§ I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
Метеорологическое обеспечение является одним из видов боевого обеспечения боевой подготовки авиационных частей. Оно включает в себя комплекс мероприятий по сбору, обработке, анализу и своевременному доведению метеорологической информации до командования, штаба, расчетов КП, летного состава, частей (подразделений) обеспечения в объеме, необходимом для правильной оценки ими метеорологической обстановки.
Метеорологическое обеспечение организуется в целях наиболее полного использования метеорологических условий при выполнении полетов и обеспечения их безопасности. Оно организуется начальником штаба на основании решения командира в соответствии с требованиями Наставления по метеорологической службе (HAMС), Наставления по производству полетов (НПП), Основных правил полетов (ОПП) и осуществляется личным составом метеоподразделений.
метеорологическое обеспечение включает следующие мероприятия:
- производство визуальных наблюдений за погодой и измерение метеорологических элементов с помощью технических средств/
- сбор, передачу, обработку, картографирование и ана- лиз метеорологической информации в установленном объеме;
-разработку авиационных прогнозов погоды, авиацион- но-климатических справок и описаний районов базирования и полетов
- организацию и осуществление штормового оповещения и предупреждения об опасных явлениях погоды;
- обеспечение командования, штаба, руководителя по- летов и группы руководства полетами, расчетов КП и летного состава всеми видами метеорологической информации, необходимой для планирования, принятия решения на полеты и их проведение;
- разработку предложений по организации радиолока- ционной и воздушной разведки и доразведки погоды, использованию и учету метеорологических условий для успешного полетов и обеспечения их безопасности;
- Подготовку данных для оценки радиационной и химической обстановки;
- обучение летного состава авиационной метеорологии.
Руководящий состав авиационных частей при организации и проведении полетов обязан:
- глубоко анализировать и всесторонне оценивать метеорологическую обстановку по аэросиноптическим материалам и данным воздушной и радиолокационной разведки погоды;
- постоянно знать и учитывать фактическую и ожидаемую погоду на аэродромах базирования, запасных аэродромах, полигонах и маршрутах полетов;
-организовывать и проводить воздушную и радиолокационную разведку погоды;
- следить за изменениями погоды и ее соответствием уровню подготовки экипажей и выполняемым полетным заданиям;
- принимать меры по обеспечению безопасности полетов и сохранности авиационной техники на земле и в воздухе
- при угрозе возникновения опасных явлений погоды направлять самолеты, находящиеся в воздухе, на запасные аэродромы с благоприятными метеорологическими условиями.
Метеорологические подразделения организационно входят в состав штабов авиационных частей. Начальники штабов, осуществляя общее руководство работой метеоподразделений, обязаны:
- ставить задачи по метеорологическому обеспечению полетов, контролировать их выполнение и оценивать работу подчиненных метеоподразделений
- знать возможности метеоподразделений, уметь самостоятельно анализировать и оценивать метеорологическую и орнитологическую обстановку по аэросиноптическим материалам
- знать фактическую и ожидаемую погоду в районах базирования и полетов, на запасных аэродромах и маршрутах полетов
- обеспечивать метеоподразделения помещениями для организации их круглосуточной работы, определять места для размещения и установки технических средств
- определять каналы и средства связи для оперативного сбора и распространения метеорологической информации
- планировать выделение необходимых линий подключения метеорологических приборов дистанционного измерения, вычислительную технику и средства автоматизированного управления для целей метеорологического обеспечения
- выделять транспортные средства для перебазирования метеоподразделений и организации их работы в полевых условиях
- организовывать охрану технических средств, предназначенных для метеорологических, аэрологических и радиолокационных наблюдений и обеспечение их электропитанием.
Непосредственное руководство метеоподразделениями осуществляют их начальники. Они организуют работу метеоподразделений с учетом задач, решаемых авиационными частями, требований НАМС, специальных инструкций и указаний.
Метеоподразделения несут круглосуточное дежурство, а на аэродромах, имеющих дежурные силы,- круглосуточное боевое дежурство. В процессе круглосуточного дежурства выполняется обязательный объем работы, который устанавливается В учетом характера выполняемых частью задач, особенностей базирования и штатной численности личного состава метеоподразделения.
Метеорологические наблюдения на аэродромах производятся ежечасно, а наблюдения за опасными явлениями погоды - непрерывно по мере их возникновения и развития. В период 'Полетов, а также в тех случаях, когда на аэродроме осуществляется боевое дежурство или аэродром выделен в качестве запасного, метеорологические наблюдения в простых метеоусловиях производятся ежечасно, в сложных метеоусловиях - при резко меняющейся метеорологической обстановке и при установленном минимуме погоды через 30 мин? а при метеоминимуме I категории - через 15 мин,
Температурно-ветровое и ветровое зондирование атмосферы, а также наблюдения с использованием метеорологического радиолокатора осуществляются в установленные сроки и По мере необходимости<
I- Результаты метеорологических, аэрологических, радиолокационных и орнитологических наблюдений используются при докладах командованию, расчетам КП и летному составу, передаются в вышестоящие метеоподразделения и по запросам.
Метеорологическое обеспечение осуществляется на всех этапах организации и выполнения полетов.
В период, принятия решения и планирования полетов метеоподразделение, выполняя установленный объем работы, готовит необходимый аэросиноптический,материал для анализа и оценки метеорологической обстановки руководящим составом авиационной части. Аэросиноптичесикй материал включает прогностические карты погоды, авиационно-клдиматические справки на декаду, долгосрочные прогнозы погоды на 4-0 суток, разработанные центральными прогностическими органами министерства обороны СССР, на 3 суток, полученные из метеоподразделения вышестоящего штабы. Начальник метеослужюбы (дежурный синоптик) в установленное начальником штаба время докладывает руководящему и летному составу ориентировочный прогноз погоды на период полетов с указанием возможных отклонений значений метеоэлементов от прогнозируемых, предложения по обеспечению безопасности полетов.
В период предварительной подготовки к полетам начальник метеослужбы (дежурный синоптик) на основании поставленной начальником службы задачи готовит необходимый аэросиноптический материал для доклада руководящему и летному составу. Предварительная подготовка проводится к одной или к нескольким летным сменам(но не более чем к трем). В связи с этим заблаговременность прогнозов погоды и оценки метеорологической обстановки может изменяться от 1-2 до 6-7 дней. Аэросиноптический материал, используемый для доклада и оценки метеорологической обстановки руководящим составом, такой же, как и на предыдущем этапе. Однако при докладе и оценке метеообстановки на летные смены с заблаговременностью 1-2 суток предпочтение отдается прогностическим картам погоды на 24 и 36 часов и фактическим картам погоды, до максимальных высот планируемых полетов. В установленное время начальник метеорологической службы (дежурный синоптик) докладывает руководящему и летному составу предварительный прогноз погоды и предложения по организации разведки погоды.
В период предполетной подготовки начальник метеослужбы организует подготовку дежурного расчета метеоподразделения к непосредственному обеспечению полетов, которая должна заканчиваться не позднее чем за 1 час до начала воздушной разведки погоды. для метеорологического обеспечения полетов назначается дежурный синоптик, который входит в состав группы обеспечения. Допуск офицеров метеослужбы к метеорологическому обеспечению полетов оформляется приказом по части с указанием метеоусловий, при которых они могут выполнять это обеспечение. Полеты в условиях минимума погоды обеспечиваются начальниками метеоподразделений или. с разрешения командира части -наиболее опытными инженерами-синоптиками.
До вылета разведчика погоды начальник метеослужбы (дежурный синоптик) не позднее, чем за час до начала воздушной разведки погоды разрабатывает прогнозы погоды и предложения по мерам безопасности на период воздушной разведки погоды и на период полетов, согласовывает их с дежурным синоптиком вышестоящего штаба. За 20-25 мин до вылета самолета-разведчика погоды он уточняет высоту нижней границы облаков (ВНГО) и горизонтальную видимость (ГВ). во всех точках аэродрома,, где они измеряются, а также наличие опасных явлений по, данным радиолокационных наблюдений в районе аэродрома. Он докладывает командиру части, руководителю полетов и экипажу-разведчику погоды фактическую и ожидаемую на период разведки погоды и полетов метеорологическую обстановку, предложения по выбору маршрута и профиля полета на воздушную разведку погоды и мерам безопасности, выписывает и вручает бюллетень погоды на период разведки погоды. Прогноз погоды, записанный в бюллетень погоды, является основным метеорологическим документом для принятия решения.
Во время воздушной разведки начальник метеослужбы (дежурный синоптик) анализирует донесения экипажа- разведчика погоды, при необходимости докладывает руководителю полетов предложения по изменению маршрута и профиля разведки погоды, контролирует соответствие метеорологических условий в районе аэродрома, ка маршруте уровню подготовки разведчика погоды.
После посадки самолета-разведчика погоды он присутствует при докладе данных о погоде разведчиком, уточняет прогноз погоды на период полетов, докладывает на предполетных указаниях ожидаемую метеорологическую обстановку летному составу, оформляет бюллетени погоды и вручает их руководителю полетов и старшим групп при маршрутных полетах.
В период предполетной подготовки до старшего штурмана авиационной части доводятся данные о фактическом и прогностическом ветре на высотах, положительных отклонениях температуры воздуха от стандартных значений, высоте тропопаузы и температуре на ее нижней границе, минимальном давлении, приведенном к уровню моря (при полетах на малых высотах) .
При переносе срока начала полетов более чем на I ч, начальник метеослужбы (дежурный синоптик) докладывает командиру части и руководителю полетов предложения по проведению повторной разведки погоды, уточняет прогноз погоды , и вручает новый бюллетень погоды.
Для доклад,а метеорологической обстановки летному составу на предполетных указаниях используются кольцевая карта погоды за последний срок наблюдения, карты барической топографии до максимальных высот полетов, аэрологическая диаграмма, планшет радиолокационной разведки погоды.
В период полетов метеоподразделение выполняет максимальный объем работы по сбору и анализу аэросиноптических материалов, своевременному доведению необходимой информации до руководителя полетов. Начальник метеослужбы (дежурный синоптик) ежечасно (или через 30 мин)докладывает руководителю полетов данные о фактической погоде на своем и запасных аэродромах, данные радиолокационной разведки погоды, предложения по организации доразведки погоды, контролирует соответствие метеоусловий уровню подготовки летного состава и характеру выполняемых полетов. При угрозе возникновения опасных явлений погоды и при достижении критических значений метеоэлементов и предельных расстояний до опасных явлений в районе (на маршрутах) полетов на аэродроме посадки он разрабатывает штормовое предупреждение и вручает его под расписку руководителю полетов. В случае, когда анализ атмосферных процессов показывает, что последующий ход развития погода будет отличаться от прогнозированного на период полетов, разрабатывается уточненный прогноз погоды, выписывается и вручается руководителю полетов новый бюллетень погоды. Если оснований для уточнения прогноза погоды, записанного в бюллетень погоды, нет, то через каждые 3 ч докладывается руководителю полетов о подтверждении прогноза погоды на последующие 3 ч.
Таким образом, начальник метеослужбы (дежурный синоптик) во время полетов постоянно следит за изменениями погоды, своевременно корректирует разработанный прогноз погоды, докладывает руководителю полетов предложения по мерам безопасности полетов. Все остальные лица группы управления и обеспечения полетов получают метеорологическую информацию и указания от руководителя полетов.
После окончания полетов руководитель полетов оценивает качество метеорологического обеспечения с учетом оправдываемости прогноза погоды на летную смену. Качество метеорологического обеспечения оценивается "отлично", "хорошо',' "удовлетворительно". При оценке учитывается:
оправдываемость прогнозов погоды на период проведения воздушной разведки погоды и полетов;
оправдываемость штормовых предупреждений, разработанных в период полетов;
своевременность и полнота доклада руководителю полетов о фактической и ожидаемой погоде;.
своевременность уточнения к прогнозам погоды и штормовым предупреждениям.
При удовлетворительной или неудовлетворительной оценке руководитель полетов указывает конкретные недостатки метеорологического обеспечения. О неудовлетворительной оценке качества метеорологического обеспечения полетов начальник метеослужбы (дежурный синоптик) докладывает начальнику штаба части.
Метеорологическое обеспечение перелетов имеет свои особенности. Метеоподразделение аэродрома вылета готовит необходимую метеоинформацию для обеспечения перелета и оценки метеообстановки по маршруту. Заблаговременно запрашивается фактически погода и прогноз погоды в пункте посадки. Перед вылетом экипаж (группа) изучает в метеоподразделении метеорологическую обстановку по аэросиноптическим материалам. После разрешения на вылет командиру экипажа (группы) выписывается и вручается бюллетень погода. Он вручается не ранее чем за час и не позднее чем за 30 мин до вылета. При обеспечении перелетов групп самолетов на аэродроме вылета проводится разведка погоды. При неустойчивой погоде перед прилетом групп самолетов воздушная разведка погоды проводится и на аэродроме посадки. Метеорологическое обеспечение полетов на полигоне осуществляется штатным метеоподразделением полигона, а при его отсутствии - специально выделенными метеоспециалистами.
Метеорологическое обеспечение десантирования осуществляется штатными метеоподразделениями частей ВТА, а на площадках выброски - метеоспециалистами из состава комендатуры десантного обеспечения.
Метеорологическое обеспечение дежурного авиационного подразделения (экипажей) осуществляет дежурный инженер метеоподразделения той части, которая выполняет дежурство.
При вылете вертолетов (самолетов) с площадок (аэродромов), где нет метеоподразделений, их метеорологическое обеспечение организуют командные пункты(руководители полетов), которые управляют их полетами.
Начальники метеоподразделений осуществляют постоянное взаимодействие с начальниками других служб. Старший штурман, заместитель командира по инженерно-авиационной службе, начальник химической службы, командиры обато и обсрто непосредственно заинтересованы в получении метеоинформации, необходимой им для решения специальных вопросов в процессе организации и проведения полетов. Например, ин формация о климатических характеристиках и ожидаемой погоде способствует успешному проведению мероприятий частями тъла по обеспечению готовности аэродромов и авиационной техники, сохранности материальных средств.
Для частей и подразделения связи важное значение имеет учет метеоусловий в целях обеспечения эффективной и безопасной работы проводной и радиосвязи» а также радио, технических средств обеспечения полетов. Наряду с этим части и подразделения тыла и связи участвуют в решении задач метеорологического обеспечения. Своевременное обеспечение метеоподразделений приборами, техническими средствами, расходными материалами и специмуществом, обеспечение метеоподразделений средствами связи, ремонт радио- и буквопечатающей аппаратуры и ряд других мероприятий, проводимых частями и подразделениями тыла и связи, способствует повышению качества метеорологического обеспечения
Качество метеорологического обеспечения полетов в значительной мере зависит от оперативности и полноте сбора, обработки и распространения информации.
- Введение
- Глава I авиационная метеорология (краткие сведения)
- §1. Аэросиноптические материалы
- Спутниковая метеоинформация
- &2 Основные синоптические объекты и метеорологические условия полетов в них
- § 3. Влияние параметров атмосферы на полет самолетов и вертолетов
- Глава 2 основы организации метеорологического обеспечения
- § I. Задачи и организация метеорологического обеспечения
- §2. Организация сбора, обработки и распространения метеорологической информации
- § 3. Технические средства метеослужбы
- I. Приборы и установки для метеорологических наблюдений
- 2. Радиотехнические средства зондирования атмосферы
- 3. Радиотехнические средства обнаружения опасных явлений погоды
- 4. Подвижные метеорологические станции (пмс)
- 5. Аппаратура сбора, распространения и отображения метеорологической информации
- 6. Аппаратура приема спутниковой метеоинформации
- § 4. Авиационные прогнозы погоды, их терминология и градации метеоэлементов в них
- Обеспечение безопасности полетов в метеорологическом и орнитололическом отношении
- § I. Анализ причин предпосылок к летным происшествиям по метеорологическим условиям
- § 2. Роль разводки погоды в обеспечении безопасности полетов
- § 3. Штормовое оповещение и предупреждение об опасных явлениях погоды
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- Глава 4
- § I. Облачность
- § 2. Видимость
- § 3. Турбулентность
- § 4. Сдвиг ветра
- § 5. Электризация
- Глава 5 оценка метеорологических условий полетов на средних. Больших высотах и в стратосфере
- § I. Облачность и видимость.
- § 2. Тропопауза и характеристика температурного режима
- § 3. Ветер, струйные течения и турбулентность
- Глава 6 методика анализа и оценки метеорологической обстановки
- § I. Особенности анализа и оценки метеорологической обстановки
- § 2. Последовательность и содержание анализа и оценки метеорологической обстановки
- 3. Определение области ожидаемого в л и ян и я и метеоусловий в ней
- 4. Формулирование ожидаемого состояния погоды и выводов из
- § 3. Методика оценки метеорологической обстановки в период планирования полетов и предварительной подготовки
- § 4. Метеорологическое обеспечение полетов по внутрисоюзным к международным воздушным трассам
- 3Аключение