1. Общие вопросы бд
Нарушение правил безопасности движения средствами автомототранспорта и городского электротранспорта, обусловливает появление дорожно-транспортных происшествий (ДТП), которые относятся к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Большинство ДТП происходят в результате неправильных действий водителей или других участников дорожного движения. Их причинами могут быть и действия (или бездеятельность) других лиц - пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.
Несоответствие темпа прироста количества автотранспорта развитию улично-дорожной сети, низкие эксплуатационные качества транспортных магистралей, недостаточный уровень подготовки водителей, физический износ транспортных средств, правовой нигилизм участников дорожного движения требуют разработки и внедрения адекватных мероприятий по снижению аварийности со стороны всех заинтересованных ведомств и организаций, коммерческих и других структур.
Рост всех основных показателей аварийности можно предотвратить с помощью организованной профилактической работы с участниками дорожного движения. Сегодня это направление одно из приоритетных. Таким образом, возникает необходимость разработки и внедрения соответствующих научно-обоснованных проектов относительно обеспечения качества и профессионального мастерства подготовки водителей, и безопасности функционирования дорожно-транспортной среды. Тесное взаимодействие процессов учебы водителей и специалистов с совершенствованием дорожно-транспортной среды и с надлежащей организацией дорожного движения, существенно влияет на безопасность жизнедеятельности населения.
Один из путей рационального решения проблем безопасности дорожного движения заключается в ее системном рассмотрении и оптимизации основных факторов этой системы на основе разработки и эффективной реализации организационных, методических, технических и информационных средств управления. Разработка методов, моделей и критериев и использования их в процессе подготовки, переподготовки и сертификации водителей является основой для формирования соответствующих проектов.
Разработка и усовершенствование новых стратегий, методов и средств пассивной и активной безопасности уличной сети дает позитивные результаты. Особенное внимание в области исследования безопасности дорожного движения стоит уделить внедрению в эту область прогрессивных последних разработок, таких как теории ситуационного (адаптивного) управления, теории принятия решений и др.
Данные по ДТП свидетельствуют о том, что негативное проявление человеческого фактора является причиной более 80 % ДТП. Нужно учесть и различать случаи, когда водитель должен был и мог предпринять необходимые действия по предотвращению события и когда формально должен был это сделать, но не мог этого выполнить через неполную или недостаточную профессиональную подготовку. Участники движения и пешеходы надеются что опасность, которая носит вероятный характер, их не коснется. Если водитель часто нарушает правила движения, и при этом ничего опасного не происходит, он теряет способность адекватно реагировать на опасность. Аналогичная и реакция пешеходов. В целом безопасность движения можно рассчитать с учетом ряда количественных показателей, которые могут быть описаны такими множествами, которые можно представить в виде функционалу
С Т Ч = ФБД
где Ч - возможности человека как оператора транспортного средства; Т- основные показатели транспортного средства; С- основные показатели внешних факторов среды.
В свою очередь, каждый элемент функционалу возможно рассмотреть более детально и разбить на детальные показатели такие как: специальные свойства транспортного средства, надежность ТС, обзор внутри салона, габариты ТЗ, пробег, последнее прохождение ТО , эргономичные свойства ТЗ; внимание и реакция человека, стаж и опыт работы, возраст и пол водителя, условия прохождения повышения квалификации и профессиональной пригодности, медицинские показатели; геометрические факторы дороги или ситуации, видимость, климатические условия, информированность водителя дорожными средствами, физические факторы.
Отмеченные множества образуют структуру, объединенную концепцией и принципами, заложенными в основу безопасного функционирования автотранспортной системы, которая определяет стратегию «вовремя увидеть, - быстро, правильно отреагировать». Следовательно, при анализе состояния исследования проблем безопасности транспортной систем, необходимо учитывать ожидаемые условия эксплуатации ТЗ, динамику и развитие любой дорожно-транспортной ситуации, приспособленность и умение человека к быстрому и правильному реагированию.
Ключевые проблемы безопасности, связанные с человеческим фактором, включают разные аспекты: определение уровней рабочей нагрузки на водителя и оценку степени усталости; учебу и подготовку водителей для предотвращения транспортных событий; развитие профессиональной способности водителя; влияние автоматизации на организацию работы водителя; медицинские показания и проблемы старения, учет индивидуальных свойств характера водителя и др.
Определение уровней рабочей нагрузки на водителя, как оператора транспортного средства, должно вестись с учетом характера сложности задания, эмоционального напряжения, величины информационной загрузки, сложности и неординарности принятых решений, резерва времени на выполнение работы. Уровень рабочей нагрузки должен находиться в пределах нормального, что характеризуется наилучшими условиями восприятия, умственной и физической деятельности с сохранением работоспособности в течение сравнительно большого времени. При превышении уровня рабочей нагрузки больше нормального, наступает усталость.
Для водителей роль учебы и подготовки в предотвращении транспортных событий достаточно значительна и являет собой важнейший элемент безопасной, надежной и прибыльной эксплуатации подвижного состава. Первостепенным при учебе является определение предметов и программ учебы, направленных на уменьшение частоты транспортных событий. Важное место уделяется выбору методики подготовки персонала, который осуществляет эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств. Большой интерес вызывает использование в процессе учебы новых методов, техники, в том числе тренажеров и учебных комплексов. Уровень безопасности дорожного движения можно характеризовать уровнем риска, а точнее его количественной характеристикой - вероятностью неблагоприятных состояний из выше отмеченного функционала. Эту вероятность, возможно, рассчитывать перед началом движения, в процессе движения, при анализе каждого отдельного маршрута движения. Уровень риска на маршруте определяется уровнем свойств, то есть состоянием всего комплекса характеристик безопасности дорожного движения, которое включает у себя транспортное средство, водителя, пешехода, состояния среды, а также активной взаимосвязи всех свойств между собой. Таким образом, безопасность дорожного движения, эффективность использования ТС зависят от успешного функционирования системы «транспортное средство - водитель - среда », которая в свою очередь в значительной степени зависит от эффективности человеческого фактора.
Важным моментом при управлении безопасностью дорожного движения является создание банка принятых решений, а также ознакомление с полученными решениями участников дорожного движения. Определяются типичные случаи, при которых возникают ДТП, которые имеют тенденцию повторяться. Эти ситуации, можно, программировать в информационных системах, и изучать и нарабатывать ситуации, которые помогут совершенствовать процессы учебы. Оптимизация уровня ДТП может быть достигнута за счет комплексной реализации, взаимосвязанного множества соответствующих проектов, которые в целом совпадают с основными элементами системы безопасности дорожного движения, с некоторой трансформацией этих элементов (рис.1).
Влияние психомоторных функций связано с оценкой правильности приема информации и реакцией на нее водителя в сложных и критических ситуациях. Профессиональная умственная способность водителя обеспечивает принятие решений. Она представляет серьезную и недостаточно изученную проблему. Невзирая на это, в процессе движения человек, управляющий транспортным средством, сталкивается с необходимостью решения вопросов, которые не могли быть загодя предвидены, изученные и рассмотрены в процессе учебы. Водитель должен в течение ограниченного времени продумать разные варианты решений и предусмотреть следствие принятия каждого из них, в результате чего выбрать лучше.
Следовательно, по приведенным выше соображениям человеческий фактор является наиболее влиятельным. В свою очередь надежность водителя связана с ответственностью за безопасность движения - это многофакторная система, суть которой возможно возвести в первом приближении, к таким понятиям:
- надежность водителя - возможность безошибочно управлять автомобилем;
- психофизиологическая пригодность человека к выполнению функций по управлению транспортным средством повышенной опасности;
- профессиональное мастерство - умение руководить транспортным средством эффективно, безопасно, уютно в любых дорожных ситуациях.
Разработка оптимального количества контролируемых параметров и определение уровня готовности водителя для формирования оптимальных последовательностей действий в экстремальных ситуациях является актуальной проблемой.
Обеспечение эффективного существования дорожно-транспортной сети, зависит от трех компонентов известной системы " транспортное средство - водитель - среда ". Каждый из этих компонентов включает у себя большое количество факторов, которые имеют весомое влияние на безопасность дорожного движения. Взаимосвязь и совершенствование каждого из этих факторов, положительно изменяют условия, при которых случаются дорожно-транспортные приключения. Своевременное использование изменений и взаимосвязей элементов системы требует системной постановки и решения множеств задач, включая все факторы, которые относятся к этой системе.
Проекты обеспечения необходимого уровня безопасности дорожного движения (БДР)
Рис.1. Структурная схема основных задач в проектах обеспечения БДР
Система безопасности дорожного движения уже условно разделена на три группы:
• водитель и все процессы увязке с восприятием дорожной ситуации и умением руководить транспортным средством;
• транспортное средство как средство повышенной опасности и все его характеристики;
• среду, которая включает у себя большой аспект факторов, начиная от дорожных условий, размещения зданий, и заканчивая передвижением других участников дорожного движения.
Проведя параллели нужно определить, что многофакторность этой системы не дает возможность сразу рассмотреть и повлиять на каждый параметр, уложившись в рамки данного курса. Поэтому предлагается новый подход, определение задач и конечных целей в меньших размерах. Основные задачи внедрения системного подхода к их решению, было условно разделено на три группы.
К первой группе относятся факторы элемента "Водитель" - совершенствование подготовки водителя, переподготовка или повышение квалификации водителей, а также сертификация обслуживающего персонала всех элементов системы безопасности дорожного движения, которые включают у себя водителей, технических работников, работников образования и контролирующего персонала.
Фактор, который можно отнести ко второй группе является ключевым параметром элемента "Среда", им была признана сложность дорожной ситуации (перекресток).
К третьей группе факторов были отнесении факторы, которые влияют на безопасность автомобиля.
Таким образом, разработка моделей и методов совершенствования системы "В-ТЗ-С" позволяет ставить новые задачи, а постановка этих задач, в свою очередь, определяет направления улучшения работы отдельных звеньев системы.
Обеспечение эффективности функционирования безопасности дорожного движения требует системной постановки и решения множеств научно-методических и прикладных задач.
Системной целью функционирования системы безопасности дорожного движения должно быть уменьшение количества ДТП, количества погибших и раненных, а также уменьшение убытков от ДТП. Возведя локальные цели к единственной цели можно с уверенностью отметить, уменьшение количества ДТП должно быть главным критерием в решении поставленных задач.
К множеству задач анализа и исследования объекта управления системой относятся:
• определение основных показателей, которые влияют на мастерство водителя, процессы организации подготовки и переподготовки водителей;
• изучение причин ДТП, их взаимосвязь с элементами системы безопасности дорожного движения, изучения закономерностей функционирования системы в безопасном состоянии;
• определение параметров, которые влияют на сложность дорожной ситуации, а также разработка критериев, по которыми ситуация оценивается;
• формирование основных направлений совершенствования и развития каждого элемента системы; разработка оценки эффективности и оптимизации основных показателей системы "В-ТЗ-С";
• определение параметров, которые влияют на безопасность эксплуатации автомобиля.
Разработка и оптимизация механизмов взаимодействия отдельных звеньев СБДД предусматривает: формирование информационной базы относительно изучения причин ДТП; разработку математических моделей и критериев для эффективного влияния на процессы подготовки водителей; взаимодействия отдельных звеньев СБДД, необходимых для нормального их функционирования; формирование и оптимизацию алгоритмов для реализации в реальной среде предложенных моделей; разработка программных продуктов, как средств эффективного влияния на процессы учебы на современном этапе.
- Безопасность движения
- 1. Общие вопросы бд
- 2. Законодательство в сфере безопасности дорожного движения Закон Украины «о дорожном движении»
- Закон Украины об автомобильном транспорте
- 3. Правила дорожного движения
- 4. Система управления безопасностью движения на автомобильном транспорте
- 5. Государственный контроль на автомобильном транспорте
- Государственная автомобильная инспекция министерства внутренних дел
- Служба безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций
- 6. Основы психофизиологиии поведения водителя
- 6.1. Психологические характеристики человека-оператора и ее деятельность
- 6.2. Психологическое состояние человека в процессе труда
- 6.3. Психологическая безопасность водителя
- 5.6.1. Психограмма водителя
- 6.4. Психофизиологические качества водителя
- 6.5. Эмоции и их роль в психологической безопасности водителя
- Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
- 7. Безопасная конструкция автомобиля
- 7.1. Сведения о видах безопасности автомобиля
- 7.3. Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей
- 8. Требования безопасности к состоянию автомобильных дорог
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 8.2. Классификация автомобильных дорог
- 8.3. Составляющие автомобильной дороги
- 8.4. Безопасность движения на опасных участках дорог.
- 8.5. Негативные факторы влияния на состояние автомобильных дорог
- 8.6. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- 8.7. Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, оборудования автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- Практические занятия Методы психодиагностики профессионально важных качеств водителя
- Тест № 1 (Мюнстерберга)
- Тест №2
- Тест №3( Руфье- Диксона)
- Тест №4 "Методика диагностики степени готовности к риску"
- Тест № 5. Проверка воображения
- Тест № 6. Проверка умственных способностей
- Задача 1. Визначення гальмівних властивостей автомобілів
- Порядок виконання роботи
- Задача 2. Визначення поперечної стійкість автомобіля
- Порядок виконання роботи
- Задача 3. Визначення ступеня безпечності ділянок дорожньої мережі