§ 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
В период планирования полетов (боевой подготовки) на месяц (период обучения) командир (штаб) авиационной части анализирует авиационно-климатические характеристики аэродрома и района полетов, долгосрочный прогноз погоды на месяц и статистические данные об орнитологической обстановке в предстоящем месяце (сезоне).
Авиационно-климатические характеристики аэродрома или района иолотов включают авиационно-климатические описания и авиационно-климатические справки.
Авиационно-климатическое описание предназначается для изучения местных особенностей климата и учета их при планировании полетов и проведении других мероприятий по плану боевой подготовки. Оно содержит следующие разделы:
краткая физико-географическая характеристика;
авиационно-климатическая характеристика;
синоптико-климатическая характеристика;
оценка летно-метеорологических условий.
В физико-географической характеристике приводятся сведения о рельефе, гидрографии, растительности, почвах и их влиянии на формирование местных условий погода и климата, астрономические данные, проходимости местности, влиянии промышленных предприятий на состояние погоды. В физико- географической характеристике прилагается карта-схема рельефа.
В авиационяо-климатической характеристике приводятся данные о метеоэлементах и явлениях погоды, о метеоусловиях различной степени сложности по месяцам.
Синоптика-климатическая характеристика содержит описание особенностей атмосферной циркуляции и климата по сезонам.
В конце описания производится оценка летно-метеороло- гических условий применительно к задачам боевой подготовки и боевого применения авиации, базирующейся в данном районе.
В метеоподразделениях разрабатываются также авиационно-климатические справки, которые обычно находятся в штабах авиационных частей. Они представляются командованию при текущем планировании полетов на месяц, при обеспечении летно-тактических учений и летно-методических сборов. Авиационно-климатические справки составляются на основе климатических описаний и состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть справки представляет собой краткую пояснительную записку к графической. Графическая часть справки содержит данные о распределении летно-метеорологических условий за каждый месяц.
Данные авиационно-климатических характеристик оцениваются в комплексе с долгосрочным прогнозом погоды на месяц. В результате оценки командир авиачасти определяет возможное количество дней (ночей) в месяце (периоде обучения) с различными метеоусловиями и явлениями погоды. С помощью долгосрочного прогноза погоды оцениваются возможные отклонения ожидаемых условий погоды от средних многолетних. На основании этого командир (штаб) авиационной части планирует летную подготовку.
По статистическим данным об орнитологической обстановке оценивается степень ее сложности в течение месяца (периода обучения), разрабатывается план мероприятий по устранению птиц из района аэродрома и полетов и обеспечению их безопасности в орнитологическом отношении.
В метеоподразделениях составляются также типовые схемы синоптических процессов по месяцам и сезонам года, на которых указываются основные направления вторжения в район базирования и полетов синоптических объектов и опасные явления погоды, характерные для них. Эти материалы наряду с авиационно-климатическими характеристиками позволяют более объективно оценить ожидаемые метеоусловия.
В период принятия решения и планирования полетов командир лично анализирует и оценивает метеорологическую обстановку по подготовленным аэросиноптическим материалам, докладу ориентировочного прогноза погоды начальника метеослужбы (дежурного синоптика). Сложность оценки метеорологической обстановки определяется большой заблаговременностью периода. В связи с этим командир должен учитывать возможные отклонения фактических метеорологических условий от ожидаемых по прогноз. В результате оценки метеообстановки командир части делает.обоснованные выводы об общем характере ожидаемого на полеты состояния погоды, определяет основные задачи и цель предстоящих полетов, принимает решение на их проведение. Начальник штаба части на основании решения командира ставит задачу начальнику метеослужбы по организации метеорологического обеспечения в период подготовки к полетам, указывая время их проведения, маршруты и профили полетов, ограничения го метеорологическим условиям, время: и место докладов метеорологической обстановки в периоды предварительной и предполетной подготовки.
В период предварительной подготовки, которая про родится к одной или нескольким летным сменам, командир оценивает метеорологическую обстановку по подготовленным аэросиноптическим матери алам и ориентировочному прогнозу погода, доложенному начальником метеослужбы (дежурным синоптиком). При оценке метеорологической обстановки на летные смены с заблаговременностью 1-2 суток используются прогностические карты погоды на 24 и 36 часов и фактические карты погоды до максимальных высот планируемых полетов. При большей заблаговре- менности при оценке используются прогнозы погоды на 3 суток, 4-10 суток, авиационно-климатические справки на декаду. В результате анализа и оценки метеорологической обстановки командир определяет наиболее вероятный вариант полетов, меры безопасности на летную смену, назначает экипажи для разведки погоды и ставит им задачу, проверяет знания летным составом действий при непреднамеренном, неожиданном попадании в зоны с опасными явлениями погода. Начальник штаба уточняет задачу начальнику метеослужбы по метеорологическому обеспечению полетов, время начала полетов, их продолжительность, ограничения, связанные с метеоусловиями, районы (маршруты), высоты и профили полетов, запасные аэродромы, место и время доклада метеорологической обстановки в период предполетной подготовки.
Порядок работы при оценке метеорологической обстановки в период предполетной подготовки был рассмотрен выше.
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение