logo
Bezopas_dvizhenia_rus_2

3. Правила дорожного движения

Правила дорожного движения (в дальнейшем - Правила) в соответствии с Законом Украины "О дорожном движении" устанавливают единственный порядок дорожного движения на всей территории Украины. Другие нормативные акты, которые касаются особенностей дорожного движения (перевозка специальных грузов, эксплуатация транспортных средств отдельных видов, движение на закрытой территории и тому подобное), должны основываться на требованиях этих Правил.

В Украине установлено правостороннее движение транспортных средств. Участники дорожного движения обязаны знать и неуклонно выполнять требования этих Правил, а также быть взаимно вежливыми. Действия или бездеятельность участников дорожного движения и других лиц не должны создавать опасность или препятствие для движения, угрожать жизни или здоровью граждан, наносить материальные убытки. Лицо, которое создало такие условия, обязано немедленно принять все возможные меры для их устранения или предупредить о них других участников дорожного движения, орган милиции, владельца дороги или уполномоченный им орган.

Использовать дороги не по их назначению и устанавливать средства организации дорожного движения позволяется лишь по согласованию с Госавтоинспекцией решениями владельцев дорог или уполномоченных ими органов. Водители, пешеходы и пассажиры обязаны быть особенно внимательными к таким категориям участников дорожного движения, как дети, люди преклонных лет и лица с явными признаками инвалидности. Ограничения в дорожном движении, кроме предвиденных этими Правилами, могут быть введены в установленном законодательством Украины порядка.

Лица, которые нарушают эти Правила, несут ответственность согласно действующему законодательству Украины.

Регулирование дорожного движения.

Регулирование дорожного движения осуществляется с помощью дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оборудования, светофоров, а также регулировщиками.

Дорожные знаки могут устанавливаться временно и постоянно. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оборудовании или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой.

Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров и требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для выполнения.

Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество перед дорожными знаками приоритета. Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.

Дорожные знаки (дополнение 2) разделяются на группы:

а) предупредительные знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;

б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;

в) запретительные знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;

г) приказные знаки. Показывают обязательные направления движению или позволяют некоторым категориям участников движение по проездной части или отдельных ее участках, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;

г) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, разных объектов, территорий, где действуют специальные правила; д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении объектов обслуживания;

е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.

Дорожная разметка (дополнение 3) разделяется на горизонтальную и вертикальную и используется отдельно или вместе с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.

Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проездной части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и тому подобное краской или другими материалами соответствующего цвета согласно пункту 1 раздела 34 Правил дорожного движения.

Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначена для зрительного ориентирования (дополнение 4).

Дорожное оборудование применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения. К нему принадлежат:

а) ограждение и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;

б) предупредительные световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных полосах или островках безопасности;

в) направляющие столбики, которые предназначены для обеспечения видимости внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости; обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы светоотражателями: справа - красного цвета, слева - белого;

г) выпуклые зеркала для расширения обзора водителям транспортных средств, которые проезжают перекресток или другое опасное место с недостаточным обзором;

г) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;

д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проездной части местах.

Светофоры (дополнение 5) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-месячного цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, Х-подобные.

В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета - сверху, зеленого - снизу, а с горизонтальным: красного - слева, зеленого - справа. Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительных секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне сигнала зеленого цвета. Сигналы светофора имеют такие значения:

а) зеленый позволяет движение;

б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне позволяет движение в отмеченном направлении (направлениях). Такое же значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора. Сигнал в виде стрелки, который позволяет поворот слева, позволяет и разворот, если он не запрещен дорожными знаками. Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в отмеченном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, которые двигаются из других направлений;

в) зеленый мигающий позволяет движение, но информирует о том, что вскоре будет включен сигнал, который запрещает движение.

Для информирования водителей о времени (в секундах), которое осталось до конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;

г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает другие разрешенные направления движения чем сигнал дополнительной секции;

г) желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов;

д) желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала позволяют движение и информируют о наличии опасного нерегулированного перекрестка или пешеходного перехода;

е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.

Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение позволяется в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, которые двигаются из других направлений;

є) сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о следующем включении зеленого сигнала;

ж) черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;

з) выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).

Для регулирования движения транспортных средств по полосам проездной части, направление движения на которых может изменяться на противоположный, применяются реверсивные светофоры с красным Х-подобным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз. Эти сигналы запрещают или позволяют движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз справа, включение которой запрещает движение по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, и информирует об изменении сигнала реверсивного светофора и необходимости перестроивания на полосу движения справа.

При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-месячного цвета, расположенными в виде буквы «Т».

Движение позволяется лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый позволяет движение влево, средний — прямо, правый — вправо. Если включены лишь три верхних сигнала — движение запрещено.

В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.

Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одними бело-месячными и двумя красными, которые имеют такие значения:

а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;

б) мигающий бело-месячный сигнал показывает, что сигнализация исправна и не запрещает движения транспортных средств.

На железнодорожных переездах одновременно с запретительным сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного движения о запрете движения через переезд. Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется лишь на пешеходов, при этом зеленый сигнал позволяет движение, красное, — запрещает.

Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, который позволяет движение пешеходов.

Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем, которые имеют такие значения:

а) руки вытянуты в стороны, опущенные или правая рука согнута перед грудью:

♦ из левой и правой сторон — разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным средствам — прямо и справа; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика;

♦ со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;

б) правая рука вытянута вперед:

♦ с левой стороны — разрешено движение трамвая слева, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проездную часть за спиной регулировщика;

♦ со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение лишь справа;

♦ с правой стороны и спины — движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам разрешено переходить проездную часть за спиной регулировщика;

в) рука поднята вверх:

♦ движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях.

Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения.

Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, поданный свистком. Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам. Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:

а) жезлом или рукой, которая указывает на это транспортное средство;

б) с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или лишь красного цвета и (или) специального звукового сигнала;

в) с помощью громкоговорящего устройства;

г) с помощью специального табло, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства.

Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки.

В случае представления светофором (кроме реверсивного) или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линия), дорожным знаком 5.62 «Место остановки», если их нет — не ближе 10 м к ближайшему рельсу перед железнодорожным переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во всех иных случаях — перед перекрестной проезжей частью, не создавая препятствий для движения пешеходов.

Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предвиденном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к экстренному торможению, позволяется двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), располагать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и другие устройства регулирования дорожного движения или могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлечь их внимание и поставить под угрозу безопасность дорожного движения.

Начало движения и изменение его направления.

П е р е д началом движения , перестроиванием и любым изменением направления движения водитель должен убедиться, что это будет безопасным и не создаст препятствий или опасности другим участникам движения.

Выезжая на дорогу из жилищной зоны, дворов, мест стоянки, автозаправочных станций и других прилегающих территорий, водитель должен перед проездной частью или тротуаром дать дорогу пешеходам и транспортным средствам, которые двигаются по ней, а съезжая с дороги — велосипедистам и пешеходам, направление движения которых он пересекает.

В случае перест р аивания водитель должен дать дорогу транспортным средствам, которые двигаются в попутном направлении по той полосе, на которую он намеревается перестроиться.

При одновременном перестраивания транспортных средств, которые двигаются в одном направлении, водитель, который находится слева, должен дать дорогу транспортному средству, которое находится справа.

П е р е д п о в о р о т о м справа, слева или разворотом водитель должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проездной части, предназначенной для движения в этом направлении, кроме случаев, когда осуществляется поворот в случае въезда на перекресток, где организовано круговое движение, направление движения определенно дорожными знаками или дорожной разметкой или движение возможно лишь в одном направлении, установленном конфигурацией проездной части, дорожными знаками или разметкой.

Водитель, который выполняет поворот слева или разворот вне перекрестка из соответствующего крайнего положения на проездной части данного направления, должен дать дорогу встречным транспортным средствам, а при выполнении этих маневров не из крайнего левого положения на проездной части — и попутным транспортным средствам.

При наличии трамвайного пути посредине проездной части водитель нерельсового транспортного средства, которое выполняет поворот слева или разворот вне перекрестка, должен дать дорогу трамваю.

П о в о р о т н е о б о х и м о выполнять так, чтобы при выезде из перекрещивания проездных частей транспортное средство не очутилось на полосе встречного движения, а в случае поворота справа следует двигаться ближе к правому краю проезжей части, кроме случая выезда из перекрестка, где организовано круговое движение, где направление движения определено дорожными знаками или дорожной разметкой или где движение возможно лишь в одном направлении.

Если транспортное средство из-за своих габаритов или других причин не может выполнить поворот или разворот из соответствующего крайнего положения, позволяется отступить от требований этих Правил, если это не противоречит требованиям запретительных или приказных дорожных знаков, дорожной разметки и не создаст опасность или препятствия другим участникам движения. В случае необходимости, для обеспечения безопасности дорожного движения, следует обратиться за помощью к другим лицам.

Разворот запрещается:

а) на железнодорожных переездах;

б) на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

в) в тоннелях;

г) при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

г) на пешеходных переходах и ближе 10 м от них с обеих сторон, кроме случая разрешенного разворота на перекрестке;

д) на автомагистралях, а также на дорогах для автомобилей, за исключением перекрестков и мест, обозначенных дорожными знаками 5.26 или 5.27.

Если в месте съезда с дороги есть полоса торможения, водитель, который намеревается повернуть на другую дорогу, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней. Если в месте въезда на дорогу есть полоса разгона, водитель должен двигаться по ней и вливаться в транспортный поток, давая дорогу транспортным средствам, которые двигаются по этой дороге.

Во время движения транспортного средства задним ходом водитель не должен создавать опасность или препятствия другим участникам движения.

Для обеспечения безопасности движения он в случае необходимости должен обратиться за помощью к другим лицам.

Запрещается движение транспортных средств задним ходом на автомагистралях, дорогах для автомобилей, железнодорожных переездах, пешеходных переходах, перекрестках, мостах, путепроводах, эстакадах, в тоннелях, на въездах и выездах из них, а также на участках дорог с ограниченным обзором или недостаточной видимостью.

Позволяется движение задним ходом на дорогах с односторонним движением при условии соблюдения требований этих Правил и невозможности подъехать к объекту иным образом.

В случае, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не обусловлена этими Правилами, дать дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается с правой стороны.