§ 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
Наиболее тщательно и предметно метеорологическая обстановка анализируется и оценивается в период предполетной подготовки к полетам. На этом этапе подготовки к полетам в метеоподразделении имеется вся необходимая метеорологическая информация. Чтобы не утонуть в многочисленных аэросиноптических материалах, командир (начальник штаба, старший штурман) части должен использовать только самые необходимые.
Анализ и оценка метеорологической обстановки командиром (начальником штаба, старшим штурманом) авиационной части производится самостоятельно по аэросиноптическим материалам с помощью начальника метеослужбы. При анализе и оценке метеорологической обстановки рекомендуется придерживаться такой последовательности:
по данным метеорологических наблюдений и картам погоды за последний срок наблюдений изучить и оценить фактическую погоду и синоптическую обстановку, которой она определяется;
определить направление и скорость перемещения синоптических объектов, с которыми будут связаны изменения погоды;
определить область ожидаемого влияния на карте погоды и метеоусловия в ней;
сформулировать ожидаемое состояние погоды и вывода из оценки метеорологической обстановки.
При анализе и оценке метеорологической обстановки до воздушной разведки погоды необходимо учитывать, что карты погоды не всегда дают полное представление о характере метеоусловий из-за дискретности данных метеорологических наблюдений и их запаздывания.
I. Изучение и оценка фактической погоды
Для изучения и оценки фактической погоды используются данные метеорологических и аэрологических наблюдений в районе своего аэродрома, радиолокационных разведок погоды, воздушных разведок погоды соседних аэродромов (аэропортов), штормовые оповещения аэродромов, штормовые предупреждения метеоподразделений вышестоящих штабов, результаты расчетов опасных явлений погоды. Особое внимание уделяется тем элементам фактической погоды, которые усложняют условия полетов и оказывают основное влияние на их безопасность - облачности и ее характеристикам, явлениям погоды (в том числе опасным для полетов), видимости, ветру, влажности.
При оценке облачности определяется ВНГО по приборам в районе КДП и над приводными радиомаркерами. Определяется временная и пространственная изменчивость ВНГО (по форме и одновременным измерениям в разных точках аэродрома). С помощью аэрологической диаграммы, карт AT определяется верхняя граница облаков и их расслоенность по вертикали.
При оценке явлений погоды выявляются опасные или резко усложняющие условия полета (грозовая деятельность, обледенение, болтанка, атмосферная электризация, вертикальный сдвиг ветра). Для этих целей используются результаты расчетов опасных явлений погоды, которые представляет начальник метеослужбы (дежурный инженер-синоптик).
По измеренной инструментально ГВ с помощью номограмм определяется примерное значение посадочной видимости, а также уясняется тенденция изменения видимости.
Ветер у земли и по высотам анализируется по данным измерений, аэрологической диаграмме и картам барической
топографии.
Влажность воздуха фактическая сопоставляется с критической, уясняется тенденция ее изменения в течение летной смены.
Для изучения и оценки фактической погода у поверхности земли на соседних и запасных аэродромах используются ежечасные карты фактической погода за 2 последних срока.
Условия полетов на различных высотах изучаются и оцениваются по аэрологическим диаграммам и картам барической топографии.
По кольцевой карте погоды последнего срока наблюдения определяется,каким синоптическим объектом обусловлена фактическая погода и изучаются его характеристики.
В результате изучения и оценки фактической погода определяется степень ее сложности, соответствие уровню подготовки экипажа-разведчика погода и возможность выполнения разведки погоди. При метеорологических условиях, соответствующих уровню подготовки экипажа-разведчика погоды, ему ставится задача по уточнению условий погоды в районе аэродрома и полетов. Для уяснения продолжительности влияния тех или иных синоптических объектов на состояние погода интересующего района определяют направление л скорость перемещения этих объектов.
2. Определение направления и скорости перемещения синоптических объектов
Для определения перемещения синоптических объектов используются две последние кольцевые (синоптические) карты погоды и карты АТ700 и AT500. Существует ряд расчетных и эмпирических правил, которыми можно пользоваться на практике. Наиболее простыми и доступными для руководящего и летного состава являются правила ведущего потока и экстраполяции.
Правило ведущего потока применимо цри наличии последних по сроку составления кольцевой (синоптической) карты погоды и карт AT7qq и AT500. Сущность правила ведущего потока состоит в том, что синоптические объекты у поверхности земли (центры циклонов, антициклонов, выбранные точки осей ложбин, гребней, атмосферных фронтов) в большинстве случаев перемещаются по направлению воздушных потоков над ними на высотах 4-6 км (вдоль изогипс на картах АТ700 и АТ500)со скоростями, соответственно равными 0,8 или 0,6 скоростей ветра на этих картах. Пример практического использования правила ведущего потока показан на рис. 35. Правило ведущего потока неприменимо к высоким барическим системам с примерно вертикальной пространственной осью. В большинстве случаев угол между направлением перемещения . приземных барических систем и направлением ветра на картах АТ700 и АТ500 над их центрами не превышает 15-20°.
Правило экстраполяции используется для определения перемещения синоптических объектов по двум или трем последовательным кольцевым (синоптическим) картам погоды. Экстраполяция перемещения центров циклонов по кольцевой или синоптической карте исходного срока основывается на предположении, что эти центры будут перемещаться в том же направлении и с той же скоростью, с которой они перемещаются в исходный срок. Исходное перемещение циклонов и . антициклонов определяется по барическим тенденциям. Если циклон или антициклон имеет хорошо выраженные очаги падения и роста давления, которые находятся примерно на одинаковом расстоянии от их центров, то можно считать, что центры перемещаются параллельно прямой, со единящей эти. очаги. При этом центр циклона перемещается в сторону падения (рис. 36), а антициклон - в сторону роста давления. Величина полусуточного перемещения центра циклона цри этом рассчитывается по формуле
S=(m(a2-a1))/(P2-P0)+(P1-P0)
где m - расстояние между центрами областей падения
и роста давления, км;
a2a1 - максимальные барические тенденции в центрах областей роста и падения давления соответственно, мбар ( г Па );
P2P1 - давление в точках с максимальными барическими тенденциями, мбар ( г Па );
Р0 - наименьшее давление на линии, соединяющей центры очагов роста и падения давления, мбар ( гПа ).
В примере на рис. 36 m = 1300 км, a2= + 3,8 мбар (гПа), a1 = - 4,2 мбар (гПа), Р2 = 998 мбар (гПа),
P1 = 1000 мбар (гПа), P0 = 989 мбар (гПа). Следовательно, S = 520 км за 12 ч или средняя скорость перемещения центра циклона равна 43 км/ч.
О направлении перемещения приземных центров барических систем в исходный срок можно судить с помощью следующих эмпирических правил.
Циклоны (антициклоны), имеющие только одну хорошо выраженную область падения (роста) давления, перемещаются примерно в направлении прямой, соединяющей их центры с центрами областей падения (роста). Если центры областей падения (роста) давления находятся впереди (позади) центра циклона или антициклона, то наблюдается отклонение их траекторий влево (вправо) от прямой.
Циклоны (антициклоны), имеющие эллиптическую форму изобар-, перемещаются в направлении, промажу точном между направлением их больших осей и прямой, соединяющей центры областей падения и роста давления.
Неокклюдированные циклоны перемещаются параллельно изобарам своего теплого сектора (рис. 37).
Поскольку направление и скорость исходного перемещения барических систем не всегда удается точно установить, используется линейная и нелинейная
экстраполяция предшествующего перемещения. При линейной экстраполяции предполагается, что барическая система (ось ложбины, гребня, участок фронта) будет перемещаться в том же направлении и с той же скоростью, что и в течение предыдущего интервала времени. При нелинейной экстраполяции учитывается и ускорение предшествующего перемещения,для чего нужно иметь три последовательные карты погоды. Экстраполяция предшествующего перемещения синоптических объектов дает хорошие результаты при заблаговременности до 10-12 ч и в том случае, когда не происходит сильной перестройки барического шля. Она применима также для определения перемещения атмосферных фронтов (рис. 38). Перемещение атмосферных фронтов можно определить и по исходной приземной карте погоды (кольцевой или синоптической). Скорость перемещения теплых фронтов равна 0,7, а холодных, быстро движущихся фронтов - 0,9 нормальной к ним составляющей приземного ветра в холодном воздухе. Медленно движущиеся холодные фронты перемещаются сс скоростью нормальной составляющей к нему приземного ветра. Скорость нормальной к фронту составляющей приземного ветра можно рассчитать по формуле (рис. 39):
UH=1931*ΔP/sinφ*ΔS
где φ- широта места, снятая с карты погоды для участка фронта;,
ΔP - разность давления на участке между двумя или
тремя изобарами, мбар (гПа);
ΔS - расстояние на участке фронта между двумя или тремя изобарами, км.
Данные о направлении и скорости перемещения синоптических объектов необходимы для расчетов времени их приближения или прохождения через районы базирования и полетов, а также для определения области ожидаемого влияния и метеоусловий в ней.
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение