logo
Метеорологическое обеспечение А

3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метео­условий в ней

По данным о перемещении синоптических объектов на исходной кольцевой (синоптической) карте определяется область ожидаемого влияния. Для этого рассчитываются рас­стояния, на которые переместятся синоптические объекты от их положения на исходной карте погоды до интересующих моментов времени (обычно до начала и окончания полетов) Положение границ области ожидаемого влияния определяется методом обратной прокладки (переноса) с учетом перемещения синоптического объекта и ветра у поверхности земли или на высотах. На рис. 40 показан пример определения границ области ожидаемого влияния для различных частей циклона. Точки А и В соответствуют расположению аэродрома на начало и конец периода оценки метеообстановки только с учетом -перемещения циклона. Точки Ai и Bi соответствуют границам области ожидаемого влияния с учетом осредненного приземного ветра в этой части циклона. Если необходимо учесть ветер на высотах (например, 1000 или 1500 м), то для этого нужно использовать карты АТ925. АТ850 или данные радиозондирова­ния (шаропиkjтных наблюдений).

Учет цриземного ветра при оценке позволяет уточнить такие характеристики метеоусловий,как'температура, влаж­ность, видимость, а также предусмотреть вынос в район аэродрома очагов тумана и низкой облачности.

Таким образом, точки Ai и Bi соответствуют границам области ожидаемого влияния. Их положение намечают на ис­ходной карте погода, В первом приближении считается, что метеоусловия в районе аэродрома (или другого какого-либо пункта) будут изменяться за счет переноса в той же после­довательности, как и в выделенной на карте области. С уче­том положения области ожидаемого влияния выбирается кон­кретный вариант маршрута полета на воздушную разведку

погода и определяются задачи разведчику по определении или уточнению метеоусловий в этой области. Метеорслогические условия в области ожидаемого влияния на карте погоды могут значительно измениться под воздействием эволюции синопти­ческих объектов, суточного хода метеоэлементов, а также местных особенностей подстилающей поверхности. Эти факторы необходимо учитывать при оценке метеообстановки.

Под эволюцией синоптических объектов понимается углуб­ление или заполнение циклонов, усиление или ослабление антициклонов, обострение или размывание атмосферных фронтов, трансформация воздушных масс за время их перемещения из области ожидаемого влияния. Выводы об эволюции барических систем можно сделать при анализе исходных приземных карт погода и карт AT^qq, AT^qq, используя некоторые эмпиричес­кие правила:

Характер суточной эволюции атмосферных фронтов над сушей и морем противоположен: например, 'летом холодные фронты над сушей обостряются, а над морем размываются. Атмосферные фронты обостряются при перемещении их с одной подстилающей поверхности на другую, резко отличающуюся

(суша - море и наоборот). В суточном ходе эволюция фронтов такова: теплые фронты обычно обостряются ночью и размыва­ются днем; холодные фронты обостряются днем и размываются ночью. При приближении фронтов даже к небольшим возвышен­ностям значительно усложняются условия погоды на наветренных склонах в их зонах и упрощаются на подветренных скло­нах. Обострение атмосферных фронтов происходит также при перемещении их на более увлажненную подстилающую поверх­ность.

Суточный ход метеорологических элементов вносит значительное изменение в характер условий погоды в области ожидаемого влияния. Особенно это характерно для теплого времени года, когда суточные изменения температуры, ветра и других метеоэлементов особенно велики. При этом утренняя кольцевая или синоптическая карта, по которой оценивается метеообстановка, не является показательной для второй половины дня, так как не отражает реальных метеоусловий для этого времени. Суточный ход температуры и влажности воздуха нужно учитывать при оценке возможности возникнове­ния туманов в ночные и утренние часы, а также мощных куче­вых и кучево-дождевых облаков в дневное время.

Местные особенности подстилающей поверхности также оказывают существенное влияние на изменение метеоусловий в области ожидаемого влияния. Естественные и искусственные водохранилища, участки увлажнения, заболоченной местности, превышения рельефа на пути перемещения воздушной массы могут резко изменить характер метеоусловий в области ожидаемого влияния. В связи с этим руководящий и летный состав при анализе и оценке метеорологической обстановки должен хорошо знать район полетов, особенно местные физико-географические условия. Своевременный учет этих особенностей повысит качество оценки метеообстановки.

Таким образом, успешность оценки метеорологической обстановки командиром (начальником штаба, старшим штурма­ном) авиационной части зависит и от полноты учета указанных. факторов. Наиболее полно и объективно эти факторы руководя­щий и летный состав может учесть с помощью начальника метеослужбы (дежурного синоптика).