6.1. Психологические характеристики человека-оператора и ее деятельность
Психологическими характеристиками человека-оператора, который осуществляет руководящие функции в системе "человек-машина-среда", считаются показатели, которые определяют процессы приема, переработки и передачи информации, а также индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, психомоторика, мотивации, воли, эмоций).
Трудовая деятельность человека организуется, направляется и регулируется в соответствии с причинами, которые определяют характер рабочей активности индивида, а также в соответствии с ожидаемыми результатами деятельности. Как побудительная сила в деятельности выступает совокупность мотивов. В конкретной деятельности система мотивов "защелкивается" на отдельную цель, которая формирует содержание этой деятельности.Цель деятельности- это ее полагаемый результат. Для человека-оператора, например, целью ее деятельности является образ заданного состояния объекта управления. Сформированный в начале деятельности образ-цель должен храниться в памяти оператора до окончания деятельности, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий.
Важным компонентом деятельности человека-оператора является прием информации об объекте управления и внешних условиях, которые обеспечиваются такими психическими процессами, как ощущение, восприятие, воображение и мышление.Прием информации- процесс формирования перцептивного образа, который представляет собой субъективное отображение в сознании человека свойств воспринимаемого объекта.
Выделяютстадии восприятия информации :
информационный поиск- пересмотр информационного поля с целью поиска заданного объекта, сигнала;
нахождение- выделение объекта из фона;
различение- отдельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, и выделения деталей объектов;
распознавание- выделение существенных признаков объекта и отнесения его к определенному классу.
Длительность этих стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала.
Восприятие как основа процесса приема информации характеризуется свойствами: целостность, осмысленность, константа, выборочность. Физиологичной основой восприятия является работа анализаторов. Важнейшими для деятельности оператора являются зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.
Пропускная способность зрительного анализатора - количество информации, которое анализатор способен принять за единицу времени.
Острота зрения -способность глаза различать мелкие детали предметов.
Объем зрительного восприятия- число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии.
Поле зрения- пространство зрительного восприятия при неподвижной голове и фиксированном взгляде.
Объемзрительного восприятияограничен, с одной стороны, объемом оперативной памяти (4-8 элементов), а с другой стороны, размером зоны ясного виденья.
Значительная часть информации в системах управления поступает к человеку в форме звуковых сигналов.Слуховой анализаторчеловека улавливает форму волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, фиксирует и распознает звуки в большом диапазоне интенсивностей и частот, позволяет дифференцировать звуковые раздражения и определять направление звука, а также отдаленность от источника. Слуховой аппарат человека воспринимает звук колебания частотой 16 - 20 000 Гц, и наиболее чувствительный к колебаниям в области средних частот - от 1 000 до 4 000 Гц.
Кожный анализаторобеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления), боли, тепла, холода, вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в коже есть специфические рецепторы или их функцию выполняют свободные нервные окончания.
Значение других анализаторов в обеспечении профессиональной деятельности - болевого, температурного, вестибулярного (оценка равновесия и положения в пространстве), кинестатического (ощущения положения и движения тела и его частей), вкусового и обонятельного - менее значительное, хотя в определенных профессиях ( пилоты, водолазы, специалисты пищевой промышленности и др.) их роль может быть достаточно важной.
Вещание является способом передачи информации человеку. Важным условием восприятия вещания является различение длительности произношения отдельных звуков и их комбинаций (среднее время произношения гласных приблизительно 0,35 с, согласных - от 0,02 до 0,3 с). При восприятии потока вещания особенно важным является различение интервалов между словами и группами слов. Восприятие и понимание языковых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи (оптимальным считается темп 120 слов / мин).
Анализ и превращение информацииоператором связаны с процессами памяти и мышления. Управление техникой по приборам или путем взаимодействия с другими операторами сопровождается проявлением всех основных видов памяти.
Основные пути повышения скорости функционирования оперативной памяти :
сокращение длины последовательности или алфавита сигналов;
повышение информационной емкости кодов;
применение технических средств, которые разгружают память (мнемосхемы, средства отображения с вызовом информации и тому подобное).
Для обеспечения увеличения объема памяти важное значение имеют:
1) рациональное группирование исходного материала;
2) переход на большие оперативные единицы памяти (сокращение количества символов в материале без увеличения количества информации);
3) нахождение в сообщении лишней информации;
4) перекодирование символов, которые запоминаются.
Для психологии профессиональной деятельности особенное значение имеетоперативное мышление.Оно определяется как процесс решения практических заданий, в результате которого формируется субъективная модель предсказуемых действий, которые обеспечивают решение поставленных заданий.
Основными компонентами оперативного мышления являются структуризация (образование больших смысловых единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблемной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задания, определения последовательности действий).
Центральной на всех уровнях приема и переработки информации является процедура принятия решения. В ней наиболее полно реализуются как отображающие, так и регуляторные функции психики.Принятие решения -это формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе превращения некоторой исходной информации. К основным условиям, которые определяют реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести:
1) наличие дефицита информации и времени, которое стимулирует "борьбу" гипотез;
2) наличие некоторой "неопределенности ситуации", которая приводит к борьбе мотивов у субъекта;
3) осуществление волевого акта, который обеспечивает преодоление неопределенности, выбор гипотезы, принятия на себя ответственности.
Процесс принятия решения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека. На основе типологических расхождений предложена классификация типов решения с учетом соотношения процессов построения (А) и контроля гипотез (К) :
А ≥ К - импульсивные решения;
А> К - решение с риском;
А< К - осторожные решения;
А ≤ К - инертные решения.
На процессы принятия решения большое влияние имеет эмоциональный фактор, без эмоциональной активации невозможно решение субъективно сложного мыслительного задания. Эта активация порождается как общей ситуацией, в которой происходит деятельность (ситуационные эмоции), так и результатом интеллектуального процесса (интеллектуальные эмоции).
Перед любым действием оператора должно быть восприятие информации. Связь восприятия и движения осуществляется в виде сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации. Сенсомоторная реакция- это единичное движение в ответ на появление того или другого раздражителя. Сенсомоторные реакции бывают простыми ( ответ на загодя известные единичные движения), сложные (характер соответствующей реакции зависит от вида сигнала, который поступил) и реакции на подвижной объект. Показателями реакции является время и точность (безошибочность) выполнения.
- Безопасность движения
- 1. Общие вопросы бд
- 2. Законодательство в сфере безопасности дорожного движения Закон Украины «о дорожном движении»
- Закон Украины об автомобильном транспорте
- 3. Правила дорожного движения
- 4. Система управления безопасностью движения на автомобильном транспорте
- 5. Государственный контроль на автомобильном транспорте
- Государственная автомобильная инспекция министерства внутренних дел
- Служба безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций
- 6. Основы психофизиологиии поведения водителя
- 6.1. Психологические характеристики человека-оператора и ее деятельность
- 6.2. Психологическое состояние человека в процессе труда
- 6.3. Психологическая безопасность водителя
- 5.6.1. Психограмма водителя
- 6.4. Психофизиологические качества водителя
- 6.5. Эмоции и их роль в психологической безопасности водителя
- Анализ методов оценки функционального состояния водителей и возможность их приложения для оперативного управления режимами работы водителей на маршрутах
- 7. Безопасная конструкция автомобиля
- 7.1. Сведения о видах безопасности автомобиля
- 7.3. Требования безопасности к техническому состоянию автомобилей
- 8. Требования безопасности к состоянию автомобильных дорог
- 8.1. Состояние безопасности движения на магистралях Украины
- 8.2. Классификация автомобильных дорог
- 8.3. Составляющие автомобильной дороги
- 8.4. Безопасность движения на опасных участках дорог.
- 8.5. Негативные факторы влияния на состояние автомобильных дорог
- 8.6. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- 8.7. Требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения, оборудования автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов и железнодорожных переездов
- Практические занятия Методы психодиагностики профессионально важных качеств водителя
- Тест № 1 (Мюнстерберга)
- Тест №2
- Тест №3( Руфье- Диксона)
- Тест №4 "Методика диагностики степени готовности к риску"
- Тест № 5. Проверка воображения
- Тест № 6. Проверка умственных способностей
- Задача 1. Визначення гальмівних властивостей автомобілів
- Порядок виконання роботи
- Задача 2. Визначення поперечної стійкість автомобіля
- Порядок виконання роботи
- Задача 3. Визначення ступеня безпечності ділянок дорожньої мережі