logo
СТН Ц-01-95

Пожаротушение

25.11. Проектирование пожарных дело на железнодорожных станциях и в поселках, раз­мещение и определение количества машин, должны выполняться в соответствии с требова­ниями главы СНиП 2.07.01—89, а для произ­водственной зоны — в соответствии с требова­ниями главы СНиП II—89—80***.

Вид пожарной охраны, количество и тип по­жарные автомобилей и пожарных поездов на станции следует определять комиссией в со­ставе представителей заказчика, генеральной проектной организации и органов государст­венного пожарного надзора.

Место стоянки пожарного поезда должно располагаться на пути с двухсторонним выхо­дом, вблизи основных и пожароопасных объ­ектов станции, а также пожарных депо.

При проектировании пожарной автоматики необходимо руковод­ствоваться перечнем зда­ний и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения, утвержденным МПС России, СНиП 2.04.09—84 и отраслевыми, стандартами по установкам ав­томатического пожаротушения.

25.12. В парках сортировочных, грузовых, участковых и пассажирских станций с числом путей свыше 20 через каждые 300 м на рас­стоянии 10 м от пожарных гидрантов надлежит устанавливать металлические ящики-шкафы (высота 1,6 м, ширина 1 м, глубина 0,6 м) для размещения в них кнопочных извещателей по­жарной сигнализации и пожарно-технического вооружения: пожарной колонки, пожарных ру­кавов, стволов и разветвления. Приемно-контрольные пункты пожарной сигнализации и дис­танционную систему включения пожарных на­сосов (насосов-повысителей) необходимо раз­мещать в помещениях дежурных по станциям. Помещения дежурных по станциям следует обеспечить прямой телефонной связью с цент­ральным пунктом пожарной связи (ЦППС).

Территорию станции в целом необходимо оборудовать системами извещения о пожаре.

25.13. Дороги, проезды и подъезды к по­жарным водоисточникам (гидрантам, водо­емам — искусственным и естественным), зда­ниям и сооружениям, а также железнодорож­ные переезды должны иметь твердое покры­тие и в ночное время освещаться. Допускает­ся использование для подъезда спланирован­ных поверхностей.

Устройство автомобильных дорог на желез­нодорожных станциях, проездов в рабочие парки и переездов через пути, их количество и ширину, наличие площадок для разворота по­жарных автомобилей, в том числе и около во­доисточников, следует предусматривать в за­висимости от протяженности парков, количест­ва в них путей с учетом требований СНиП II—89—80***.

25.14. На промежуточных станциях и не­больших железнодорожных объектах ширина пожарных подъездов должна быть не менее 3,5 м.

25.15. При пересечении в одном уровне железнодорожных путей и пожарных проездов следует предусматривать переезды через железнодорожные пути за пределами их по­лезной длины. Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспе­чивающее проезд пожарной техники, до стен зданий и сооружений необходимо определять согласно СНиП II—89—80***.

25.16. В парках станций с числом путей бо­лее трех необходимо через каждые 150 м предусматривать устройство междушпальных лотков для протаскивания пожарных рукавов под рельсами.

Число лотков следует определять исходя из расхода воды на наружное пожаротушение и размещение в одном лотке двух пожарных рукавов.

На станциях с числом путей 10 и более для подачи огнетушащих средств от передвижной пожарной техники или пожарных колонок че­рез каждые 150 м следует предусматривать соответствующие устройства.

25.17. Отключение секций контактной сети на станциях и снятие остаточного напряжения а проводах должно осуществляться дистанцион­но с единого централизованного пункта, кото­рый следует размещать так, чтобы время вы­дачи письменного разрешения на подачу огне­тушащих веществ с момента получения изве­щения о пожаре не превышало 10 мин.

25.18. На сортировочных, участковых, грузо­вых и пассажирских станциях необходимо уста­навливать световые или флюоресцентные ука­затели пожарных водоисточников.

25.19. Противопожарное водоснабжение зданий, сооружений и устройств станций следу­ет проектировать в соответствии с требования­ми СНиП 2.04.02—84, СНиП 2.04.01—85 и СНиП 2.11.03—93.

Расчетный расход воды на наружное пожа­ротушение для станций должен приниматься по максимальному расчетному расходу воды, требуемому на пожаротушение зданий, соору­жений или вагонов.

25.20. Противопожарное водоснабжение в парках станций, на которых производятся рас­формирование, формирование, погрузочно-разгрузоч­ные операции и отстой составов или группы вагонов свыше 20 единиц подвижного состава (в том числе цистерн с ЛВЖ и ГЖ) не­обходимо предусматривать из водопровода, как правило, объединенного с водопроводом станций или водопроводом городской сети.

При числе единиц подвижного состава на станции менее 20 противопожарное водоснаб­жение допускается предусматривать из пожар­ных водоемов или естественных водоисточни­ков.

Примечание. При организации противопожарного во­доснабжения из пожарных водоемов их расстояние до крайнего пути парка станции должно быть не более 100 м, а из естественных водоисточников — не более 500 м с обязательном устройством к ним дорог, площа­док размером 18´18 м для разворота пожарном техники и пирсов для забора воды с установкой не менее пяти автомобилей.

Таблица 27

Расчетное чис­ло ваго­нов в парке или на стан­ции

100

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1800

2000

Более 2000

Расход воды, л/с

30

50

70

95

110

125

140

150

160

165

170

175

Примечания. 1. Расчетное число вагонов следует принимать для сортировочной, участковой и грузовой станции по одному парку с максимальным числом путей и подвижного состава, для пассажирской и промежуточ­ной станции — в целом по станции.

2. Расчетное число вагонов необходимо определять по формуле (с учетом перспектив развития станции):

где Nв — число вагонов в парке или на станции в часы их максимальной загруженности, ваг.; Nп — число путей в парке или на станции, шт.; Lп — полезная длина путей парка (станции), м; Lв — средняя длина одного вагона, м; g — плотность (уровень) заполнения путей вагонами, в долях от единицы, но не менее 0,5.

3. При наличии в парке сортировочной, участковой или грузовой станции одновременно с вагонами более 20 цистерн с ЛВЖ и ГЖ расход воды на наружное пожаротушение необходимо принимать согласно п. 25.22 настоя­щего раздела.

25.21. Расходы воды на наружное пожаро­тушение (на один пожар) подвижного состава с твердыми горючими материалами и вещества­ми, находящегося а парках участковой, сорти­ровочной, грузовой или пассажирской станции в целом надлежит принимать по табл. 27.

25.22. При наличии а парке сортировочной, участковой и грузовой станции до 20 цистерн с ЛВЖ и ГЖ расход воды на пожаротушение следует принимать 110 л/с, до 50 цистерн — 140 л/с, до 100 цистерн — 165 л/с, более 150 цистерн — 195 л/с независимо от числа ваго­нов с твердыми горючими материалами.

При расчете объема резервуаров для хра­нения неприкосновенного пожарного запаса (НПЗ) воды для ценообразования (тушения пе­ной) необходимо принимать расход воды 80 л/с а течение 10 мин (с учетом, трехкратно­го запаса), а на охлаждение цистерн 30, 60, 85 и 115 л/с в течение 3-õ часов, соответственно, для 20, 50, 100 и более 100 цистерн в парке станции.

25.23. Расчетный расход воды на пожаротушение в парке станции принимается по боль­шему расходу воды согласно требованиям пп. 25.21 и 25.22.

25.24. При расчетном расходе воды на по­жаротушение в парках станции более 110 л/с недостающий расход воды допускается пре­дусматривать из пожарных водоемов.

25.25. При организации пожаротушения по­движного состава в парке станции из пожарных водоемов или естественных водоисточников необходимо руководствоваться требованиями п. 25.20 настоящего раздела. Расстояние меж­ду пожарными водоемами должно быть не более 300 м, вместимость водоемов необхо­димо принимать исходя из расчетного расхода воды на тушение пожара в парке станции с учетом требований СНиП 2.04.09—84. СНиП 2.11.03—93 и п. 25.22 настоящего раздела.

25.26. Сеть противопожарного водопровода следует принимать кольцевой. При числе стан­ционных путей до 5 включительно кольцевую сеть противопожарного водопровода допуска­ется располагать с одной стороны путей. Диа­метр сети противопожарного водопровода не­обходимо принимать исходя из обеспечения расчетного расхода воды на наружное пожа­ротушение и давления у наиболее удаленных пожарных гидрантов не менее 4 кгс/см2. Рас­стояние между пожарными гидрантами долж­но быть не более 150 м.

25.27. Расход воды на наружное пожароту­шение открытых площадок хранения контейне­ров грузоподъемностью до 30 г следует при­нимать в зависимости от числа контейнеров:

30—50 шт. — 15 л/с; 1001—1500 шт. — 60 л/с;

51—100 шт. — 20 л/с; 1501—2000 шт. — 80 л/с;

101—300 шт. — 25 л/с; свыше 2000 шт. — 100 л/с.

301—1000 шт. — 10 л/с;

25.28. В зданиях тяговых подстанций элект­рифицируемых железных дорог внутренний противопожарный водопровод предусматри­вать не следует.

25.29. Устройства наружного пожаротуше­ния зданий, сооружений и оборудования тяго­вых подстанций электрифицируемых участков железных дорог независимо от напряжения и единичном мощности трансформаторов допу­скается не предусматривать при отсутствии в местах их расположения систем централизованного водоснабжения.

При расстоянии тяговых подстанций до сис­тем централизованного водоснабжения не бо­лее 500 м наружное пожаротушение зданий, сооружений и оборудования тяговых подстан­ций с трансформаторами единичной мощно­стью 63 МВ·А и более следует предусматри­вать из этих систем или из емкостей (резервуа­ров, водоемов), пополняющихся из водопрово­да.

Расчетный пожарный расход воды должен приниматься наибольшим из необходимых для тушения пожара зданий тяговых подстанций или масляных трансформаторов.

25.30. При проектировании зданий для уст­ройств сигнализации, блокировки и связи на малых ( с количеством стрелок до 30) станци­ях, разъездах и пассажирских остановочных пунктах, где отсутствуют системы централизо­ванного водоснабжения, при объеме здании до 1000 м3 и категории по взрывопожарной и по­жарной опасности "В" устройства наружного пожаротушения допускается не предусматри­вать.