Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
На сегодняшний день актуальной проблемой является исследование функционального состояния водителя - оператора динамического объекта.
Много внимания уделяется изучению и разработке новых методов оценки функционального состояния операторов динамических объектов (водители автотранспорта, операторы атомных электростанций, тракторов, строительно-дорожных машин, машинистов локомотивов, летчиков и др.). Но не все они могут осуществлять оценку функционального состояния оператора в реальном времени.
Используются объективные и субъективные показатели для контроля и оценки функционального состояния операторов. К объективным показателям можно отнести измерение разных физиологичных показателей: электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления, электроэнцефалограммы (ЭЭГ), кожно-гальванической реакции (КГР), активности дыхания и потовыделения, пальца, уровню кортизола в крови; видеоконтролю поведения, регистрации частоты коммуникаций и результатов деятельности (скорость и темп выполнения, количество и харак-тер ошибок). Последние позволяют оценить надежность и эффективность выполнения оператором поставленных заданий. К субъективным методам можно отнести разнообразные опросы.
Динамику напряжения состояния можно оценить использованием метода - электропневмографии, при котором изучается частота и глубина дыхания. Электроэнцефалограмма позволяет получить информацию как о работе отдельных центров, так и о состоянии центральной нервной системы в целом. Существует определенная связь между эмоциональным напряжением человека и электрическим сопротивлением кожи. Степень эмоционального возбуждения человека можно оценить с помощью электромиографии.
Окулография позволяет бесконтактно оценивать функциональное состояние водителя во время движения в режиме реального времени, путем изучения процесса распределения его внимания в реальных дорожных условиях. Метод оценки функционального состояния водителя - фосфен, который основан на фиксации возникновения ощущения мигающего света на краях поля зрения при прямом раздражении сетчатки глаза переменным током, также дает возможность бесконтактно в режиме реального времени оценивать функциональное состояние водителя.
Методы субъективного тестирования получили широкое приложение для определения функционального состояния водителя. Они оценивают эффективность деятельности оператора по его уровню психического напряжения и социальным, психическим и физиологичным свойствам. Использование только тестовых методов для оценки состояния человека и степени усталости является недостаточным и неудобным.
О наличии нервно - эмоционального напряжения можно узнать путем анализа концентрации в слюне водителя натрия и калия, или на основе анализа речи оператора. Еще одним из бесконтактных методов анализа состояния человека есть актграмма - регистрация непроизвольных перемещений положения тела оператора.
Методы измерения сердечно-сосудистой активности (частоты сердечных сокращений - ЧСС, сердечного ритма - ВСР) расцениваются многими авторами, как наиболее перспективные. Основой для такого вывода является: простота использования оборудования для регистрации ВСР, разработан математический аппарат анализа показателей, чувственность показателей ВСР к кратковременным изменениям психической нагрузки. Анализ физиологичных механизмов регуляции сердечного ритма дает возможность получить информацию о функциональном состоянии всего организма. Однако многочисленные опыты с использованием показателей ВСР осветили ряд методологических и методических проблем, а именно: отсутствие общепринятой физиологичной интерпретации разных показателей ВСР, накопления противоречий при сравнении результатов разных исследований, которые отображают разнонаправленную динамику показателей ВСР при оценке одинаковых процессов.
Следовательно, подытоживая вышеприведенное, сделаем вывод, что существует много методов оценки функционального состояния водителей. Но не все они могут осуществлять оценку функционального состояния водителя в режиме реального времени. Анализ сердечного - сосудистого ритма - один из методов исследования и оценки состояния вегетативной регуляции физиологичных механизмов организма, который является наиболее эффективным из всех существующих методов обработки полученных показателей работы оператора.
- Безопасность движения
- 1. Общие вопросы бд
- 2. Законодательство в сфере безопасности дорожного движения Закон Украины «о дорожном движении»
- Закон Украины об автомобильном транспорте
- 3. Правила дорожного движения
- 4. Система управления безопасностью движения на автомобильном транспорте
- 5. Государственный контроль на автомобильном транспорте
- Государственная автомобильная инспекция министерства внутренних дел
- Служба безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций
- 6. Основы психофизиологиии поведения водителя
- 6.1. Психологические характеристики человека-оператора и ее деятельность
- 6.2. Психологическое состояние человека в процессе труда
- 6.3. Психологическая безопасность водителя
- 5.6.1. Психограмма водителя
- 6.4. Психофизиологические качества водителя
- 6.5. Эмоции и их роль в психологической безопасности водителя
- Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
- 7. Безопасная конструкция автомобиля
- 7.1. Сведения о видах безопасности автомобиля
- 7.3. Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей
- 8. Требования безопасности к состоянию автомобильных дорог
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 8.2. Классификация автомобильных дорог
- 8.3. Составляющие автомобильной дороги
- 8.4. Безопасность движения на опасных участках дорог.
- 8.5. Негативные факторы влияния на состояние автомобильных дорог
- 8.6. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- 8.7. Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, оборудования автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- Практические занятия Методы психодиагностики профессионально важных качеств водителя
- Тест № 1 (Мюнстерберга)
- Тест №2
- Тест №3( Руфье- Диксона)
- Тест №4 "Методика диагностики степени готовности к риску"
- Тест № 5. Проверка воображения
- Тест № 6. Проверка умственных способностей
- Задача 1. Визначення гальмівних властивостей автомобілів
- Порядок виконання роботи
- Задача 2. Визначення поперечної стійкість автомобіля
- Порядок виконання роботи
- Задача 3. Визначення ступеня безпечності ділянок дорожньої мережі