3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
По данным о перемещении синоптических объектов на исходной кольцевой (синоптической) карте определяется область ожидаемого влияния. Для этого рассчитываются расстояния, на которые переместятся синоптические объекты от их положения на исходной карте погоды до интересующих моментов времени (обычно до начала и окончания полетов) Положение границ области ожидаемого влияния определяется методом обратной прокладки (переноса) с учетом перемещения синоптического объекта и ветра у поверхности земли или на высотах. На рис. 40 показан пример определения границ области ожидаемого влияния для различных частей циклона. Точки А и В соответствуют расположению аэродрома на начало и конец периода оценки метеообстановки только с учетом -перемещения циклона. Точки Ai и Bi соответствуют границам области ожидаемого влияния с учетом осредненного приземного ветра в этой части циклона. Если необходимо учесть ветер на высотах (например, 1000 или 1500 м), то для этого нужно использовать карты АТ925. АТ850 или данные радиозондирования (шаропиkjтных наблюдений).
Учет цриземного ветра при оценке позволяет уточнить такие характеристики метеоусловий,как'температура, влажность, видимость, а также предусмотреть вынос в район аэродрома очагов тумана и низкой облачности.
Таким образом, точки Ai и Bi соответствуют границам области ожидаемого влияния. Их положение намечают на исходной карте погода, В первом приближении считается, что метеоусловия в районе аэродрома (или другого какого-либо пункта) будут изменяться за счет переноса в той же последовательности, как и в выделенной на карте области. С учетом положения области ожидаемого влияния выбирается конкретный вариант маршрута полета на воздушную разведку
погода и определяются задачи разведчику по определении или уточнению метеоусловий в этой области. Метеорслогические условия в области ожидаемого влияния на карте погоды могут значительно измениться под воздействием эволюции синоптических объектов, суточного хода метеоэлементов, а также местных особенностей подстилающей поверхности. Эти факторы необходимо учитывать при оценке метеообстановки.
Под эволюцией синоптических объектов понимается углубление или заполнение циклонов, усиление или ослабление антициклонов, обострение или размывание атмосферных фронтов, трансформация воздушных масс за время их перемещения из области ожидаемого влияния. Выводы об эволюции барических систем можно сделать при анализе исходных приземных карт погода и карт AT^qq, AT^qq, используя некоторые эмпирические правила:
циклон (антициклон) углубляется (заполняется), если в его центре (или теплом секторе) наблюдается падение (рост) давления;
при падении (росте) давления в центре циклона (антициклона) продолжительность углубления (усиления) их будет тем больше, чем дальше от центра циклона (антициклона) в его тылу проходит нулевая тенденция изменения давления;
надежным признаком заполнения циклона и прекращения усиления антициклона является удаление области падения (роста) давления от центральной части циклона (антициклона) на его периферию;
циклоны углубляются, а антициклоны ослабевают, если над ними на АТ?00 или АТ500 наблюдается расходимость изо- гипс и заполняются (усиливаются), если наблюдается сходимость изогипс.
Характер суточной эволюции атмосферных фронтов над сушей и морем противоположен: например, 'летом холодные фронты над сушей обостряются, а над морем размываются. Атмосферные фронты обостряются при перемещении их с одной подстилающей поверхности на другую, резко отличающуюся
(суша - море и наоборот). В суточном ходе эволюция фронтов такова: теплые фронты обычно обостряются ночью и размываются днем; холодные фронты обостряются днем и размываются ночью. При приближении фронтов даже к небольшим возвышенностям значительно усложняются условия погоды на наветренных склонах в их зонах и упрощаются на подветренных склонах. Обострение атмосферных фронтов происходит также при перемещении их на более увлажненную подстилающую поверхность.
Суточный ход метеорологических элементов вносит значительное изменение в характер условий погоды в области ожидаемого влияния. Особенно это характерно для теплого времени года, когда суточные изменения температуры, ветра и других метеоэлементов особенно велики. При этом утренняя кольцевая или синоптическая карта, по которой оценивается метеообстановка, не является показательной для второй половины дня, так как не отражает реальных метеоусловий для этого времени. Суточный ход температуры и влажности воздуха нужно учитывать при оценке возможности возникновения туманов в ночные и утренние часы, а также мощных кучевых и кучево-дождевых облаков в дневное время.
Местные особенности подстилающей поверхности также оказывают существенное влияние на изменение метеоусловий в области ожидаемого влияния. Естественные и искусственные водохранилища, участки увлажнения, заболоченной местности, превышения рельефа на пути перемещения воздушной массы могут резко изменить характер метеоусловий в области ожидаемого влияния. В связи с этим руководящий и летный состав при анализе и оценке метеорологической обстановки должен хорошо знать район полетов, особенно местные физико-географические условия. Своевременный учет этих особенностей повысит качество оценки метеообстановки.
Таким образом, успешность оценки метеорологической обстановки командиром (начальником штаба, старшим штурманом) авиационной части зависит и от полноты учета указанных. факторов. Наиболее полно и объективно эти факторы руководящий и летный состав может учесть с помощью начальника метеослужбы (дежурного синоптика).
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение