logo
Метеорологическое обеспечение А

§ 5. Электризация

Поражение самолетов разрядами атмосферного электри­чества происходит при полетах и вне грозовых зон. Чаще всего оно происходит в холодный и переходный сезоны года.

Самолет в полете несет на своей поверхности заряд статического электричества. В облаках происходит непре­рывное разделение и укрупнение облачных элементов (капель воды, ледяных кристаллов, снежинок), которое сопровожда­ется накоплением объемных зарядов облачного электричества.

Если разность потенциалов статического электричества на поверхности самолета и объемного заряда облачного электричества достигает пробивного значения, то происхо­дит искровой электрический разряд на корпус самолета. При этом вероятность поражения самолета в негрозовой облачности тем больше, чем больше размеры самолета, его относи­тельное удлинение и заостренность выступающих поверхнос­тей.

В результате таких разрядов отмечались: отказы бор­товых радиолокаторов, разрушения антенных обтекателей, выход из строя антенных устройств, повреждения элементов , конструкции фюзеляжа, законцовок крыльев и оперенья, помпаж двигателя.

Степень электризации самолета зависит от характеристик облачности, конструктивных особенностей самолета и режима полета.

Различают три степени электризации: слабую, умерен­ную и сильную.

При слабой электризации возникает небольшой шумовой фон при радиоприеме на УКВ, который постепенно усиливается и начинает сопровождаться треском.

Умеренная электризация сопровождается беспорядочными угловыми перемещениями (уходами) стрелок радиокомпаса, которые постепенно возрастают до 120° и более. Одновре­менно происходит нарушение нормальной работы других при­боров и возрастание шума в УКВ-радиоканале.

При сильной электризации на выступающих заостренных частях самолета на концах лопастей воздушных винтов возникают коронирующие разряды (свечения). Кроме того, отмечаются беспорядочные электрические разряды на стек­лах фонаря кабины экипажа, астрокуполах и диэлектричес­ких антенных обтекателях, нарушается радиосвязь и нор­мальная работа большинства приборов.

Практика полетов показала, что наиболее часто само­леты на малых высотах поражаются электрическими разряда­ми при пробивании облачности с осадками вверх и вниз и при полетах под ней.

В настоящее время выявлены признаки, с помощью кото­рых по картам погоды можно определить возможность электри­зации самолетов. Такими признаками являются:

  1. Синоптическая обстановка на приземных картах по­годы:

Вывод о наличии интенсивной электризации делается в том случае, если имеют место все перечисленные признаки. Для исключения неожиданного попадания экипажей в условия интенсивной электризации руководящий и летный состав дол­жен знать их и умело действовать в полете.

На рис.29 показаны наиболее типичные аэросиноптичес­кие условия, при которых были отмечены случаи поражения самолетов электрическими разрядами при полетах в негро­зовой облачности.

Руководители полетов и расчеты КП при управлении экипажами должны учитывать следующие рекомендации:

и переходный период года наиболее часто поражение само­летов электрическими разрядами происходит в засветках средней интенсивности;

- при получении доклада от экипажей о появлении при­знаков сильной электризации дать команду об уменьшении приборной скорости до минимально допустимых значений и изменении эшелона полета с таким расчетом, чтобы самолет вышел из облаков или занял эшелон, на котором температура воздуха имеет значения, выходящие за пределы диапазона 0...-10°С. Вертикальная скорость снижения при этом должна быть минимальной. Если самолет находится в режиме сниже­ния или набора высоты, дать команду уменьшить вертикальную скорость.

Летный состав при полетах в условиях электризации должен иметь в виду следующее:

из них со снижением следует учитывать, что наиболее часто поражение электрическими разрядами происходит в зоне вы­падающих осадков,

Командиры, руководители полетов, расчеты KП и летный состав, оценивая метеорологические условия на малых и пре­дельно малых высотах, должны хорошо знать и учитывать пре­жде всего те их параметры, которые оказывают наибольшее влияние на полет и боевые действия авиации.

При самостоятельной оценке Метеорологических условий по картам погоды целесообразно придерживаться такой после­довательности:

Наряду с этим при полетах на малых высотах оценивают­ся и орнитологические условия полета. В заключение дела­ются выводы о степени сложности метеорологических условий полета, соответствии их уровню подготовки летного состава и выполняемым задачам.