logo
Bezopas_dvizhenia_rus_2

6.2. Психологическое состояние человека в процессе труда

Условия, в которых работают операторы, могут быть разными, потому что: во-первых, увеличивается количество компонентов окружающей среды, которые влияют на человека, во-вторых, — количество возможных вариантов сочетания этих компонентов весьма значительно.

Оператор может работать при повышенном или пониженном атмосферном давлении, разных температурах, шумах, излучениях, вибрации, освещении, условиях изоляции от социальной среды, ограниченного пространства и тому подобное.

К тому же задания, которые выполняет оператор, тоже разные. Одни из них требуют переработки значительного количества информации за ограниченное время, принятие ответственных решений в ситуациях дефицита времени, а другие требуют монотонного наблюдения без получения информации в течение длительного времени. Понятно, что характер задач и условий, в которых они решаются, определяет динамику психофизиологических состояний человека-оператора, то есть комплекс «близлежащие условия и задачи» определяет психофизиологическую структуру деятельности оператора и в то же время влияет на компоненты этой структуры, порождая в некоторых случаях снижение внимания, сонливость, что, в результате, снижает эффективность деятельности оператора.

Функциональные состояния оператора— это комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые непосредственно или опосредствовано, предопределяют ее трудовую деятельность.

Определять функциональные состояния оператора можно не по отдельным показателям определенных физиологических и психологических функций, а учитывая характер их взаимовлияния и взаимодействия в процессе деятельности. Кроме этого, важны только те изменения, которые касаются трудовой деятельности. В этой связи используют такие понятия, как сдвиг состояния и изменения состояния.

Сдвиг состояния характеризуется любыми отклонениями интегральных или частичных характеристик от начальных их значения. Если эти сдвиги приводят к изменению качества деятельности оператора, то употребляют термин изменения состояния.

Функциональные состояния оператора зависят от совокупности специфических свойств в структуре личности:

• особенностей темперамента, которые отображаются в динамических характеристиках хода психических процессов и в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов;

• мотивации к операторской деятельности, желанию совершенствовать свое профессиональное мастерство;

• способности к краткосрочному значительному напряжению при возникновении стрессовых ситуаций;

• эмоциональной стойкости, особенно эмоционально-проворной и эмоционально-сенсорной;

• скорости переключения, стойкости и объема внимания;

• скорости и точности сложных видов двигательных реакций, координации движений, легкости создания и превращения двигательных стереотипов;

• настойчивости и решительности в сочетании с инициативностью и самокритичностью.

Оптимальный психологический режим должен отвечать нормальной работе технического устройства.Экстремальные условия— это условия, которые требуют от работающих максимального напряжения физиологичных и психологическихфункций, которые резко выходят за пределы физиологичных норм, вызывая напряжение, факторы, которые вызывают напряжение : физиологичный дискомфорт то есть несоответствие условий труда и жилища с нормативными требованиями; биологический страх, дефи-цит времени на обслуживание; повышенная сложность задания, неудача в результате объективных обстоятельств, перегрузки информацией; конфликтные условия, ситуации.

Напряжение также связано с психологическими функциями ипрофессиональной деятельностью. Оно имеет свои разновидности:

  1. интеллектуальное напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана большим количеством проблемных ситуаций;

  2. сенсорное напряжение, вызванное большими трудностямив усвоении необходимой информации;

  1. политония, напряжение, вызванное частым переключениемвнимания в неожиданных направлениях;

  2. физическое напряжение, вызванное перегрузкой на двигательный аппарат человека;

  3. эмоциональное напряжение, вызванное конфликтными условиями, аварийной ситуацией, неожиданностью;

  4. напряжение ожидания, напряжение, которое возникает во время бездеяльности человека и поддержкой готовности к ней;

  5. мотивационное напряжение, вызванное борьбой мотивов, выбором критериев для принятия решения;

8) усталость— напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванной долговременной работой и тому подобное.

Относительно последней, характерными чертами усталости могут быть:

- сонливость (можно заснуть и сидя, и стоя)._

Состояние усталости. Процесс усталости проходит через соответствующие периоды:

1 период — так называемая врабатываемость (вход) в работу

ІІ период — максимальной работоспособности;

III период — снижение работоспособности.

Врабатываемость (вход) в работу продолжается 20-50 минут (если брать 8-часовой рабочий день) —до обеда, после обеда — 10-30 минут.

Если не сделать обеденного перерыва, то усталость может достичь верхней точки, тогда и долговременный отдых не поможет достаточному возобновлению работоспособности. Необходимо отметить, что максимум достижений успеха — среда, если брать дни недели. На протяжении года максимальная работоспособность зимой, наименьшая — в теплое время года.

Способы снятия психологического напряжения :

  1. изменение деятельности, которая вызывает усталость, другой;

  2. изменение производственных условий;

  3. пробуждение интереса к труду с помощью другой информации;

  4. чувство страха;

  5. изменение настроения;

  6. отдых, рациональный режим труда и тому подобное

  7. после 55 мин. работы — отдых 5 мин. (труд на конвейере).

Состояние монотонии. В процессе трудовой деятельности кроме состояния усталости возникает состояние монотонии, что тоже негативно влияет на работоспособность человека и, соответственно, производительностьтруда. Монотонность — это состояние сниженной психической активности, которое возникает во время длительной, постоянно повторяемой, однообразной, требующей личной инициативы, работы.Пси-хологические симптомы: чувство усталости, сонливость переплетена с легким ощущением нежелания, неудовлетворения, снижения уровнявнимания.Физиологичные симптомы: снижение общей активности, снижения уровня использования кислорода, снижения частоты пульса, снижения давления, мышечного тонуса. Симптомы снижения результативности: понижение дееспособности, колебания производительности, изменение скорости реакции и другое.

Монотонность проходит волнообразно, она свойственна людям разного возраста, образования и интеллектуальности.Чем более высокой уровень образования, тем более человек уязвим к монотонии.Молодежь переносит монотонность тяжелее, чем работникипреклонных лет. Усталость, монотонию создают снотворные препараты (алкоголь также способствует состоянию монотонии).

Пути борьбы и предупреждения монотонности:

  1. объединение слишком простых и монотонных операций вболее сложные и разносторонние по содержанию;

  2. периодическое изменение операций, их совмещения;

  3. периодическое изменение ритма работы;

4) внедрение дополнительного перерыва;

5) внедрение побочных раздражителей (музыки);

6) поиск интересов в данной работе;

7) отработка действий до автоматизма, чтобы была возможность думать о чем-то интересном;

8) при возможности, перенести работу из помещения на свежий воздух и так далее.

Эмоциональное напряжение и его симптомы. Нервно-психическое напряжение рассматривается как общая реакция организма при изменении стереотипа деятельности и наиболее резко проявляется при мнимой или реальной угрозе жизни или здоровью. Опасность нервно-психического напряжения для личности и коллектива кроется в том, что она проявляется в дезорганизации поведения, торможении ранее наработанных навыков, неадекватных реакциях на внешние раздражения, трудности в распределении внимания, сужении объема внимания и памяти, импульсивных действиях. Такие изменения в психические сфере безусловно негативно обозначаются на уровне работоспособности и безопасной деятельности специалистов.

Пути повышения надежности человека в экстремальных ситуациях:

1) научно-обусловленный профессионально-психологическийотбор;

  1. воспитание эмоционально-волевых и моральных свойствлица, что позволило бы ему управлять ими, превращая их в источник силы и энергии;

  2. создание наиболее благоприятного психологическогоклимата и оптимизация условий труда;

  3. физическая тренированность и разные виды активного отдыха и тому подобное.

Состояние психологической готовности человека к деятельности, условия труда и режим.

Проверка качеств человека в экстремальных условиях всегда является проявлением и результатом психологической готовности кситуативным действиям. Ситуативная готовность — это динамическоесостояниелица, внутренняя направленность которого направлена на соответствующееповедение, мобилизацию сил на активную целенаправленность действий.

Общая ситуативная психологическаяготовность включает усебя такие компоненты:

  1. мотивационные, то есть необходимость успешно выполнить поставленную цель и проявить себя с наилучшей стороны;

  2. познавательные (понимание обязанностей, знания средств достиженияцели, изменений ситуации);

  3. эмоциональные (чувство ответственности, вера в успех, воодушевление);

  4. волевые (владение собой, мобилизация сил на соответствующие задачи, преодоление страха, сомнения).

В аварийной ситуации наиболее значительными раздражителямидля человека является недостаточная информация, потому необходима психоло-гическаяподготовка, тренировка, которая развивает скорость мышления, переключение с одной позиции к другой и выбор только необходимой.

Условия труда и психологическое состояние человека. Необходимоотметить, что условия труда позитивны и негативны. Рационализацияусловий труда является средством борьбы с негативным психологическим состоянием человека, соответственно и средством повышенияпроизводительности его труда.

На условия труда влияют социальная, физическая среда (санитарно-гигиенические факторы, организация рабочего места, режим труда и отдыха, освещения, температура, давление, микроклиматв коллективе, темп самостоятельного регулирования, индивидуальное реагирование на режим дня и режим труда). Здесь подходымогут быть разными (по схеме): может быть два перерыва наотдых (в целом 25 мин.): 180 мин. труда — 15 мин. отдыха, 140 мин. труда — 10 мин. отдыха, когда работник не зависит от станка. Может перерыв на отдых длиться 30 мин.: 100 мин. труда — 5 мин. отдыха; 45 мин. труда — 10 мин. отдыха; 90 мин. труда — 5 мин. отдыха, 85 мин. труда — 10 мин. отдыха — 80 мин. труда. Это режим, который тоже не зависит от ритма, оснастки. Третий тип (7 перерывов). Отдых длительностью 35 мин. после 55 мин. — по 5 мин. отдыха (это при работе, связанной с конвейером, станком и тому подобное).

Оценки психологического состояния человека. К ним относятся психологические, физиологичные эксперименты (естественный,лабораторный). Психологические — это тестирования, которые измеряют качества человека: работоспособность (анализ). Физиологичные — это исследования физиологии мышц (электромиография), нервной системы, вегетационность (измерение пульса, зрительные рефлексы, дрожание рук).

Профессиональный отбор работника

Необходимо отметить, что психологический отбор работника является дополнительным, но важным элементом повышения эффективности труда. Главным принципом отбора является:

  1. индивидуальность (сначала необходимо определить психическиетребования, потом искать человека)

  2. беседа с кандидатом, заполнение соответствующих документов ( здесь кандидат напишет то, что уже «прожил», «проверил себя» в данной профессии);

  1. испытание работников для долговременной работы(проверка, например, школьников);

  2. психологическое тестирование;

  3. поиск человека с соответствующими качествами.

Кроме того, необходимо, составляя тестовое задание стремиться не к внешнему сходству реальной деятельности, а к внутреннему. Чем вернее удалось передать в модели внутреннее психологическое содержание деятельности, тем выше значение испытания, поскольку в ряде промышленных профессий необходимы тонкие, точные, скоординованные, быстрые манипуляции с небольшими деталями (работа ткачихи, монтажника приборов и тому подобное). Здесь необходима серьезность, ответственность к тестированию. Для измерения способностей исполнителя такой работы применяются тесты проверки ловкости пальцев, которые предусматривают выполнение задания с мелкими объектами. Например, в лотке находятся небольшие металлические булавки, или деревянные стержни. Кандидат должен пальцами или пинцетом брать эти детали и вправлять их в отверстия доски: оценкой является время, точностьвыполнениезадания.Есть и другие тесты. То есть проверяются специальные способности. Тестом необходимо определить прогностическую эффективность.

Формирование профессиональных умений и навыков

Необходимо отметить, что в процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен получать знания, чтобыуметь их использовать при решении профессиональных заданий.

По своей классификации умения подразделяются на такиенаправления: 1) сенсорные, 2) перцептивные, 3) аттенционные.Сенсорныеслужат для восприятия информации об отдельных свойствахпредмета (внутренние, внешние). Они базируются на зрительных,слуховых, касательных, вкусовых, вибрационных и других ощущениях.

Перцептивные умения. Это умения, которые воспринимаются с помощьюанализаторов (например, распознавание разных сигналовна экране радиолокатора, отделения позитивных сигналовиз шума при радио восприятии, определение «на глаз» величиныпредмета и так далее).

С перцептивными умениями связаныаттенционные.К ним,например, относятся умения непрерывного хранения состояниябдительности и быстрого реагирования на появление других сигналов,умения переключать внимание из одного объекта на другой с оптимальнйюскоростью и необходимой последовательностью.