logo
Bezopas_dvizhenia_rus_2

8.5. Негативные факторы влияния на состояние автомобильных дорог

Автомобильными дорогами страны двигаются разные виды автомашин : автобусы, легковые и грузовые автомобили, автопоезда. В сельскохозяйственных районах на дорогах возможное движение тракторных поездов с несколькими прицепами. Допускается также проезд мотоциклов и сельскохозяйственных машин на резиновых шинах. Гусеничные машины, которые разрушают дорожную одежду, и конные тележки должны ехать по параллельным грунтовым дорогам или по специально устроенным тракторным путям.

Как и любое инженерное сооружение,дорога может обеспечивать пропуск только тех нагрузок и в том количестве, на которые она была рассчитана при проектировании. Между тем прогресс в автомобилестроении ведет к непрерывному совершенствованию и изменению типов автомашин. При этом существует стойкая тенденция до увеличения грузоподъемности автомобилей и более широкого использования автопоездов.

Каждая дорога служит десятки лет и потому невозможно загодя точно спрогнозировать и учесть параметры автомобилей, которые будут ездить по ней в будущем. В экономическом плане нецелесообразно строить дороги с избыточным запасом прочности, рассчитанным на много лет вперед. Элементы автомобильных дорог при пректировании правило, приспосабливаются к существующим стандартам на габариты и другие параметры автомобилей.

В течение последних лет резкоизменился состав автомобильных потоков, которые двигаются автомобильными дорогами Украины. Выгодное геополитическое положение нашей страны привело кувеличению потока грузовиз Западной Европы, которые перевозятся современными автопоездами повышенного веса. Это повлекло кростув транспортном потокеколичества транспортных средств с большой нагрузкой на ось.

Разрушающее влияние транспортных средств на дорожную одежду характеризуетсяследующими факторами:

Сверхнормативная для данной дороги нагрузка на осьпредопределяет разрушениедорожногопокрытия пропорционально отношению действующей нагрузки к нормативному в степени 4,4. Поскольку основная протяжность украинских дорог I категории по капитальности дорожнойодежды отвечает осевой нагрузке 10 т, разрушающее влияние на них наиболее распространенных в западных странах автомобилей с осевым нагрузка 11,5 т и 13 т будет представлять1,85-3,17.

Для дорог II категории разрушительное влияние будет намного больше. Таким образом,проезд транспортных средств с большой нагрузкой на ось дорогами Украины приводит к резкому сокращению сроков службы дорожной одежды и преждевременного ее разрушения.

Большой общий вес многоосного транспортного средстваприводит к разрушению искусственных сооружений на автомобильных дорогах идорожнойодежды даже при условиях, что осевая нагрузка не превышает допустимое для данной дороги. В данном случае к разрушению приводит не только суммарное действие весы на все вехе, но и большое общий вес.

Рост скорости движения транспортных средствприводит к повышению динамического влияния транспортного средства на дорожную одежду с коэффициентом до1,3, то есть практическиповышаетна 30 % действующую нагрузкуи, как следствие, ведет к увеличению разрушающего действия. Повышение скоростидвижениявсего транспортного потока, в том числе и легковых автомобилей, особенно с шипованными шинами, даже на дорогах II категории приводит к повышенному износу верхних слоев в результате истирания. Дорожные одежды дорог II категории не в достаточной мере готовы к пропуску отмеченных транспортных средств, которые двигаются со скоростями свыше 100 км/ч.

Следует заметить, что упомянутые выше особенности современного дорожногодвижения, связанные с увеличением количества транспортных средств иностранного производства,требуют увеличения расходовна эксплуатационное содержание, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, особенно I и II категорий.

Заметим, что указанные расходы не покрываются средствами, полученными за проезд территорией Украины транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, а также транспортных средств иностранных государств. Более того, даже эти небольшие средства направляются не на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а поступают в общий фонд Государственного бюджета.

Относительно механизма финансирования дорог общего пользования наиболее социально-экономический справедливым являетсяпринцип "пользователь платит". Этот принцип позволяет лучше всего распределить груз расходов на дорожное хозяйство и достичь динамического равновесия между спросом и предложением на пропускную способность дорожной сети. Поддержание существующей сети автомобильных дорог в надлежащем состоянии и покрытия убытков, нанесенных дорогам большегрузным и крупногабаритным транспортом, а также транспортом, который двигается со сверхнормативной скоростью, должно осуществляться за счет владельцев такого транспорта. Поэтому:

- плата за проезд дорогами транспортных средств, весовые и габаритные параметры которых превышают нормативные, должен обязательно направляться на строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатационное содержание дорог, а ее размер должен быть достаточным для покрытия нанесенных убытков;

- штрафы за превышение установленной для данного участка дороги скорости должны распределяться между ГАИ и дорожными фондами, причем размер платежа вдорожныйфонд должен быть достаточным для компенсации разрушающего влияния на дорожное покрытие.

Постоянный рост интенсивности движения автотранспорта и увеличения массы автомобилей способствует интенсивному физическому износу и конструкций мостовых сооружений. Сегодняшнее техническое состояние этих сооружений, а особенно конструкций мостового полотна и ответственных узлов соединения элементов пролетних строений, в целом является неудовлетворительным и таким, которое представляет угрозу для безаварийного функционирования как самих сооружений, так и дорожной сети.

Значительное количество мостовых сооружений (52%) были построены по техническим нормам, которые действовали до 1962 года, и в настоящее время не отвечают условиямдвиженияавтотранспорта как по грузоподъемности, так и за габаритам проезжей части. На сегодняшний день насчитывается 8370 таких сооружений, то есть, больше половины от общего количества, из них 420 - в аварийном состоянии.

46,4% мостовых сооружений, которые имеют ограниченный габарит, рассчитанный на нагрузку по схеме Н-10 (Н-13) и лишь отдельные - по схеме НГ-60, то есть в подавляющем большинстве не удовлетворяют условиямдвижениясовременных транспортных средств. На пути осуществления работ из увеличения ширины таких сооружений стоят проблемы налаживания специального производства сборных железобетонных балок, конструкция которых была бы совместима со старыми типами пролетних строений. Да, в существующих оснастках для производства пустотных плит возможно изготовлять элементы длиной 11,36; 14,06; 16,76 м, тогда как для сооружений с пролетами 22,16; 32,96 м и больше изготовление плит для увеличения ширины сооружений и их ремонта является достаточно проблематичным. Основное количество сооружений, которые остаются нерасширенными на данное время, имеет именно пролеты 22,16; 32,96 м и больше. Подавляющее большинство таких сооружений находятся на магистральных и региональных дорогах.

Не всегда обоснованное применение типичных проектов, отсутствие единой системы эксплуатации мостовых сооружений, неудовлетворительное качество материалов и производства работ в сравнении с европейскими требованиями являются главными недостатками отечественного мостостроенияза последние полвека. Сегодня значительное количествомостовых сооруженийимеет непривлекательный вид инаходится в неудовлетворительном техническом состоянии.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. _№ 30 "О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами" и новыми Правиламидорожного движенияна отдельных маршрутах повышены допустимые весовые и габаритные параметры. Настоящими нормативными актамипозволяется по специальным правилам на установленных Минтрансом совместно с Госавтоинспекцией маршрутах движение транспортных средств с параметрами:

- общей массой - до 40 т (для контейнеровозов - 44 т);

-нагрузкой на одиночную ось - до 11 т, на сдвоенной оси - до 18 т, на строеннй оси - до 24 т;

- высотой от поверхности дороги для контейнеровозов - до 4,35 м.

В первую очередь отмеченные маршруты устанавливаются на направлениях международных транспортных коридоров.

Справочно:

Согласно Правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств территорией Украиныосновным документом, который дает право на их движение автомобильными дорогами, улицами и железнодорожными переездами и определяет условия и режим проезда,является разрешение.

Разрешение выдается:

департаментом ГосавтоинспекцииМВД-в случае выезда за пределы Украины или въезда на территорию Украины;

департаментом Госавтоинспекции МВД или управлениями (отделами) Госавтоинспекции главных управлений МВД в областях -если маршрут пролегает в пределах области, между областями или между административно-территориальными единицами;

городскими или районными подразделениями Госавтоинспекции -если маршрут проходит в пределах города, района;

по согласованию перевозчика с:

Укравтодором- в случае, когда маршрут проходит по автомобильным дорогам общего пользования нескольких областей;

соответствующей организацией, которая принадлежит к сфере управления Укравтодора в области,- если маршрут не выходит за пределы одной области;

владельцами автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов- если маршрут проходит улицами населенных пунктов;

службами городского электротранспорта, электросети, электрификации, электросвязи, мостового хозяйства- в случае когда высота крупногабаритного транспортного средства с грузом или без него от поверхности дороги представляет более чем 4,5 метра;

дистанцией колеи железной дороги или владельцами переездов- если маршрут транспортного средства, габариты которого превышают по ширине 5 метров, длиной 26 метров, и высотой 4,5 метра, а общая масса превышает 52 тонны, проходит через железнодорожные переезды.

Если общая масса транспортного средства превышает 60 тонн, владелец автомобильных дорог или улиц принимает решение о проведении (за счет заказчика) специального обследования или/и испытания зданий, сооружений и сетей на маршруте и об их укреплении в случае необходимости.

Разрешение выдаетсяна одноразовый или многоразовый (в случае осуществления постоянных проездов по одному маршруту тем же транспортным средством, но не более чем на три месяца) проездкрупногабаритного транспортного средствав период наименьшей интенсивностидвижения.

В зависимости отдорожных условий, габаритов, массы транспортного средства и особенностей груза, который перевозится, в разрешении может бытьограничена максимальная скоростьдвижениякрупногабаритных транспортных средств на всем маршруте или на отдельных его участках.

Во время выдачи разрешения подразделением Госавтоинспекции определяется необходимость сопровождения крупногабаритного транспортного средства патрульным автомобилем Госавтоинспекции или автомобилем прикрытия.

Обязательным является сопровождениетранспортного средства в случае, когда его параметры превышают:

по ширине 3,5 метра или по длине 24 метра -автомобилем прикрытия;

по ширине 3,75 метры или по длине 30 метров или он во времядвиженияхотя бы частично будет занимать полосу встречногодвижения- патрульным автомобилем Госавтоинспекции.

Условиядвиженияскоростных автомобилей с общей массой 40-44 тонны требуют доведения параметров дорог и мостовых сооружений к современным нормативным требованиям, среди которыхсостояние дорожной одежды, габарит проездной части мостовых сооружений и их грузоподъемностьявляются основными. Особенно это касается автодорог по направлениям транспортных коридоров (каких через территорию Украины пролегает семь) и европейских автомагистралей категории "Є" (18 дорог). Наиболее очевидными узкими местами таких дорог в Украине являются:

отсутствие в некоторых областных центрах объездных дорог, что ограничивает скоростьдвижениятранспорта и негативно влияет на окружающую среду и безопасностьдвиженияв пределах населенных пунктов;

неудовлетворительное техническое состояниедорожнойодежды и мостовых сооружений;

·низкий уровень сервисной инфраструктуры.

В целом,технический уровень большинства украинских дорог не отвечает постоянно растущей интенсивности движения автотранспорта и параметрам современных грузовых автомобилей.Транспортно-эксплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог является неудовлетворительным. Из чего вытекает резонный вывод, что проезд большегрузных автомобилей и скорость ихдвиженияпо большинству дорог Украины следует ограничивать.