logo
Метеорологическое обеспечение А

§ 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды

Штормовое оповещение и предупреждение командиров, руководителей полетов, расчетов КП и летного состава ор­ганизуется в целях обеспечения безопасности полетов и своевременного принятия мер по сохранению авиационной техники на аэродромах от воздействия опасных явлений по­годы.

Опасными для авиации явлениями погоды называются ' такие явления или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранности авиационной техники на аэродромах.

Перечень опасных явлений погоды, полеты в которых запрещаются, определен НАМС.

Полеты запрещаются, если отмечаются следующие опас­ные явления погоды:

а) на аэродромах:

- гроза, кучево-дождевая и мощно-кучевая облачность, смерч, шквал, град, ледяной дождь, сильное обледенение (для самолетов, не оборудованных противообледенительными устройствами - обледенение любой интенсивности), гололед;

б) в районах аэродромов, полигонов, на маршрутах полетов:

Штормовое оповещение - сообщение об опасном явлении юо годы.

Штормовое предупреждение - прогноз опасных явлений во годы.

Штормовое оповещение и предупреждение включает:

На каждом аэродроме организуется сеть станций штормо­вого оповещения (штормовое кольцо). В эту сеть привлекаются мэтеоподразделения ВВС и гидрометеорологические станции Госкомгидромета в радиусе 150-200 км (до 300 км при редкой сети станций). Количество станций и их расположение вокруг аэродрома устанавливаются с учетом преобладающих атмосфер­ных процессов и климатических особенностей района. Количест­во станций, входящих в штормовое кольцо того или иного аэродрома, уточняется ежегодно. Все станции, привлеченные в сеть штормового оповещения, обязаны немедленно сообщать о начале, усилении и окончании опасного явления погоды в пункте наблюдения.

Начальник метеослужбы авиационной части разрабатывает схему штормового оповещения, которая утверждается начальни­ком штаба. Один из вариантов схемы штормового оповещения приведен на рис. 23.

Штормовые оповещения поступают также от соседних метеоподразделений, аэродромов посадки (при перелетах), экипажей-разведчиков погоды и РЛС, ведущих РРП.

Полученные штормовые оповещения во время полетов не­медленно докладываются руководителю полетов и командиру части, а при отсутствии полетов - командиру части, дежурно­му по приему и выпуску самолетов и авиадиспетчеру.

Метеоподразделения авиационных частей, кроме оповещения об указанных опасных явлениях погоды,подают штормовые опо­вещения об особо опасных метеорологических, гидрологических геофизических, а также аномальных атмосферных и космических явлениях.

Особо опасными считаются явления, которые по своей интенсивности, времени возникновения, продолжительности и, площади распространения могут нанести или нанесли значительный ущерб авиационной технике, аэродромным сооружениям и личному составу. К особо опасным явлениям в районе базиро­вания частей относятся:

К аномальным атмосферным и космическим явлениям опти­ческого j электрического и иного происхождения, прогноз ко­торых в настоящее время не представляется возможным, относят­ся:

Сообщения об особо опасных метеорологических явлениях передаются (докладываются) во все адреса, установленные для штормовых оповещений, а об аномальных метеорологичес­ких, гидрологических и других геофизических явлениях до­кладываются командованию, расчетам КП и передаются как штормовые в метеоподразделения вышестоящих штабов.

Штормовые предупреждения разрабатываются на основе полученных штормовых оповещений, анализа синоптической об­становки с максимально возможной заблаговременностью. Они разрабатываются независимо от того, предусматривались или нет опасные явления в ранее разработанном прогнозе погоды. В штормовых предупреждениях указываются:

Штормовые предупреждения в частях составляют как в период полетов, так и при их отсутствии. Они разрабатыва­ются: при появлении угрозы возникновения опасных явлений погода, в том числе не предусмотренных в ранее данных пре­дупреждениях; при необходимости уточнения времени возник­новения, интенсивности и продолжительности опасных явлений погоды, предусмотренных в ранее данном предупреждении; при достижении критических значений метеоэлементов или предель­ных расстояний до кучево-дождевой облачности, гроз, интен­сивных осадков, низкой облачности, туманов и дымов, которые могут сместиться в район аэродрома; при непредвиденном воз­никновении опасных явлений погоды.

Штормовые предупреждения оформляются на специальных бланках и вручаются под расписку должностным лицам согласно инструкции по штормовому оповещению и предупреждению.

Руководитель полетов при получении штормового предуп­реждения обязан совместно с синоптиком оценить метеообста­новку и прекратить полеты до начала ожидаемого опасного яв­ления погоды, о чем доложить командиру полка. При внезапном ухудшении погоды в районе аэродрома он обязан организовать посадку самолетов на своем аэродроме или направить их на запасной. При достижении критических значений метеоэлемен­тов или предельных расстояний до опасных явлений погода он обязан принять решение об ограничении или прекращении по­летов с докладом командиру полка.

Командиры, руководители налетов оценивают оправдываемость разработанных в период полетов штормовых предупрежде­ний. Штормовое предупреждение считается оправдавшимся, если в указанные в нем сроки с отклонением не более чем на I ч наблюдалось хотя бы одно из прогнозированных опасных явле­ний и при условии, что предупреждение было доложено руково­дителю полетов (командиру) не менее чем за 30 мин до на­чала опасного явления погоды. Штормовое предупреждение счи­тается неоправдавшимся, если:

Недооценка роли штормовых оповещений и предупреждений, пренебрежение ими недопустимы со стороны командиров и руко­водителей полетов. Стремление некоторых командиров выпол­нить план полетов, несмотря на угрозу возникновения или выноса опасных явлений погоды,приводит к летным происшест­виям или предпосылкам к ним.