logo
СТН Ц-01-95

13. Пассажирское хозяйство

13.1. На всех станциях и пассажирских оста­новочных пунктах, а также на разъездах и об­гонных пунктах, где предусматривается посад­ка и высадка пассажиров, следует проектиро­вать помещения и устройства для обслуживания пассажиров.

Перечень и размеры помещений и уст­ройств для обслуживания пассажиров надлежит устанавливать в проекте в соответствии с ВСН 01—91.

13.2. При проектировании вокзалов, как правило, следует предусматривать объедине­ние в одном здании изолированных помеще­ний, предназначенных для обслуживания пас­сажиров, включая прием и выдачу багажа, и управления работой станции.

В обоснованных случаях следует проекти­ровать объединенные вок­залы с единым пас­сажирским зданием для обслуживания пасса­жиров железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта, а также предприятий почтовой связи.

13.3. Проекты новых и реконструируемых вокзалов должны предусматривать комплекс зданий, сооружений и устройств, необходимых для обеспечения быстрого, удобного и без­опасного выполнения операций, связанных с обслуживанием и перевозками пассажиров (пассажирские здания, платформы, пешеход­ные тоннели, мосты и переходы, пандусы, уст­ройства для хранения багажа и ручной клади, встроенные почтовые и торговые киоски и т. п.), и должны учитывать применение новых техни­ческих средств и систем автомати­зации распре­деления мест и продажи билетов, справочно-информационной аппаратуры, устройств теле­механики, связи, механиза­ции операций по по­грузке, выгрузке и транспортировке багажа, а также по уборке помещений и пассажирских платформ.

Проекты вокзалов необходимо разрабаты­вать с учетом планировочной структуры насе­ленного пункта и станции, а также архитектуры зданий и сооружений привокзальной площади для обеспечения единой архитектурно-планировочной композиции комплексной застройки железнодорожных линий.

13.4. Новые вокзалы следует размещать с внешней стороны путей станции (бокового ти­па), как правило, со стороны основной части населенного пункта. Расположение вокзала между путями (островного типа) и в торце пу­тей (тупикового типа), а также комбинирован­ного типа допускается в отдельных обоснован­ных случаях, когда применение сквозной схе­мы станции по местным условиям невозможно или нецелесообразно.

Проектами вокзалов должны предусматри­ваться подъезды для автомобилей, располагаемые в пределах полосы отвода, а к местам перехода через железнодорожные пути — дорожки для пешеходов.

Планировка привокзальных площадей дол­жна обеспечивать удобное и безопасное пере­движение пешеходов и всех предусматривае­мых проектом видов городского транспорта, а в отдельных обоснованных случаях и междуго­родного. На привокзальных площадях надле­жит предусматривать площадки для озелене­ния. а также места для стоянки автотранспорта.

13.5. Здания вокзалов (при внешнем их расположении) и другие здания и сооружения следует располагать на расстоянии не менее 20 м от оси ближайшего пути, а на новых лини­ях, на которых предусматривается движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч, —не менее 25 м, но не более 50 м.

При переустройстве существующих станций, разъездов и обгонных пунктов, расположенных в трудных условиях, допускается уменьшать указанные расстояния при условии соблюдения установленных в пункте 13.9 норм ширины пас­сажирских платформ.

13.6. Пассажирские платформы следует предусматривать на всех станциях и пассажир­ских остановочных пунктах, а также на разъез­дах и обгонных пунктах, где производятся по­садка и высадка пассажиров.

В пределах низких и высоких пассажирских платформ на станциях и перегонах следует проектировать продольный водоотвод (лоток, дренаж с лотком) между платформой и пу­тем. Конструкция этих платформ должна обес­печивать расположение водоотвода в указан­ном месте.

Платформы для посадки и высадки пасса­жиров следует располагать с внешней стороны главных путей. На линиях со скоростями дви­жения до 140 км/ч допускается, при обоснова­нии, пассажирские платформы располагать между главными путями.

13.7. Пассажирские платформы в пределах всего участка обращения пригородных поез­дов следует проектировать однотипными — низкими или высокими. При прибытии на голо­вную пассажирскую станцию в расчетный час 4 и более пар пригородных поездов следует рассматривать вариант строительства высоких пассажирских платформ в комплексе с други­ми вариантами повышения пропускной способ­ности участка.

У путей, предназначенных для технического обслуживания вагонов дальних пассажирских поездов, следует проектировать низкие плат­формы. В случае устройства у таких путей вы­соких платформ, они должны иметь конструк­цию, обеспечивающую производство двухсто­роннего осмотра и ремонта ходовых частей ва­гонов, стоящих у платформы. Конструкция этих низких и высоких платформ должна допускать устройство вдоль них закрытых продольных дренажем для пропуска и отвода воды.

Опоры высоких пассажирских платформ следует располагать на расстоянии не менее 2120 мм от оси пути.

13.8. Длина пассажирских платформ долж­на соответствовать наибольшей длине пасса­жирского поезда, предназначенного к обраще­нию на 5 год эксплуатации. При этом на вновь сооружаемых станциях следует предусматри­вать возможность удлинения платформ до 650—850 м, а платформ, обслуживающих толь­ко пригородное движение — до 500 м. На от­дельных направлениях при соответствующем обосновании по заданию Министерства путей сообщения Российской Федерации допускается предусматривать удлинение пассажирских платформ до 1000 м с оборудованием их спе­циальными устройствами для перемещения пассажиров и багажа.

13.9. Ширину пассажирских платформ сле­дует устанавливать в зависимости от интенсив­ности и характера пассажиропотоков (дальние, местные, пригородные), скоростей движения пассажирских поездов, числа и расположения выходов с платформы и размеров устройств, которые должны размещаться на -них (лестни­цы, павильоны и т. п.).

При расположении высоких пассажирских платформ на кривых они должны иметь конст­рукцию, обеспечивающую возможность конт­роля закрытия автоматических дверей по все­му составу помощником машиниста.

На станциях, где возможен безостановоч­ный пропуск пассажирских поездов со скоро­стями более 140 км/ч по главному пути, смежному с платформой, ширина платформы должна обеспечивать возможность безопасного нахождения на них пассажиров (не менее 3 м от края платформы) во время пропуска скоро­стного поезда.

Ширину основной боковой пассажирской платформы следует принимать не менее 6 м, а при переустройстве существующих станций, расположенных в трудных условиях, — не ме­нее 5 м в пределах расположения зданий вок­зала и не менее 4 м на остальном протяжении.

Ширина основной боковой платформы вне пределов расположения пассажирского здания на вокзалах вместимостью менее 200 чел., мо­жет быть уменьшена до 3 м.

На линиях, где предусматривается безоста­новочное движение пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч, в случае невоз­можности устройства боковой платформы, с разрешения МПС России ширина платформы при расположении ее между главными путями должна быть не менее 8 м, в особо трудных условиях — не менее 6 м, и предусмотрены дополнительные меры по обеспечению без­опасности пассажиров (устройство перил вдоль оси платформ с разрывом для прохода, опо­вестительная сигнализация о подходе скоро­стных поездов и др.).

Ширину промежуточной платформы на ли­ниях III и IV категорий следует принимать не менее 4 м.

При наличии павильонов и других сооруже­ний, входов в тоннели, сходов с пешеходных мостов, расположенных на платформах, рас­стояние между крайней гранью сооружений и бортом платформы должно быть не менее 2 м На линиях, где предусматривается движение пассажирских поездов со скоростью более 140 км/ч, расстояние между крайней гранью сооружений и бортом платформы должно быть не менее 3 м. При соответствующем обосновании для установки на платформе от­дельно стоящих столбов освещения и т. п. до­пускается уменьшить это расстояние, но не ме­нее, чем до 3,1 м от оси пути.

13.10. Высоту пола пассажирских платформ над уровнем верха головки рельса и расстояние от оси пути до края платформы следу­ет принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 9238—83.

При переустройстве существующих станций допускается сохранять пассажирские платфор­мы высотой не менее 915 мм, за исключением платформ на пригородных электрифицирован­ных участках с моторвагонной тягой.

Существующие не подлежащие переуст­ройству низкие платформы высотой не более 200 мм и не менее 150 мм от верха головки рельса до пола платформы допускается не ре­конструировать.

13.11. Основные и промежуточные плат­формы должны соединяться переходами на уровне верха головок рельсов или в разных уровнях.

Переходы в разных уровнях следует пре­дусматривать на пассажирских станциях, а так­же на других станциях и остановочных пасса­жирских пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями с интенсивным движением поездов (50 и более пар в сутки), а также на линиях, где предусматривается дви­жение пассажирских поездов со скоростями более 120 км/ч при пассажиропотоке через переход более 75 000 чел. в год. На существу­ющих станциях в отдельных случаях при сохра­нении переходов в одном уровне с верхом го­ловок рельсов они должны ограждаться и оборудоваться сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

При выборе типа переходов в разных уров­нях преимущества следует отдавать тоннелям. Пешеходные мосты для районов с продолжи­тельной зимой, а также для районов интенсив­ного гололедообразования следует проектиро­вать крытыми (остекленными, галерейного ти­па). При соответствующем обосновании допу­скается устройство конкорсов над пассажир­скими платформами, служащих для перехода и одновременно местом ожидания пассажиров перед посадкой в поезд.

13.12. Ширину пешеходных тоннелей следу­ет принимать в зависимости от величины пасса­жирского потока, но не менее 3 м.

Ширину пешеходных мостов, предназначенных для прохода пассажиров, следует при­нимать не менее 2,25 м.

Переходы, соединяющие основные и про­межуточные низкие платформы на уровне вер­ха головок рельсов, следует проектировать ши­риной не менее 3 м, а при осуществлении багажных и почтовых операций — не менее 4 м.

Ширина сходов с пешеходного моста и вы­ходов из тоннеля должна определяться по расчетному пассажирскому потоку и быть не менее 2 м при двух выходах на платформу.

При проектировании пешеходных мостов и тоннелей в необходимых случаях следует пре­дусматривать устройство направляющих ограж­дений, препятствующих переходу через пути людей в не установленных для этих целей ме­стах.

13.13. У высоких платформ при отсутствии переходов в разных уровнях следует проекти­ровать торцовые сходы; для платформ, обслу­живающих поезда с багажными и почтовыми вагонами, надлежит предусматривать возмож­ность передвижения тележек между платфор­мой и вокзалом.

Сходы а полевую сторону у боковых плат­форм следует проектировать через каждые 50 м при интенсивном пассажиропотоке, а в прочих случаях — через каждые 100 м. Шири­на сходов должна соответствовать половине ширины платформы, но быть не менее 2,5 м.

13.14. На пассажирских станциях при соот­ветствующем обосновании допускается устрой­ство отдельных багажно-почтовых платформ со специальными тоннелями с подъемниками или пандусами.

13.15. 3 пунктах, устанавливаемых заданием Министерства путей сообщения Российской Фе­дерации (в крупных узлах, административных, промышленных и курортных центрах и г. п.). допускается проектировать пути и платформы для приема, отправления и длительной стоянки туристско-экскурсионных поездов с необходи­мыми устройствами для обслуживания пасса­жиров (освещение, водопровод, канализация).