машин, хранение и консервация.
- Экзаменационный билет № 26
- Назначение битумоплавильных котлов и их принцип действия.
- 4Характеристика основных видов работ при техническом обслуживании строительных и дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 27
- 1Классификация, конструкции, принцип действия смесителей для приготовления асфальтобетонной смеси.
- 2Расчет мощности привода цепи траншейного экскаватора по усилию копания.
- 3Конструкции, принцип действия и определение основных параметров аксиально-поршневых гидромашин.
- Экзаменационный билет № 28
- Строительные подъемники. Устройство и классификация.
- 2Расчет тягового усилия трактора по сцеплению и мощности.
- 4. Технико-экономические показатели работы дорожно-строительных машин.
- Экзаменационный билет № 29
- Транспортирующие машины. Устройство и классификация.
- Показатели эксплуатационных свойств дорожных машин.
- Экзаменационный билет № 30
- 1Классификация, конструкции и принцип действия дозирующих устройств асфальтосмесительных установок.
- 4Производительность и выработка строительных и дорожных машин.