logo search
СТН Ц-01-95

20. Электроснабжение нетяговых потребителей

20.1. Электрической энергией должны быть обеспечены все железнодорожные станции, разъезды, обгонные пункты, пассажирские ос­тановочные пункты и поселки при них, а также линейно-путевые потребители на перегонах.

20.2. Схема электроснабжения должна пре­дусматривать степень обеспечения надежно­сти, принятой в отношении электроприемников особой группы I категории для технологических нагрузок следующих потребителей:

центральных постов диспетчерской центра­лизации, дорожных и отделенческих (регио­нальных) центров управления движением, по­стов электрической централизации с числом стрелок 30 и более, узлов связи, в том числе обслуживаемых усилительных пунктов, радио­релейных станций, приемных и передающих радиоцентров КВ радиосвязи.

Категорийность остальных электроприемни­ков железнодорожного транспорта устанавли­вается в соответствии с действующими требо­ваниями Министерства путей сообщения Рос­сийской Федерации.

20.3. Схема внешнего электроснабжения устройств новой железнодорожной линии, а также участков дополнительных главных путей разрабатывается, как правило, институтами Минтопэнерго России и утверждается в уста­новленном порядке. Проекты электроснабже­ния должны учитывать, помимо потребителей железнодорожного транспорта, электрические нагрузки районных потребителей, находящихся в прилегающем к железной дороге районе.

20.4. Проекты понизительных трансформа­торных подстанций, распределительных пунк­тов и линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше, предназначенных для снабжения электроэнергией железнодорожных узлов и крупных станций; следует разрабатывать на ос­нове утвержденной схемы электроснабжения данного района, учитывающей перспективный рост нагрузок.

20.5. При проектировании и строительстве трансформаторных подстанций необходимо предусматривать использование, в первую очередь, местных строительных материалов и блочных конструкций. Трансформаторные подстанции должны проектироваться с учетом монтажа в них комплектных камер внутренней установки.

20.6. На участках железных дорог с элект­рической тягой электроснабжение промежу­точных станций, железнодорожных разъездов и линейных потребителей, а также резервное питание устройств СЦБ следует, как правило, предусматривать от линий продольного элект­роснабжения, подвешиваемых на опорах кон­тактной сети. Продольные линии следует про­ектировать: при электрификации на перемен­ном токе напряжением 25 кВ, как правило, по системе ДПР (два провода — рельс); при электрификации на постоянном токе — напря­жением 10 кВ.

20.7. На участках железнодорожных линий с автономной тягой и автоблокировкой следует проектировать две одноцепные линии электро­снабжения. Одна из указанных линий пред­назначается для основного питания устройств СЦБ и связи, а вторая — для резервного пита­ния устройств СЦБ и связи, электроснабжения малых станций, линейно-путевых зданий и ос­тальных железнодорожных потребителей. В районах, кроме III и выше по гололедности и IV—VII ветровых, при соответствующем обос­новании допускается предусматривать одну двухцепную линию электроснабжения. При на­личии существующей линии продольного элек­троснабжения, которая может быть использо­вана для резервного питания устройств СЦБ, допускается предусматривать одну одноцеп­ную линию электроснабжения, с доведением существую­щей линии продольного электро­снабжения до действующих норм.

На примыканиях и тупиковых участках ма­лодеятельных линий, оборудованных путевой автоблокировкой, может быть допущено одно­стороннее (консольное) питание основной и резервной линий электроснабжения.

Линии, предназначенные для основного пи­тания устройств СЦБ, должны быть воздушны­ми (ВЛ), как правило, напряжением 10 кВ (при соответствующем обосновании — 35 кВ), часто­той 50 Гц, трехфазными с изолированной нейт­ралью, иметь двухстороннее питание от тяго­вых или трансформаторных подстанций и под­ключаться к шинам через изолирующие транс­форматоры. Применение кабельных вставок допускается в исключительных случаях при со­ответствующем обосновании.

20.8. При проектировании ВЛ основного и резервного питания устройств СЦБ должны рассчитываться при одностороннем питании на потерю напряжения в конце линии, обеспечивающую нормированные уровни напряжения (потери напряжения в линии не должны пре­вышать 5 % от номинального напряжения) для всех потребителей, подключенных к ВЛ. Поте­ри напряжения в питающих линиях до 1000 В постов ЭЦ, ДЦ, ГАЦ, узлов связи, НУПов, РРС не должны превышать 5 %.

Во всех случаях при этом должны быть вы­держаны уровни напряжения переменного то­ка:

на входных зажимах в кабельных ящиках 230 В с отклонением в пределах 207—242 В;

на шинах вводных панелей 380 В с отклоне­нием в пределах 342—399 В.

20.7. Линии основного и резервного пита­ния устройств СЦБ должны быть секциониро­ваны разъединителями или выключателями. На участках с автономной тягой секционные разъ­единители (выключатели) должны предусмат­риваться вблизи помещения дежурного по станции. На электрифицированных участках секционные разъединители следует устанавли­вать у тяговых подстанций и постов секциони­рования, а на станциях, где нет подстанций и постов секционирования — в горловинах.

20.10. Длина плеча питания автоблокировки на участках с электрической тягой должна при­ниматься равной расстоянию между тяговыми подстанциями, а на участках с тяговым элект­роснабжением по системе 2´25 кВ и на участ­ках с автономной тягой, как правило, не долж­на превышать 50 км.

20.11. В проектах электроснабжения уст­ройств СЦБ и связи должны производиться расчеты токов короткого замыкания и выбор защит с учетом обеспечения селективности от источников питания до электроприемников включительно.

20.12. При проектировании электроснабже­ния нетяговых потребителей при необходимо­сти следует предусматривать мероприятия для компенсации реактивной мощности. Устройства компенсации следует устанавливать на транс­форматорных подстанциях и непосредственно а цехах депо, заводов и др.

20.13. Подвеска сигнальных проводов СЦБ на опорах ВЛ СЦБ не рекомендуется.

20.14. На ВЛ СЦБ и продольного электро­снабжения в районах с толщиной слоя гололе­да 10 мм и более должны предусматриваться плавки гололеда и профилактический подогрев проводов. На участках с автономной тягой плавка гололеда предусматривается при техни­ческой возможности обеспечения энергосисте­мами электрической мощности для этой цели.

20.15. На ВЛ СЦБ и продольного электро­снабжения должны- применяться многопрово­лочные провода марки АС. Линии продольно­го электроснабжения следует проектировать с учетом применения электрообогрева стрелоч­ных переводов в случае его целесообразности для конкретного климатического района.

20.16. На неэлектрифицированных железно­дорожных линиях, располагаемых в вечномерзлых, а также каменистых грунтах и заболочен­ных местах, опоры линий продольного элект­роснабжения следует устанавливать в преде­лах габаритов опор контактной сети в соответ­ствии с требованиями п. 19.32 с обеспечением мероприятий по их устойчивости и защите от коррозии с учетом возможности в дальнейшем подвески на них контактной сети, если электри­фикация участка предполагается в срок не бо­лее 10 лет.

20.17. Для управления электрическими приводами разъединителей и выключателей долж­ны предусматриваться устройства телемехани­зации. На участках с автономной тягой при отсутствии ТУ и ТС объектов электроснабжения следует предусматривать дистанционное управление с использованием кабелей, проекти­руемых для устройств СЦБ. На участках с электротягой должна предусматриваться про­кладка самостоятельных кабелей.

20.18. При проектировании ДЦ на участках с автономной тягой следует предусматривать ТУ и ТС объектов электроснабжения (секционные разъединители, выключатели пунктов питания и секционирования, резервные электростанции для питания ВЛ СЦБ) по каналам ДЦ. Управле­ние объектов электроснабжения необходимо предусматривать с пульта, установленного в помещении энергодиспет­чера. При объеме ТУ и ТС объектов электроснабжения, превышаю­щем возможности систем ДЦ, используются системы телемеханики, применяемые для электрифицированных участков.

20.19. Для обслуживания и ремонта уст­ройств электроснабжения нетяговых потреби­телей при их проектировании следует предус­матривать строительство новых или реконст­рукцию существующих производствен­ных баз технического обслуживания.