§ 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
Штормовое оповещение и предупреждение командиров, руководителей полетов, расчетов КП и летного состава организуется в целях обеспечения безопасности полетов и своевременного принятия мер по сохранению авиационной техники на аэродромах от воздействия опасных явлений погоды.
Опасными для авиации явлениями погоды называются ' такие явления или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранности авиационной техники на аэродромах.
Перечень опасных явлений погоды, полеты в которых запрещаются, определен НАМС.
Полеты запрещаются, если отмечаются следующие опасные явления погоды:
а) на аэродромах:
- гроза, кучево-дождевая и мощно-кучевая облачность, смерч, шквал, град, ледяной дождь, сильное обледенение (для самолетов, не оборудованных противообледенительными устройствами - обледенение любой интенсивности), гололед;
туман, пыльная (песчаная ) буря, осадки, метель, поземка, дымка, мгла, а также дымы различного происхождения, вызывающие ухудшение горизонтальной или посадочной видимости менее установленной минимумами погоды аэродрома, самолета или командира экипажа;
облачность с высотой нижней границы менее установленной минимумами погоды аэродрома, самолета или командира экипажа;
ветер у земли (его боковая, попутная или встречная составляющая относительно направления взлета или посадк$, скорость которого превышает ограничение, установленное для данного типа самолета;
б) в районах аэродромов, полигонов, на маршрутах полетов:
гроза, кучево-дождевая, мощно-кучевая облачность, град, которые нельзя обойти;
умеренное или сильное обледенение (для самолетов, не оборудованных противообледенительными устройствами - обледенение любой интенсивности);
сильная болтанка, превышающая ограничения, установленные для данного типа самолета;
ПВ и ВНГО менее установленных командиру экипажа для выполнения задания;
облачность, туман, осадки, закрывающие вершины гор, сопки, перевалы и искусственные сооружения (мачты, трубы, телевизионные вышки и т.п.), препятствующие выполнению 'задания.
Штормовое оповещение - сообщение об опасном явлении юо годы.
Штормовое предупреждение - прогноз опасных явлений во годы.
Штормовое оповещение и предупреждение включает:
сбор информации о начале и усилении опасных явлений погоды - штормовых оповещений;
разработку прогнозов опасных явлений погода - штормовых предупреждений;
доведение штормовых оповещений и предупреждений до соответствующих должностных лиц.
На каждом аэродроме организуется сеть станций штормового оповещения (штормовое кольцо). В эту сеть привлекаются мэтеоподразделения ВВС и гидрометеорологические станции Госкомгидромета в радиусе 150-200 км (до 300 км при редкой сети станций). Количество станций и их расположение вокруг аэродрома устанавливаются с учетом преобладающих атмосферных процессов и климатических особенностей района. Количество станций, входящих в штормовое кольцо того или иного аэродрома, уточняется ежегодно. Все станции, привлеченные в сеть штормового оповещения, обязаны немедленно сообщать о начале, усилении и окончании опасного явления погоды в пункте наблюдения.
Начальник метеослужбы авиационной части разрабатывает схему штормового оповещения, которая утверждается начальником штаба. Один из вариантов схемы штормового оповещения приведен на рис. 23.
Штормовые оповещения поступают также от соседних метеоподразделений, аэродромов посадки (при перелетах), экипажей-разведчиков погоды и РЛС, ведущих РРП.
Полученные штормовые оповещения во время полетов немедленно докладываются руководителю полетов и командиру части, а при отсутствии полетов - командиру части, дежурному по приему и выпуску самолетов и авиадиспетчеру.
Метеоподразделения авиационных частей, кроме оповещения об указанных опасных явлениях погоды,подают штормовые оповещения об особо опасных метеорологических, гидрологических геофизических, а также аномальных атмосферных и космических явлениях.
Особо опасными считаются явления, которые по своей интенсивности, времени возникновения, продолжительности и, площади распространения могут нанести или нанесли значительный ущерб авиационной технике, аэродромным сооружениям и личному составу. К особо опасным явлениям в районе базирования частей относятся:
ветер со скоростью 30 м/с;
град диаметром более 30 мм;
сильный дождь и снегопад с интенсивностью, превышающей критические значения, установленные для данного района;
повышение уровня воды в реках, водоемах до критических значений, наводнения, заторы, зажоры, угрожающие затоплением районов базирования;
селевые потоки и снежные лавины;
извержения вулканов;
землетрясения и цунами.
К аномальным атмосферным и космическим явлениям оптического j электрического и иного происхождения, прогноз которых в настоящее время не представляется возможным, относятся:
необычные частицы, выпадающие из атмосферы;
окрашенные осадки или осадки необычного вида и свойства;
необычные световые, акустические, электромагнитные и другие явления в атмосфере и космическом пространстве.
Сообщения об особо опасных метеорологических явлениях передаются (докладываются) во все адреса, установленные для штормовых оповещений, а об аномальных метеорологических, гидрологических и других геофизических явлениях докладываются командованию, расчетам КП и передаются как штормовые в метеоподразделения вышестоящих штабов.
Штормовые предупреждения разрабатываются на основе полученных штормовых оповещений, анализа синоптической обстановки с максимально возможной заблаговременностью. Они разрабатываются независимо от того, предусматривались или нет опасные явления в ранее разработанном прогнозе погоды. В штормовых предупреждениях указываются:
синоптическая обстановка, которая обусловит опасное явление погода;
территория (район, участок, маршрут полета), на которой ожидается это явление;
время начала и продолжительность опасного явления погоды;
вид опасного явления погода, его интенсивность, минимальное значение ВНГО и ГВ, максимальные значения скорости ветра.
Штормовые предупреждения в частях составляют как в период полетов, так и при их отсутствии. Они разрабатываются: при появлении угрозы возникновения опасных явлений погода, в том числе не предусмотренных в ранее данных предупреждениях; при необходимости уточнения времени возникновения, интенсивности и продолжительности опасных явлений погоды, предусмотренных в ранее данном предупреждении; при достижении критических значений метеоэлементов или предельных расстояний до кучево-дождевой облачности, гроз, интенсивных осадков, низкой облачности, туманов и дымов, которые могут сместиться в район аэродрома; при непредвиденном возникновении опасных явлений погоды.
Штормовые предупреждения оформляются на специальных бланках и вручаются под расписку должностным лицам согласно инструкции по штормовому оповещению и предупреждению.
Руководитель полетов при получении штормового предупреждения обязан совместно с синоптиком оценить метеообстановку и прекратить полеты до начала ожидаемого опасного явления погоды, о чем доложить командиру полка. При внезапном ухудшении погоды в районе аэродрома он обязан организовать посадку самолетов на своем аэродроме или направить их на запасной. При достижении критических значений метеоэлементов или предельных расстояний до опасных явлений погода он обязан принять решение об ограничении или прекращении полетов с докладом командиру полка.
Командиры, руководители налетов оценивают оправдываемость разработанных в период полетов штормовых предупреждений. Штормовое предупреждение считается оправдавшимся, если в указанные в нем сроки с отклонением не более чем на I ч наблюдалось хотя бы одно из прогнозированных опасных явлений и при условии, что предупреждение было доложено руководителю полетов (командиру) не менее чем за 30 мин до начала опасного явления погоды. Штормовое предупреждение считается неоправдавшимся, если:
на всей территории, по которой давалось предупреждение, не наблюдалось ни одного прогнозированного опасного явления погоды или время начала их было дано с ошибкой более 1ч в ту или иную сторону;
заблаговременность вручения разработанного предупреждения была менее 30 мин)
в предупреждении были указаны не все опасные явления погода, которые наблюдались фактически.
Недооценка роли штормовых оповещений и предупреждений, пренебрежение ими недопустимы со стороны командиров и руководителей полетов. Стремление некоторых командиров выполнить план полетов, несмотря на угрозу возникновения или выноса опасных явлений погоды,приводит к летным происшествиям или предпосылкам к ним.
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение