logo
attachment

4Классификация автотранспортных средств

Подвижной состав автомобильного транспорта для перевозок грузов на объекты дорожного строительства классифицируют по типу кузова, роду и мощности двигателя, проходимости, грузоподъемности, функциональному назначению и ряду других признаков.

По типу кузова автотранспортные средства подразделяют на автомобили с кузовом общего назначения, для перевозки любых видов грузов, (бортовые автомобили); специализированные, с кузовом для перевозки определенного вида строительных грузов (автомобили-самосвалы) и специальным кузовом (фургоны, цистерны).

По роду установленного двигателя различают автомобили с карбюраторными двигателями, дизельными двигателями, двигателями, работающими на сжиженном или сжатом газе; газотурбинными двигателями.

По проходимости автомобили подразделяют на дорожные, повышенной и высокой проходимости, внедорожные (карьерные). В свою очередь автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя разделяют на колесные, колесно-гусеничные, на воздушной подушке и автомобили-амфибии.

По грузоподъемности грузовые автомобили и прицепы разделяют на следующие классы: особо малой грузоподъемности до 1 т; малой – 1...2 т; средней – 2...5 т; большой – свыше 5 т до предела, установленного дорожными весовыми ограничениями; особо большой грузоподъемности – свыше предела, установленного дорожными ограничениями (внедорожные автомобили).

По функциональному назначению автомобили, применяемые в дорожном строительстве, подразделяют на производственный транспорт, непосредственно участвующий в доставке грузов на объекты строительства; технологический транспорт, обеспечивающий бесперебойную работу дорожных машин, производственного автотранспорта и дорожно-строительных участков; вспомогательный транспорт, используемый для связи между строительными участками, оперативного руководства строительством, доставки рабочих и инженерно-технических работников на объекты строительства.

К производственному транспорту относятся автомобили-самосвалы, землевозы (думпкары), автобетоновозы, автобетоносмесители, авторастворовозы, автобитумовозы, автогудронаторы).

Технологический транспорт включает тягачи для буксировки прицепов и трейлеров, обеспечивающих перевозку дорожных машин, автоцементовозы, топливо- и маслозаправщики, передвижные мастерские.

Вспомогательный транспорт состоит из бортовых автомобилей, легковых автомобилей, автофургонов и автобусов.

Управление автомобильными перевозками грузов для дорожного строительства заключается в оперативном планировании перевозок, организации выпуска подвижного состава на линию и приеме его по возвращении с линии, контроле за работой подвижного состава на линии, осуществлении взаимодействия с обслуживаемыми объектами и предприятиями, обеспечении получения регулярной информации о выполнении оперативных планов перевозок. Для выполнения перечисленных мероприятий на автотранспортном предприятии действует служба эксплуатации.

Организация перевозок грузов представляет собой ряд операций, составляющих единый технологический процесс доставки дорожно-строительных грузов и взаимоотношений с грузоотправителями и грузополучателями. Он определяет эффективность работы АТП. Процесс перевозки грузов состоит из погрузки грузов у грузоотправителей, перевозки этих грузов к месту назначения и выгрузки у грузополучателей.

Для обеспечения высокой эффективности перевозок дорожно-строительных грузов применяется ряд прогрессивных методов.

Централизованные перевозки характеризуются тем, что все грузы (или большая их часть), поставляемые данным поставщиком, доставляются всем потребителям автотранспортом одного АТП. Основные преимущества централизованных перевозок следую­щие: четкое распределение прав и обязанностей АТП, поставщиков и потребителей; возможность организации постоянного контроля работы автотранспортных средств; сокращение затрат на оплату экспедиторов.

Перевозки по рациональным маршрутам представляют собой транспортирование грузов по заранее рассчитанным маятниковым или кольцевым маршрутам, обеспечивающим высокий коэффициент использования пробега автомобиля.

Перевозки грузов по часовым графикам предусматривают прибытие автомобиля в пункты погрузки и выгрузки в строго установленное специальным графиком время. Перевозки по часовым графикам широко применяют при доставке асфальтобетона, раствора и бетонной смеси.

Перевозки автомобилями со сменными прицепами и полуприцепами применяют на постоянных маршрутах. Прицепы или полуприцепы сцепляются с тягачом в местах погрузки и выгрузки. Одному тягачу, как правило, придается не менее трех прицепов или полуприцепов; один находится на погрузке, другой на выгрузке, а третий в движении в загруженном и порожнем состоянии. Данный метод применяют при доставке дорожных, плит, водопропускных труб, металлопроката, лесоматериалов.

Комплектная доставка изделий и конструкций заключается в поставке на строительную площадку в назначенное время, заранее рассчитанного службой управления производственно-технической комплектации (УПТК) количества материалов и конструкций.

Перевозка груза в контейнерах и пакетами применяется при доставке на строительную площадку массовых штучных и мелкоштучных строительных материалов и изделий в специальной таре многоразового использования, приспособленной для механизированной погрузки и разгрузки.

Разработка и перевозка грунта комплексным методом заключается в том, что для разработки, погрузки и перевозки грунта создаются комплексные бригады, состоящие из водителей автомобилей-самосвалов и машинистов землеройных машин. Комплексная бригада формируется, как правило, из автомобилей одной марки, что обеспечивает удобство расчета заработной платы. На бригаду выдается наряд-заказ с указанием вида перевозимого материала, расстояния, сроков и стоимости работ.

Взаимодействие с обслуживаемыми дорожно-строительными организациями и предприятиями дорожного хозяйства осуществляется в рамках центральной диспетчерской службы территориальной дорожно-строительной организации.