logo search
СЭД

1.2. Темпы развития и структура дорожной сети

Классификация автомобильных дорог. В состав дорожной сети входят дороги, которые различаются по своим техническим параметрам, интенсивности и составу движения транспортных потоков, своему функциональному назначению и административному подчинению и т.д.

На начальном этапе развития все дороги входили в единую дорожную сеть. Только в 1955 г. в главе «Автомобильные дороги» СНиП II-Д.5 было введено деление дорог на автомобильные дороги общей сети, дороги промышленных предприятий, а также на внутрихозяйственные сельские дороги и дороги специального назначения.

Постановлениями Правительства РСФСР от 24.12.1991 г. № 61«О классификации автомобильных дорог в РСФСР» с последующим уточнением в постановлении Правительства от 27.12.1994 г. № 1428 автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицируются по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, - федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.

Дороги субъектов Российской Федерации стали называться территориальными дорогами. К ведомственным и частнымавтомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, колхозов, совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд.

В соответствии с «Показателями для определения федеральных дорог в РСФСР», утвержденными постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. № 61, к федеральным дорогам относятся:

1. Магистральные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе РСФСР, административными центрами краев и областей;

2. Прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе РСФСР, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.

При отсутствии федеральной сети дорог в районах расположения административных центров к федеральным дорогам относят подъезды от этих центров до аэропортов, морских и речных портов, железнодорожных станций.

Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации. Все остальные дороги общего пользования относятся к территориальным автомобильным дорогам, перечень которых в каждом субъекте Российской Федерации утверждается органом исполнительной власти этого субъекта.

Таким образом, классификация автомобильных дорог по народно-хозяйственному и административному значению, содержащаяся в СНиП 2.05.02-85, заменена классификацией автомобильных дорог общего пользования по принадлежности к собственности - на федеральные и территориальные дороги, а техническая классификация остается прежней на переходный период.

Сеть автомобильных дорог России развивалась неравномерно в течение длительного периода времени (рис. 1.5). Многие годы подавляющую часть протяженности дорожной сети составляли грунтовые дороги, мало приспособленные к пропуску автомобильного движения.

Рис. 1.5. Динамика изменения протяженности и структуры сети автомобильных дорог общего пользования России за период 1940-2000 гг.: 1 - общая протяженность; 2 - грунтовые дороги; 3 - дороги с твердым покрытием

Рост количества автотранспортных средств потребовал увеличения доли дорог с твердым покрытием и, начиная с 60-х гг. прошлого столетия, доля этих дорог стала постепенно возрастать.

Так, например, в период 1986-1990 гг. ежегодные объемы строительства и реконструкции дорог общего пользования составляли от 8 до 12 тыс. км. В целом доля дорог с твердым покрытием в сети дорог общего пользования возросла с 38,6 % в 1970 г. до 64,6 % в 1980 г. В то же время протяженность дорог общего пользования сократилась с 543,1 тыс. км до 497,8 тыс. км или на 45,3 тыс. км из-за исключения грунтовых дорог из сети дорог общего пользования.

Определенную роль в улучшении качественных характеристик дорожной сети сыграло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 310 от 14.04.1980 г. «О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране», в котором была поставлена задача завершить к 1990 г. создание опорной сети магистральных автомобильных дорог с усовершенствованными покрытиями и строительство автомобильных дорог, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов прежде всего в Нечерноземной зоне РСФСР.

Впервые в подобном постановлении была выдвинута задача по соблюдению нормативных межремонтных сроков службы дорожных одежд и созданию сети предприятий автосервиса. Хотя задания этого постановления были выполнены далеко не полностью, доля дорог с твердым покрытием за счет строительства и реконструкции продолжала увеличиваться до 1990 г.

Объемы строительства и реконструкции дорог общего пользования в 1991 - 1995 гг. снизились до 4-6 тыс. км в год, а объемы работ по ремонту и содержанию - в 1,5-2 раза. Однако в это время принципиально изменилась политика по отношению к внутрихозяйственным и ведомственным дорогам. Начиная с 1990 г. многие из этих дорог, имеющих твердое покрытие, стали переводиться в сеть дорог общего пользования и протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием увеличивалась в основном за счет передачи внутрихозяйственных дорог. Объем ежегодно передаваемых дорог составлял от 5 до 15 тыс. км и более. Таким образом, в 1990 г. прекратилось сокращение протяженности сети дорог общего пользования и начался прирост этого протяжения. Минимальная протяженность сети указанных дорог составляла в 1990 г. 455,4 тыс. км, что почти в 2 раза меньше, чем в 1940 г.

Дорожная политика на период 1995-2000 гг. была определена в «Программе совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации «Дороги России»», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.94 г. № 1310. Указом Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дороги России»» от 06.12.1995 г. № 1220 указанной программе был придан статус президентской.

Приоритетными направлениями дорожной политики на федеральных автомобильных дорогах были установлены:

ремонт существующих дорог с ликвидацией недоремонта и усиление дорожных одежд с целью предотвращения их разрушения от возросших нагрузок и ремонта аварийных мостов;

реконструкция наиболее нагруженных автомагистралей с улучшением их транспортно-эксплуатационных показателей;

ликвидация очагов аварийности;

строительство участков новых автомагистралей на обходах населенных пунктов.

На сети местных автомобильных дорог приоритетные направления были установлены в следующем порядке:

ремонт существующих дорог с усилением их до нормативных нагрузок;

ремонт и реконструкция бывших ведомственных дорог, принимаемых в сеть дорог общего пользования, с доведением их параметров до действующих норм;

ремонт аварийных мостов;

строительство дорог с дешевыми покрытиями в сельской местности и реконструкция наиболее загруженных дорог.

За время реализации президентской программы «Дороги России» в период 1995-2000 гг. построено и реконструировано 33596 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе 4318 км федеральных автомобильных дорог. Темпы роста протяженности дорожной сети за счет строительства новых дорог показаны в табл. 1.8.

Таблица 1.8

Показатели прироста протяженности дорожной сети путем строительства новых дорог

Показатели

Годы

1995

1997

1998

1999

2000

Ввод новых дорог, всего, км

2988

2611

2825

2825

4332

Доля от общей протяженности, %

0,6

0,5

0,5

0,5

0,8

В том числе:

Дорог федерального значения, км

365

146

360

321

352

Доля от общей протяженности, %

0,8

0,3

0,8

0,7

0,8

Дорог территориального значения, км

2623

2465

2465

2504

3980

Доля от общей протяженности, %

0,6

0.5

0,5

0,5

0,8

Фактическая протяженность дорог общего пользования России в 2000 г. составила 579,0 тыс. км, в том числе федеральных дорог 46,4 тыс. км, территориальных - 532,6 тыс. км (табл. 1.9). По общей протяженности дорог общего пользования Россия возвратилась к 1970 г.

Таблица 1.9

Наименование показателей

По состоянию на 01.01 соответствующего года, в тыс. км

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Автомобильные дороги - всего

895

915

935

907

927

919

915,6

906,3

В том числе:

общего пользования

466

489

519

531

559

569

573,5

579

Из них:

федеральные

40

41

41

44

46

46

46,2

46,4

территориальные

426

448

478

487

513

523

527,3

532,6

Ведомственные и частные

429

426

416

376

368

357

342,1

327,3

Из общей протяженности автодорог - дороги с твердым покрытием - всего

698

726

743

745

749

757

751,4

753,4

В том числе:

общего пользования

419

440

463

479

500

511

517,4

525,3

Из них:

федеральные

40

40

41

44

45

45,5

45.8

46

территориальные

379

400

422

435

455

465,5

471,6

479,3

Ведомственные и частные

279

286

280

266

249

246

234,3

228,1

Протяженность сети дорог общего пользования с твердым покрытием за период с 1993 по 2000 гг. увеличилась на 106,3 тыс. км и составила 525,3 тыс. км. С учетом перевода сельскохозяйственных и ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования ежегодный прирост протяженности этой сети составлял в среднем около 3 %. За этот же период парк автомобилей увеличился примерно на 9,5 млн. ед. Средний прирост численности автомобильного парка составлял более 8 % в год, т.е. почти в 3 раза больше годового прироста сети автомобильных дорог. Соответственно возрастала и удельная загрузка дорог движением, которая оценивается таким условным показателем, как количество автомобилей, приходящихся на 1 км дороги. Этот показатель за последние 7 лет увеличился с 32,8 до 49,3 авт/км. По этому показателю Россия обогнала Америку, которая имеет 210 млн. автомобилей и примерно 5 млн. км дорог с твердым покрытием, то есть на каждый км приходится 42 автомобиля.

Дорожная сеть России по темпам своего развития в 3 раза отстает от темпов развития автомобильного парка и в значительной степени перегружена автомобильным движением.

За период с 1993 по 2000 гг. существенно изменилась не только протяженность, но и структура дорог общего пользования и ее качественные показатели (табл. 1.10 и 1.11). К концу указанного периода произошел наибольший прирост дорог с усовершенствованным покрытием из асфальтобетона и материалов, обработанных вяжущими.

Таблица 1.10

Структура сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации в 1993-2000 гг.

Наименование показателей

По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Общая протяженность дорог общего пользования - всего

465895

489059

518971

531424

558529

569036

573536

579006

В том числе:

с твердым покрытием - всего

419087

439991

462816

479039

500002

510719

517376

525337

в том числе с усовершенствованным покрытием

274609

290652

305466

318927

332474

342124

347907

354036

Из них:

цементобетонные

9366

9364

9688

9976

10545

10639

10343

10290

асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов

265243

281288

295778

308951

321929

331485

337564

343746

С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.)

143567

149339

157350

160112

167528

168595

169469

171300

Грунтовые

46784

49068

56155

52385

58527

58317

56160

53669

Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:

I

2670

2694

2724

2962

3343

3314

3508

3906

II

23267

24577

24474

24731

25814

25578

26115

26878

III

105170

107649

106820

106699

115188

108738

108460

109115

IV

250604

253263

269309

283181

285938

299270

302705

305591

V

37376

51808

59489

61466

69719

73819

76588

79816

Таблица 1.11

Характеристики изменения качественных показателей сети дорог общего пользования России за период 1993-2000 гг.

Показатели

Состояние на 2000 г.

Прирост за период 1993-2000 гг.

Доля дорог с твердым покрытием, %, всего

90,7

25

В том числе с усовершенствованными покрытиями, %

67,4

29

Из них с покрытиями:

цементобетонными, %

2

9

асфальтобетонными и другими с применением вяжущих материалов, %

65,4

30

С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.), %

32,6

19

Грунтовые, %

9,3

15

Доля дорог различных категорий, %

I

0,7

46

II

5,1

15

III

20,8

4

IV

58,2

22

V

15,2

114

В составе дорожной сети основную долю протяженности имеют дороги IV категории (58,2 %). Наибольший прирост (114 %) получили дороги V категории за счет передачи внутрихозяйственных и ведомственных дорог в сеть дорог общего пользования и дороги I категории (46 %) за счет строительства новых и реконструкции существующих дорог.

Также существенно изменились структура и качественные характеристики федеральных и территориальных автомобильных дорог (табл. 1.12 и 1.13).

Таблица 1.12

Структура сети федеральных автомобильных дорог Российской Федерации в 1993-2000 гг.

Наименование показателей

По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Общая протяженность дорог общего пользования - всего

40201

40622

41052

44166

45442

45931

46205

46356

В том числе:

с твердым покрытием - всего

39755

39862

40419

43752

45030

45548

45826

46049

в том числе с усовершенствованным покрытием

36405

36622

37093

40323

41264

41830

42123

42298

Из них:

цементобетонные

3005

3056

3229

3485

3922

3995

3694

3716

асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов

33400

33566

33864

36838

37342

37835

38429

38582

С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.)

3350

3240

3326

3429

3766

3718

3703

3751

Грунтовые

446

760

633

414

412

383

380

307

Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:

I

2175

2097

2176

2345

2563

2554

2721

3060

II

14228

14763

15310

16602

16971

17456

17546

17860

III

19434

19939

19963

20606

21298

21082

21327

21090

IV

3610

2774

2857

3088

3003

3250

3052

2939

V

308

289

1013

1111

1195

1206

1180

1100

Таблица 1.13

Структура сети территориальных автомобильных дорог Российской Федерации в 1993-2000 гг.

Наименование показателей

По состоянию на 01.01 соответствующего года, в км

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Общая протяженность дорог общего пользования - всего

425694

448437

477919

487258

513087

523105

527331

532650

В том числе:

С твердым покрытием - всего

379332

400129

422397

435287

454972

465171

471550

479288

в том числе с усовершенствованным покрытием

238631

254030

268373

278604

291209

300294

305784

311739

Из них:

цементобетонные

5981

6308

6459

6491

6622

6644

6649

6574

асфальтобетонные и другие с применением вяжущих материалов

232650

247722

261914

272113

284587

293650

299135

305165

С покрытием переходного типа (щебеночные, гравийные и др.)

139793

146099

154024

156683

163763

164877

165766

167549

Грунтовые

46338

48308

55522

51971

58115

57934

55780

53363

Дороги общего пользования с твердым покрытием по категориям:

I

495

597

548

617

780

760

787

846

II

9039

9814

9164

8189

8843

8122

8569

9019

III

85736

87710

87757

86123

93890

87656

87133

88055

IV

246994

250489

266452

280093

282935

296020

299653

302652

V

37068

51519

58476

60355

68524

72613

75408

78716