§ 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
Орнитологическое обеспечение полетов организуется старшим авиационным начальником аэродрома и осуществляется в целях предотвращения столкновений самолетов и вертолетов с птицами.
Анализ аварийности в ВВС из-за столкновений самолетов и вертолетов с птицами показывает, что наибольшее количество столкновений происходит в весенний, летний и осенний периоды в районах аэродромов, при взлете и заходе на
посадку. 0кюло 95% столкновений наблюдается на высотах до
1000 м, причем 75% из них - до высот 500 м. Днем отмечается около 77% столкновений, а в простых метеорологических условиях - около 80%.
Проводимые в авиационных частях мероприятия по обеспечению безопасности полетов в орнитологическом отношении малоэффективны, а зачастую носят формальный характер. Это объясняется тем, что некоторые командиры авиационных частей и обеспечивающих подразделений не придают должного значения правильной оценке орнитологической обстановки, не принимают конкретных мер по предотвращению столкновений самолетов и вертолетов с птицами, считая их неизбежным стихийным явлением. При организации орнитологического обеспечения полетов нарушаются требования нормативных документов, а некоторые командиры частей и подразделений обеспечения самоустранились от выполнения своих обязанностей.
орнитологическое обеспечение осуществляется нештатными орнитологическими комиссиями аэродромов и личным составом частей (подразделений) тыла, связи и РТО, метеослужбы, которые привлекаются на полеты в составе специально назначенных оперативных групп и- постов.
Орнитологическое обеспечение полетов включает:
визуальные и радиолокационные наблюдения за птицами а районе аэродрома;
орнитологическое обследование района аэродрома;
оборудование аэродрома средствами для отпугивания птиц и устранения факторов, привлекающих птиц на аэродромы;
прогнозирование орнитологической обстановки по результатам сбора, обработки и анализа орнитологической информации;
разработку мероприятий по обеспечению безопасности полетов в орнитологическом отношении.
На метеорологические подразделения возложены следующие обязанности по орнитологическому обеспечению полетов:
- проведение наблюдений, сбор, анализ и картографирование данных о птицах, прогнозирование орнитологической обстановки
доклады орнитологической обстановки командованию, руководителям полетов, расчета органов управления и летному составу;
разработка справочных материалов о характере обитания и полетов птиц, накопление и обобщение статистических данных о полетах птиц в зависимости от метеоусловий;
проведение занятий по авиационной орнитологии с руководящим и летным составом.
Основными мероприятиями по обеспечению безопасности полетов в орнитологическом отношении являются:
оценка орнитологической обстановки;
целенаправленная работа нештатных орнитологических комиссий;
выявление и устранение факторов, привлекающих птиц на аэродромы;
комплексное применение средств отпугивания птиц на аэродромах'.
Оценка орнитологической обстановки производится командиром полка (руководителем полетов) совместно с начальником метеослужбы (дежурным синоптиком). Для оценки: используются следующие материалы и данные:
таблицы и графики сезонной и суточной активности
птиц;
карты - схемы орнитологической обстановки;
результаты визуальных и радиолокационных наблюдений за птицами на своем и соседних аэродромах;
данные о перелетах птиц, полученные при проведении ВРП или специальной воздушной разведки орнитологической обстановки;
консультаций вышестоящих метеоподразделений;
данные о перелетах птиц, полученные от местных орнитологов и охотхозяйств.
В период принятия решения и планирования полетов командир полка оценивает орнитологическую обстановку, ставит задачу начальнику метеослужбы и командирам обеспечивающих частей на орнитологическое обеспечение в период подготовки к полетам.
При оценке орнитологической обстановки в период предварительной подготовки изучаются:
результаты анализа данных о поведении птиц на своем и запасных аэродромах, на полигонах и маршрутах предстоящих полетов;
средние многолетние орнитологические сведения для данного сезона, орнитологические прогнозы и консультации, разработанные в метеоподразделениях вышестоящих штабов.
Во время предварительной подготовки экипажам-разведчикам погоды ставится задача по разведке орнитологической обстановки, порядку доклада о ней.
В период предполетной подготовки перед вылетом разведчика погоды командир полка (руководитель полетов) изучает . орнитологический материал, заслушивает доклад начальника метеослужбы (дежурного синоптика) об ожидаемой орнитологи- ческой обстановке, уточняет задачу разведчику погоды по определению орнитологических условий. Во время предполетных указаний он обращает внимание летного состава на особенности орнитологической обстановки, доводит меры безопасности полетов с учетом предложений начальника метеослужбы (дежурного синоптика), уточняет задачу по доразведке орнитологических условий.
В период полетов командир полка (руководитель полетов) обязан:
постоянно знать орнитологическую обстановку;
ставить задачу расчетам КП и РЛС по проведению радиолокационных наблюдений за птицами;
организовать учащенные визуальные наблюдения за птицами;
ограничивать или запрещать выполнение полетов по времени, месту и высоте полетов при усложнении орнитологической обстановки;
доводить до экипажей информацию о резких усложнениях орнитологической обстановки.
На каждом аэродроме ежегодно назначаются нештатные орнитологические комиссии по председательством заместителя командира полка. В их состав входят: начальник метеослужбы, командир обато, командир обсрто, заместитель командира полка по инженерно-авиационной службе. Должностные лица, входящие в эти комиссии, организуют:
комплексные орнитологические обследования районов аэродромов;
профилактические мероприятия по устранению факторов, привлекающих птиц на аэродромы;
применение средств отпугивания птиц на аэродромах;
изучение и анализ аварийности из-за столкновений самолетов (вертолетов) с птицами, контроль за соблюдением требований нормативных документов по орнитологическому обеспечению полетов. На каждое должностное лицо в соответствии с нормативными документами по орнитологическому обеспечению полетов возложены определенные функциональные обязанности. Выполнение этих обязанностей с нарушениями, формальное отношение к ним является причиной низкой эффективности работы нештатных орнитологических комиссий.
Выявление факторов, привлекающих птиц на аэродромы, осуществляется при комплексных орнитологических обследованиях. В результате таких обследований разрабатываются и выполняются мероприятия по ликвидации в районе аэродрома источников корма, мест гнездования, отдыха или ночевки птиц. Если по каким-либо причинам факторы, способствующие скоплению птиц, не могут быть полностью устранены, то в в соответствующих местах аэродрома необходимо применять средства активного отпугивания
Отпугивание птиц с аэродромов осуществляется в настоящее время с помощью биоакустических, акустических, механических и пиротехнических средств. Средства отпугивания дают наибольший эффект, в комплексе с мероприятиями по устранению акторов, привлекающих птиц на аэродрома. Необходимо иметь в виду то, что ни одно из средств отпугивания не дает продолжительного эффекта. Поэтому не рекомендуется один какой- либо способ или средство отпугивания использовать продолжительное время. Целесообразно применять разные способы и средства отпугивания, чередуя их. Улучшение орнитологического обеспечения безопасности полетов в авиационных частях является важной задачей командиров, руководителей полетов, начальников служб. Основными направлениями решения этой задачи являются: разработка новых технических средств обнаружения и отпугивания птиц (автоматизированная приставка штатным аэродромным РЛС, ультразвуковая отпугивагащая установка и др.); использование обученных хищных птиц, а также радиоуправляемых моделей их в качестве средств оптимизации орнитологической обстановки на аэродромах.
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение