§ 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
Одним из факторов, обеспечивающих всесторонний учет метеорологических условий руководящим составом, является высокое качество прогнозов погоды. Чтобы предъявлять обоснованные требования к качеству прогнозов, необходимо знать возможности метеоподразделений по их разработке. Прогнозом погоды называется научнообоснованное предвидение будущего состояния погоды, являющееся результатом тщательного и всестороннего анализа атмосферных процессов, а также проведения необходимых расчетов.
В настоящее время существуют следующие методы разработки прогноза погоды:
синоптический, основанный на анализе карт погоды, качественно-физических выводах из этого анализа и количественных расчетах;
численный (гидродинамический), основанный на решении уравнений гидродинамики и термодинамики атмосферы
с использованием ЭВМ;
-физико-статистический, основанный на статистических закономерностях изменений погода и вычислении вероятности тех или иных ее характеристик.
В метеорологических подразделениях авиационных частей при разработке прогнозов погоды используется в основном синоптический метод.
Для разработки прогноза погоды используются: 3 - приземные и высотные карты погоды;
прогностические карты погоды;
данные температурно-ветрового зондирования атмосферы;
спутниковая метеоинформация;
прогнозы и консультации метеоподразделений вышестоящих штабов и соседних аэродромов;
данные воздушной и радиолокационной разведки погоды;
авиационно-климатические справочники, описания и справки.
Прогнозы погоды по времени подразделяются на краткосрочные, срок действия которых не превышает 36 ч от момента окончания его разработки,и долгосрочные, срок действия которых более 36 ч . Метеоподразделения авиационных частей разрабатывают только краткосрочные прогнозы погоды.
Краткосрочные прогнозы погоды на сутки разрабатываются ежедневно к 17.00 на период с 18.00 текущего дня до 18.00 следующего дня (по местному времени), раздельно на ночь (с 18.00 до 06.00) и на день (с 06.00 до 18.00). Прогнозы погоды на период с 6.00 до 18.00 следующего дня уточняются к 5.00 местного времени.
В метеоподразделениях разрабатываются оперативные прогнозы погоды по району базирования частей и зонам ответственности на 6 ч. Уточнение к прогнозам разрабатываются во всех случаях, когда последующий анализ атмосферных процессов показывает, что погодные условия будут отличаться от ожидавшихся ранее.
Прогнозу погоды на сутки должна предшествовать краткая характеристика синоптического положения, обусловливающая ожидаемое состояние погоды.
В краткосрочные прогнозы погоды включаются следующие данные:
облачность (количество - раздельно общее и нижне яруса, форма, высота верхней и нижней границ);
явления погода;
горизонтальная видимость у поверхности земли;
ветер у поверхности земли и на высотах;
температура воздуха у поверхности земли.
Кроме того, дополнительно указываются:
-при обеспечении полетов
на больших высотах и в стратосфере: высота и направление струйного течения, а так же скорость ветра на его оси; высота тропопаузы и температура на ее нижней границе; положительные отклонения температуры воздуха от стандартных значений (10°С и более); зоны (слои) ожидаемой турбулентности атмосферы, вызывающие болтанку самолетов;
-при обеспечении полетов на малых и предельно малых высотах: данные о минимальном атмосферном давлении, приведенном к уровню моря, ветре в нижнем слое тропосферы, температуре воздуха у поверхности земли вдоль маршрута полета, барической тенденции, а также пространственной и временной изменчивости высоты нижней границы облаков, закрытии гор и искусственных препятствий (сооружений) облаками туманами и осадками, а также скопление стай птиц;
-при обеспечении полетов в горных районах: степень закрытия гор, сопок и перевалов облаками, туманами и осадками.
Для краткосрочных прогнозов погоды устанавливаются ' терминология и градации значений метеорологических элементов. Разрешается допускать конкретизацию ожидаемых значений метеоэлементов в пределах одной градации.
Облачность прогнозируетея с указанием количества, | формы и высоты нижней и верхней ее границ.
Количество облачности указывается раздельно общее и 'нижнего яруса в любой градации с интервалом 2-3 балла. Форма облаков нижнего яруса указывается полными русскими наименованиями (не более двух основных форм).
Высота нижней и верхней границ облаков всех ярусов указывается относительно земной (водной) поверхности в [[градациях: менее 50 м, 50-100 м, 100-150 м, 150-200 м, 200-300 м, 250-350 м, 300-500 м, 400-600 м, 500-800 м, 600-1000 м, I000-1500 м, 1500-2000 м, 2-3 км, 3-4 км и т.д. через I км.
При прогнозировании явлений погоды указывается вид явлений (всех ожидаемых), а при наличии данных - ожидаемая их интенсивность. При прогнозировании грозы применяются термины: гроза, грозовое положение. Под грозовым положением понимается наличие мощных кучевых или кучево-дождевых облаков.
Горизонтальная видимость у поверхности земли указы- вается во всех случаях независимо от того, прогнозируются или не прогнозируются метеорологические явления, ухудшающие ее. Она прогнозируется и указывается в градациях: менее 200 м, 200-400 м, 400-800 м, 600-1000 м, 1000-1500 м, 1500-2000 м, 2-3 км, 3-4 км, 4-6 км, 6-10 км, более 10 км
Ветер у поверхности земли и на высотах прогнозируете» с указанием направления и скорости. Направление ветра у поверхности земли и на высотах указывается в градусах двумя значениями с интервалом 20°. Скорость ветра у поверхности земли указывается двумя значениями с интервалом 3 м/с при скорости до 15 м/с и 5 м/с при скорости более 15 м/с. Скорость ветра на высотах указывается в километрах в час градациями с интервалами: 10 км/ч - при скорости до 50 км/ 20 км/ч - при скорости 50-150 км/ч и 50 км/ч - при скорос1 более 150 км/ч.
Температура воздуха прогнозируется в градусах градациями с интервалами 3° у поверхности земли и 5° - на выс! тах. В прогнозе на день указывается максимальное, на ночь< минимальное значение температуры воздуха. Допускается употребление термина "около нуля", если в течение периода прогноза температура воздуха ожидается в пределах от - 2 до + 2°.
Высота тропопаузы указывается в километрах градациям! с интервалом I км. Температура воздуха на уровне тропопаузы указывается двумя значениями с интервалом 5°.
Положительные отклонения температуры от стандартных значений указываются только при отклонениях 10° и более градациям с интервалом 5°.
Формулировка прогнозов погоды должна быть четкой, краткой и не допускать двойственного его толкования. Термины " вероятно" , "возможно" в прогнозах применять запрещается.
Авиационные краткосрочные прогнозы погоды оформляются текстуально и графически в виде пространственных (по маршруту) или временных (по району) вертикальных разрезов ожидаемого состояния погоды.
На временных вертикальных разрезах показывается ожидаемое состояние погода в том или ином районе ео времени. Пространственный вертикальный разрез оформляется обычно для маршрута полета. Пример вертикального разреза ожидаемого состояния погода по маршруту показан на рис. 22.
В бюллетени погоды в дополнение к текстуальной части прогноза погоды по маршруту или по району полетов также включается вертикальный разрез ожидаемого состояния погоды. Для маршрутов большой протяженности (более 7000 км) графическая часть прогноза погоды оформляется в виде прогностических карт.
Прогнозы погоды на период полетов оцениваются руководителями полетов, а все остальные прогнозы - начальниками метеоподразделений.
Прогноз погоды на период полетов считается оправдавшимся, если ь течение срока его действия или в своевременном уточнении к нему были правильно отражены метеорологические условия, наблюдавшиеся во время полетов в районе аэродрома и на маршрутах, а значения метеорологических элементов в течение двух третей срока (на расстоянии двух третей участка маршрута) не выходили за пределы прогнозируемых градаций.
Уточнение к прогнозу считается своевременным, если оно доложено руководителю полетов не позднее, чем за I ч до возникновения метеорологических условий, не предусмотренных ранее разработанным прогнозом.
Прогноз погоды считается неоправдавшимся, если:
не предусматривались, а фактически, наблюдались опасные явления погоды;
предусматривались опасные явления погоды, но ни одного из них не наблюдалось;
предусматривались высоты нижней и верхней границ облачности и видимость ниже (выше) значений, необходимых для производства полетов, а фактически наблюдались выше (ниже) этих значений;
- фактические значения количества, высоты нижней и верхней границ облачности, видимости, скорости и направления ветра, температуры у земли и на высотах полета отличались от указанных в прогнозе более чем на одну градацию в течение более одной трети прогностического периода.
Оценка прогноза погоды на полеты и качества метеорологического обеспечения полетов записывается руководителем полетов в стартовом журнале.
Долгосрочные прогнозы погоды с заблаговременностью до 3 суток разрабатываются метеоподраздвлениями вышестоящих штабов, а с заблаговременностью от 4 до 10 суток - в центральном оперативно-прогностическом центре Министерства обороны СССР, Метеоподразделения авиационных частей запрашивают указанные прогнозы не позднее чем за сутки до начала срока их действия.
Г'л а в a 3
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение