logo search
Метеорологическое обеспечение А

§ I. Задачи и организация метеорологического обеспечения

Метеорологическое обеспечение является одним из ви­дов боевого обеспечения боевой подготовки авиационных частей. Оно включает в себя комплекс мероприятий по сбору, обработке, анализу и своевременному доведению метеорологи­ческой информации до командования, штаба, расчетов КП, лет­ного состава, частей (подразделений) обеспечения в объеме, необходимом для правильной оценки ими метеорологической обстановки.

Метеорологическое обеспечение организуется в целях наиболее полного использования метеорологических условий при выполнении полетов и обеспечения их безопасности. Оно организуется начальником штаба на основании решения командира в соответствии с требованиями Наставления по метеорологической службе (HAMС), Наставления по производ­ству полетов (НПП), Основных правил полетов (ОПП) и осу­ществляется личным составом метеоподразделений.

метеорологическое обеспечение включает следующие мероприятия:

- производство визуальных наблюдений за погодой и измерение метеорологических элементов с помощью технических средств/

- сбор, передачу, обработку, картографирование и ана- лиз метеорологической информации в установленном объеме;

-разработку авиационных прогнозов погоды, авиацион- но-климатических справок и описаний районов базирования и полетов

- организацию и осуществление штормового оповещения и предупреждения об опасных явлениях погоды;

- обеспечение командования, штаба, руководителя по- летов и группы руководства полетами, расчетов КП и летного состава всеми видами метеорологической информации, необходимой для планирования, принятия решения на полеты и их проведение;

- разработку предложений по организации радиолока- ционной и воздушной разведки и доразведки погоды, использованию и учету метеорологических условий для успешного полетов и обеспечения их безопасности;

- Подготовку данных для оценки радиационной и химической обстановки;

- обучение летного состава авиационной метеорологии.

Руководящий состав авиационных частей при организации и проведении полетов обязан:

- глубоко анализировать и всесторонне оценивать метеорологическую обстановку по аэросиноптическим материалам и данным воздушной и радиолокационной разведки погоды;

- постоянно знать и учитывать фактическую и ожидаемую погоду на аэродромах базирования, запасных аэродромах, полигонах и маршрутах полетов;

-организовывать и проводить воздушную и радиолокационную разведку погоды;

- следить за изменениями погоды и ее соответствием уровню подготовки экипажей и выполняемым полетным заданиям;

- принимать меры по обеспечению безопасности полетов и сохранности авиационной техники на земле и в воздухе

- при угрозе возникновения опасных явлений погоды направлять самолеты, находящиеся в воздухе, на запасные аэродромы с благоприятными метеорологическими условиями.

Метеорологические подразделения организационно входят в состав штабов авиационных частей. Начальники штабов, осуществляя общее руководство работой метеоподразделений, обязаны:

- ставить задачи по метеорологическому обеспечению полетов, контролировать их выполнение и оценивать работу подчиненных метеоподразделений

- знать возможности метеоподразделений, уметь самостоятельно анализировать и оценивать метеорологическую и орнитологическую обстановку по аэросиноптическим материалам

- знать фактическую и ожидаемую погоду в районах базирования и полетов, на запасных аэродромах и маршрутах полетов

- обеспечивать метеоподразделения помещениями для организации их круглосуточной работы, определять места для размещения и установки технических средств

- определять каналы и средства связи для оперативного сбора и распространения метеорологической информации

- планировать выделение необходимых линий подключения метеорологических приборов дистанционного измерения, вычислительную технику и средства автоматизированного управления для целей метеорологического обеспечения

- выделять транспортные средства для перебазирования метеоподразделений и организации их работы в полевых условиях

- организовывать охрану технических средств, предназначенных для метеорологических, аэрологических и радиолокационных наблюдений и обеспечение их электропитанием.

Непосредственное руководство метеоподразделениями осуществляют их начальники. Они организуют работу метео­подразделений с учетом задач, решаемых авиационными частя­ми, требований НАМС, специальных инструкций и указаний.

Метеоподразделения несут круглосуточное дежурство, а на аэродромах, имеющих дежурные силы,- круглосуточное бое­вое дежурство. В процессе круглосуточного дежурства выпол­няется обязательный объем работы, который устанавливается В учетом характера выполняемых частью задач, особенностей базирования и штатной численности личного состава метеоподразделения.

Метеорологические наблюдения на аэродромах производят­ся ежечасно, а наблюдения за опасными явлениями погоды - непрерывно по мере их возникновения и развития. В период 'Полетов, а также в тех случаях, когда на аэродроме осуществ­ляется боевое дежурство или аэродром выделен в качестве запасного, метеорологические наблюдения в простых метеоусло­виях производятся ежечасно, в сложных метеоусловиях - при резко меняющейся метеорологической обстановке и при уста­новленном минимуме погоды через 30 мин? а при метеоми­нимуме I категории - через 15 мин,

Температурно-ветровое и ветровое зондирование атмос­феры, а также наблюдения с использованием метеорологичес­кого радиолокатора осуществляются в установленные сроки и По мере необходимости<

I- Результаты метеорологических, аэрологических, радиоло­кационных и орнитологических наблюдений используются при докладах командованию, расчетам КП и летному составу, пере­даются в вышестоящие метеоподразделения и по запросам.

Метеорологическое обеспечение осуществляется на всех этапах организации и выполнения полетов.

В период, принятия решения и планирования полетов метеоподразделение, выполняя установленный объем работы, готовит необходимый аэросиноптический,материал для анализа и оценки ме­теорологической обстановки руководящим составом авиационной части. Аэросиноптичесикй материал включает прогностические карты погоды, авиационно-клдиматические справки на декаду, долгосрочные прогнозы погоды на 4-0 суток, разработанные центральными прогностическими органами министерства обороны СССР, на 3 суток, полученные из метеоподразделения вышестоящего штабы. Начальник метеослужюбы (дежурный синоптик) в установленное начальником штаба время докладывает руководящему и летному составу ориентировочный прогноз погоды на период полетов с указанием возможных отклонений значений метеоэлементов от прогнозируемых, предложения по обеспечению безопасности полетов.

В период предварительной подготовки к полетам начальник метеослужбы (дежурный синоптик) на основании поставленной начальником службы задачи готовит необходимый аэросиноптический материал для доклада руководящему и летному составу. Предварительная подготовка проводится к одной или к нескольким летным сменам(но не более чем к трем). В связи с этим заблаговременность прогнозов погоды и оценки метеорологической обстановки может изменяться от 1-2 до 6-7 дней. Аэросиноптический материал, используемый для доклада и оценки метеорологической обстановки руководящим составом, такой же, как и на предыдущем этапе. Однако при докладе и оценке метеообстановки на летные смены с заблаговременностью 1-2 суток предпочтение отдается прогностическим картам погоды на 24 и 36 часов и фактическим картам погоды, до максимальных высот планируемых полетов. В установленное время начальник метеорологической службы (дежурный синоптик) докладывает руководящему и летному составу предварительный прогноз погоды и предложения по организации разведки погоды.

В период предполетной подготовки начальник метеослужбы организует подготовку дежурного расчета метеоподразделения к непосредственному обеспечению полетов, которая должна заканчиваться не позднее чем за 1 час до начала воздушной разведки погоды. для метеорологического обеспечения полетов назначается дежур­ный синоптик, который входит в состав группы обеспечения. Допуск офицеров метеослужбы к метеорологическому обеспе­чению полетов оформляется приказом по части с указанием метеоусловий, при которых они могут выполнять это обеспе­чение. Полеты в условиях минимума погоды обеспечиваются начальниками метеоподразделений или. с разрешения коман­дира части -наиболее опытными инженерами-синоптиками.

До вылета разведчика погоды начальник метеослужбы (дежурный синоптик) не позднее, чем за час до начала воздушной разведки погоды разрабатывает прогнозы погоды и предложения по мерам безопасности на период воздушной разведки погоды и на период полетов, согласовывает их с дежурным синоптиком вышестоящего штаба. За 20-25 мин до вылета самолета-разведчика погоды он уточняет высоту нижней границы облаков (ВНГО) и горизонтальную види­мость (ГВ). во всех точках аэродрома,, где они измеряются, а также наличие опасных явлений по, данным радиолокационных наблюдений в районе аэродрома. Он докладывает командиру части, руководителю полетов и экипажу-разведчику погоды фактическую и ожидаемую на период разведки погоды и по­летов метеорологическую обстановку, предложения по вы­бору маршрута и профиля полета на воздушную разведку погоды и мерам безопасности, выписывает и вручает бюл­летень погоды на период разведки погоды. Прогноз погоды, записанный в бюллетень погоды, является основным метео­рологическим документом для принятия решения.

Во время воздушной разведки начальник метеослужбы (дежурный синоптик) анализирует донесения экипажа- разведчика погоды, при необходимости докладывает руко­водителю полетов предложения по изменению маршрута и профиля разведки погоды, контролирует соответствие ме­теорологических условий в районе аэродрома, ка маршруте уровню подготовки разведчика погоды.

После посадки самолета-разведчика погоды он при­сутствует при докладе данных о погоде разведчиком, уточняет прогноз погоды на период полетов, докладывает на предполетных указаниях ожидаемую метеорологическую обста­новку летному составу, оформляет бюллетени погоды и вру­чает их руководителю полетов и старшим групп при маршрут­ных полетах.

В период предполетной подготовки до старшего штурмана авиационной части доводятся данные о фактическом и прогнос­тическом ветре на высотах, положительных отклонениях тем­пературы воздуха от стандартных значений, высоте тропопау­зы и температуре на ее нижней границе, минимальном давле­нии, приведенном к уровню моря (при полетах на малых вы­сотах) .

При переносе срока начала полетов более чем на I ч, начальник метеослужбы (дежурный синоптик) докладывает командиру части и руководителю полетов предложения по прове­дению повторной разведки погоды, уточняет прогноз погоды , и вручает новый бюллетень погоды.

Для доклад,а метеорологической обстановки летному сос­таву на предполетных указаниях используются кольцевая кар­та погоды за последний срок наблюдения, карты барической топографии до максимальных высот полетов, аэрологическая диаграмма, планшет радиолокационной разведки погоды.

В период полетов метеоподразделение выполняет максимальный объем работы по сбору и анализу аэросиноптических материалов, своевременному доведению необходимой информации до руководителя полетов. Начальник метеослужбы (дежурный синоптик) ежечасно (или через 30 мин)докладывает руководителю полетов данные о фактической погоде на своем и запасных аэродромах, данные радио­локационной разведки погоды, предложения по организации доразведки погоды, контролирует соответствие метеоусло­вий уровню подготовки летного состава и характеру выполня­емых полетов. При угрозе возникновения опасных явлений по­годы и при достижении критических значений метеоэлементов и предельных расстояний до опасных явлений в районе (на маршрутах) полетов на аэродроме посадки он разрабатывает штормовое предупреждение и вручает его под расписку руко­водителю полетов. В случае, когда анализ атмосферных про­цессов показывает, что последующий ход развития погода бу­дет отличаться от прогнозированного на период полетов, раз­рабатывается уточненный прогноз погоды, выписывается и вручается руководителю полетов новый бюллетень погоды. Если оснований для уточнения прогноза погоды, записан­ного в бюллетень погоды, нет, то через каждые 3 ч док­ладывается руководителю полетов о подтверждении прогноза погоды на последующие 3 ч.

Таким образом, начальник метеослужбы (дежурный синоп­тик) во время полетов постоянно следит за изменениями по­годы, своевременно корректирует разработанный прогноз по­годы, докладывает руководителю полетов предложения по мерам безопасности полетов. Все остальные лица группы управления и обеспечения полетов получают метеорологичес­кую информацию и указания от руководителя полетов.

После окончания полетов руко­водитель полетов оценивает качество метеорологического обеспечения с учетом оправдываемости прогноза погоды на лет­ную смену. Качество метеорологического обеспечения оце­нивается "отлично", "хорошо',' "удовлетворительно". При оценке учитывается:

При удовлетворительной или неудовлетворительной оценке руководитель полетов указывает конкретные недостатки метеорологического обеспечения. О неудовлетворитель­ной оценке качества метеорологического обеспечения поле­тов начальник метеослужбы (дежурный синоптик) докладывает начальнику штаба части.

Метеорологическое обеспечение перелетов имеет свои особенности. Метеоподразделение аэродрома вылета готовит необходимую метеоинформацию для обеспечения перелета и оценки метеообстановки по маршруту. Заблаговременно запра­шивается фактически погода и прогноз погоды в пункте посадки. Перед вылетом экипаж (группа) изучает в метеопод­разделении метеорологическую обстановку по аэросиноптическим материалам. После разрешения на вылет командиру экипажа (группы) выписывается и вручается бюллетень пого­да. Он вручается не ранее чем за час и не позднее чем за 30 мин до вылета. При обеспечении перелетов групп самолетов на аэродроме вылета проводится разведка погоды. При неустойчивой погоде перед прилетом групп самолетов воздушная разведка погоды проводится и на аэродроме посад­ки. Метеорологическое обеспечение полетов на полигоне осуществляется штатным метеоподразделением полигона, а при его отсутствии - специально выделенными метеоспециалистами.

Метеорологическое обеспечение десантирования осущест­вляется штатными метеоподразделениями частей ВТА, а на площадках выброски - метеоспециалистами из состава комендатуры десантного обеспечения.

Метеорологическое обеспечение дежурного авиационного подразделения (экипажей) осуществляет дежурный инженер метеоподразделения той части, которая выполняет дежурство.

При вылете вертолетов (самолетов) с площадок (аэро­дромов), где нет метеоподразделений, их метеорологичес­кое обеспечение организуют командные пункты(руководители полетов), которые управляют их полетами.

Начальники метеоподразделений осуществляют постоянное взаимодействие с начальниками других служб. Старший штур­ман, заместитель командира по инженерно-авиационной служ­бе, начальник химической службы, командиры обато и обсрто непосредственно заинтересованы в получении метеоинформа­ции, необходимой им для решения специальных вопросов в процессе организации и проведения полетов. Например, ин формация о климатических характеристиках и ожидаемой пого­де способствует успешному проведению мероприятий частями тъла по обеспечению готовности аэродромов и авиационной техники, сохранности материальных средств.

Для частей и подразделения связи важное значение имеет учет метеоусловий в целях обеспечения эффективной и безопасной работы проводной и радиосвязи» а также радио, технических средств обеспечения полетов. Наряду с этим части и подразделения тыла и связи участвуют в решении задач метеорологического обеспечения. Своевременное обес­печение метеоподразделений приборами, техническими сред­ствами, расходными материалами и специмуществом, обеспе­чение метеоподразделений средствами связи, ремонт радио- и буквопечатающей аппаратуры и ряд других мероприятий, проводимых частями и подразделениями тыла и связи, способствует повышению качества метеорологического обеспечения

Качество метеорологического обеспечения полетов в значительной мере зависит от оперативности и полноте сбора, обработки и распространения информации.